Историческая энциклопедия Сибири I

работников пространственных искусств СССР (1930) и ее филиалов на местах. В 1932 на базе федерации со­ здается единый Союз советских художников с соотв. сетью орг-ций на местах. В сов. период большое влияние на Ж . стали оказы­ вать агит. и проп. задания. Изменился не хар-р Ж ., из­ менились сюжеты (И .И . Тютиков «Партизаны», 1926; Н.А. Янова-Надольская «Октябрины», 1926). Ж. при­ обретала черты журн. графики. Примером может слу­ жить «Культчайная» (роспись чайной Вокзального р-на Новосибирска, 1929), выполненная группой художни­ ков под рук-вом Л.В. Вощакина. Лишь отд. авторы, ис­ пользуя образы символизма, способны были выражать рев. идеи средствами Ж . (А .П . Жибинов «Идущие к солнцу», 1928). В 1930-х гг. задания художникам ста­ новились все более жесткими, с прямым обозначением тем и сюжетов и без учета специфики Ж ., что привело к снижению ее качества (Н .Ф . Смолин «Вступление красных отрядов в Томск в 1919 году», И.И. Тютиков «Гибель красногвардейского отряда Петра Сухова. Ал­ тай, 1918 год», Н .И . Чевалков «Красное знамя на Эмер- динском перевале», П.Г. Якубовский «Подпольная кон­ ференция большевиков города Новосибирска в декабре 1918 года»). Профессионализм живописца понизился в цене и потому, что классовый подход ко всем вопро­ сам культуры выдвинул на 1-й план не имевших шко­ лы и достаточного опыта самоучек. Краевые выставки в Сибири стали на равных основаниях комплектовать из картин художников, получивших проф. подготовку, и случайных в этой профессии людей. Однако полного упадка Ж . не произошло. Приспосабливаясь к требо­ ваниям времени, проф. художники продолжали отста­ ивать культуру Ж . Установка на создание значит, по содержанию картины стимулировала оглядку на твор­ чество передвижников. Пленэрная традиция вернулась. 2-я пол. 1930-х —1-я пол. 1950-х гг. —время ее безраз­ дельного господства. В 1933 в Сибири возникли отд-ния Союза худож­ ников СССР, состоявшие в осн. из живописцев. Центр Зап.-Сиб. отд-ния находился в Новосибирске, Вост.- Сиб. — в Иркутске. Самодеят. художники, за редким исключением, в них не входили. Союз художников — устойчивая творч. орг-ция, сохранившаяся и в XXI в. В ее системе в разное время видное место занимали омские пейзажисты К .П . Белов и А .Н . Либеров, кемеровчане A.Н. Кирчанов и П.А. Чернов, барнаулец М.Я Будкеев, томичи А.А. Шумилкин и Г.Н. Завьялов, новосибирцы B.В. Титков, И.В. Титков и И.И. Тютиков, красноярцы Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко и Б.Я. Ряузов, ирку­ тяне А.И. Алексеев, А.И. Вычугжанин и В.С. Рогаль, C.К. Ланзы из Кызыла, А.Н. Осипов из Якутска , Ц .С . Сампилов и Д.Н. Дугаров из Улан-Удэ. Великая Отечественная война изменила сюжеты, условия жизни и творчества художников. Живописцы выполняли плакаты. Возникли трудности снабжения ма­ териалами Ж . В города Сибири прибыло немалое число моек., ленингр., белорус., укр. живописцев (В.И . Ви­ кулов, А.Н. Самохвалов, В.И. Прагер, Д.П. Штерен- берг). Совместно с ними в годы войны продолжалось творчество сибиряков, устраивались выставки. Во 2-й пол. 1950-х гг. поднялась волна направле­ ния, получившего назв. «Суровый стиль». В творчест­ ве следовавших ему художников упростился цвет, ук­ рупнилась форма, публицистичной стала трактовка сюжета (Х .А . Аврутис «Теоретики», А.И. Гутерзон «Проводник геологов», А.С. Тришин «Пожарные. От­ бой», Л .Р . Цесюлевич, И .Р. Цесюлевич «Строители», «Творец химии»), «Суровый стиль» проявился во всех видах изобразит, искусства, однако на его основе не была создана последоват. система формообразования. В худ. учеб. заведениях учили Ж . пленэрной, оста­ вавшейся действенной, имевшей широкий круг при­ верженцев (О .Л . Гинзбург, К.Г. Залозный, В.С. Зе- вакин, Б.В. Крюков, П.Л. Поротников, Б.Я. Ряузов, Н.М. Шемаров). «Суровый стиль» сопутствовал небы­ валому в Сибири подъему монумент. Ж . Коллективы художников сиб. городов пополнились выпускниками фак-тов монумент. Ж . ленингр. худ. вузов (Р.А. Гал- ков, В.Г. Кирьянов, М .И . Слободин, В.Г. Смагин, Г.Н. Трошкин, А.С. Чернобровцев). Распространились новые техники монумент, искусства: мозаика, сграффи­ то, витраж, расписная керамика. Сохранялись и старые виды росписей. Монументалисты со спец. образованием стали центром, к к-рому потянулись живописцы-стан- ковисты, графики, даже скульпторы и прикладники (В.Е. Семенова, Г.В. Черемушкин, панно «Авиация» в ДК им. В.П. Чкалова, Новосибирск). Со 2-й пол. 1960-х гг. «Суровый стиль» стал уга­ сать, уступая место прямо противоположным, камерным тенденциям. Стилевая целостность растворялась в сво­ боде трактовки тем и сюжетов. Централизов. задания действовали, но ослабли. Умножились т. н. встречные предложения, шедшие от авторов картин. Видную роль заняла театр. Ж . В ней проявлялись веяния конструк­ тивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Театры драма­ тический, оперный, муз. комедии давали возможность проявиться различ. стилевым подходам к оформлению спектаклей, что и отразилось в театр. Ж . (Р .П . Акопов, эскизы декораций к спектаклю «Материнское поле» по повести Ч. Айтматова; Т.Д. Дидишвили, оформление комедии В. Шекспира «Виндзорские насмешницы»; Г.С. Якубовская, оформление мюзикла «Золушка»). Ж . Сибири 1970-х гг. многолика. Не умирает пле­ нэрная традиция. Ярко выражены абстракт, экспрес­ сионизм (Н .Д . Грицюк), фовизм и экспрессионизм (А .Г . П о здеев ). К 1980-м гг. в различ. тенденциях растворилась самая возможность единого определения сиб. Ж ., подобного определениям «классицизм», «ре­ ализм», «модерн». Наступило время постмодернизма. Наиболее заметные тенденции Ж . 1970—80-х гг. свя­ заны с фотореализмом (Г.П. Кичигин, Н.А. Белянов, Г.И. Панаркин, М.С. Омбыш-Кузнецов) и сюрреализ­ мом (И .Д . Шуриц, В.А. Карманов, В.А. Авдеев). На­ званные тенденции явственнее проявились в Зап. Си­ бири, хотя и здесь они не существуют в чистом виде и не отличаются числом приверженцев. К 1980-м гг. относится возрождение иконописа- ния. Художники светской станковой и монумент. Ж. (А .С . Чернобровцев, Е.М . Тищенко, С .Н . Фролов, М .Б. Лутаенко, С.Ю. Шишков и др .) активно включи­ лись в роспись строящихся храмов, осваивая несвойс­ твенную им тематику и стилистику. Нач. XXI в. откры­ ло перед иконописанием новые перспективы. Появились проф. иконописцы. В программу ряда гос. худ. учеб. заведений введены курсы иконописания. Зародились спец. школы, напр, при Богословском ин-те Новосибир­ ской епархии. Возрождение этого вида Ж . не является простым продолжением дорев. традиций. На него нало­ жило отпечаток распространение в Сибири кон. XX в. вост. и древнеязыческого мистицизма, повлияли и маг. условия современности. В правосл. храмах появился витраж, более характерный для готики, В 2-й пол. XX в. создаются худ. музеи (картин, галереи, музеи изобразит, искусств) в Новосибирске (1957), Барнауле (1958), Красноярске (1958, на базе худ. отдела обл. краевед, музея), Новокузнецке (1961), Кемерове (1969), Норильске (1974), (Томске (1979, на базе худ. отдела обл. краевед, музея) и др. городах. Ранее (в 1940) был образован Омский музей изобра­ зительных искусств им. М .А . Врубеля . Новые худ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2