Историческая энциклопедия Сибири I
выставочной деят-ти в Сибири: в 1907 —3, в 1908 —5, в 1909 —6 выставок. В Томске в 1-е десятилетие XX в. состоялись персон, выставки В. Д. Вучичевича (1901, 1906, 1908), Л .П . Базановой (1902), Г.И. Гуркина (1907, 1910), А.О. Никулина (1909). Томское об-во лю бителей художеств регулярно проводило передвижные худ. выставки в разных городах Сибири, непременны ми участниками к-рых были мест, художники. В 1905 состоялась 1-я худ. выставка в Чите —персон, выстав ка выпускника Академии художеств С.Р. Бирнбаума, работавшего в учеб. заведениях города с кон. 1890-х гг. В 1907 организована 1-я выставка омских художни ков Н.К. Молочникова, И.В. Волкова, В.А. Конева, А.С. Михайлова, Г.Г. Платонова. В Об-во художников-сибиряков (1913) вошли бар- наульцы В .Н . Гуляев, В.В. Кареев, М .И . Курзин, И.Д. Чашников, томичи Н.Г. Котов, М.М. Черемных и др. молодые художники. Они организовали в Томске выставки своих произведений (1914, 1915), где наряду с идиллич. пейзажами присутствовала графика в духе символистов и футуристич. искания. Иркутское об-во художников (ИОХ , 1915—22), об разованное по инициативе художников А.В. Овчинни кова, К.И. Померанцева и Н.М. Чистякова, устраивало не только собств. ежегод. выставки, но и организовы вало выставки заезжих художников. Члены об-ва при нимали участие в выставках в Томске, Красноярске и в др. городах Сибири. В годы Первой мировой, а затем Гражданской вой ны в Сибири оказались мн. деятели культуры, в т. ч. художники, прибывшие с потоком беженцев из Европ. России, с Поволжья, Урала. Это способствовало зна чит. активизации худ. жизни в Омске, Томске, Барна уле, Бийске и др. городах, созданию новых худ. и лит,- худ. объединений. В 1918—21 в регионе возникают но вые худ. учеб. заведения (школы, студии), худ. музеи, а также худ. отделы (галереи) в краеведческих музеях Томска (1922), Омска (1924) и др. Об-вом художников и любителей изящных искусств Степного края (ОХЛИИСК , 1916—20) в Омске были открыты общедоступные худ. курсы, регулярно органи зовывались выставки. Круп, событием культур, жизни Омска стала худ. выставка, проведенная ОХЛИИСК весной 1919, в к-рой наряду с омскими авторами и вла дельцами худ. коллекций участвовали приезжие худож ники. В марте 1919 в Омске состоялась выставка моек, и петрогр. художников, на открытии к-рой присутство вал Д. Д. Бурлюк. По его инициативе вскоре была орга низована аналог, худ. выставка в Томске (апр. 1919), в к-рой участвовали также томские художники Н.Г. Ко тов, М.М. Поляков, И.Я. Хазов и др. ОХЛИИСК в 1919 провело работу по орг-ции худ.-пром. училища (затем техникума) им. М. Врубеля, открытого в Омске в окт. 1920 уже при сов. власти. В Иркутске в марте 1918 открылся Ин-т изящных искусств, в Томске в мае 1918 — Сибирская народная худ. академия с картин, галереей при ней (организа тор и 1-й рук. худ. К.К . Зеленевский). В 1918—19 в Томске проводились персональные выставки мест, и приезжих художников (напр., моек. худ.-футуриста Н.М. Гущина в марте 1919), выставки Союза томских художников (создан в апр. 1918). Зимой 1918/19 про шла последняя (11-я) период, выставка Томского об-ва любителей художеств. Алтайское художественное общество (АХО, 1918— 20) объединяло мест, и приезжих художников в Бар науле. В городе действовали худ. студии А.О. Нику лина (с 1917), Е.Л. Коровай (с 1918), классы живопи си, проводились худ. выставки. В 1918—21 в Бийске работала худ. студия, занятия в к-рой вели художники A.Э. Мако, И.Д. Кузнецов, скульптор В.А. Сенгале- вич. В Барнауле были открыты Алтайская губ. сов. худ. школа, преобразованная вскоре в губ. худ. мастерские (1919—22), музей живописной культуры (1920 — сер. 1920-х гг.), основу фондов к-рого составила коллекция П .К . Фролова (горный инж., нач. Колывано-Воскре сенских (А лт ай ски х ) заводов в 1817—30). В нач. 1920-х гг. при губ. отделах народ, образова ния созданы секции изобразительных искусств (И ЗО ), в ведение к-рых перешли действовавшие худ. школы и студии, обществ, объединения с имевшимися у них худ. коллекциями и т. д. Возникали новые худ. школы и студии (Бийск, Барнаул, Новониколаевск, Томск и др. города), мн. из к-рых вскоре прекратили существование в условиях финанс. кризиса 1-х лет новой экономиче ской политики. Появлялись новые худ. объединения. В Омске по инициативе художников Н.А. Мамонтова, B .И . Уфимцева и Б.С. Шабль-Табулевича организова на лит.-худ. группа футуристич. направления «Червон ная тройка» (1921-22). В 1922—24 действовали лит.- худ. об-ва в Иркутске («Юрта»), Барнауле (клуб худож ников, литераторов, артистов, музыкантов —«Хлам») и др. городах. Предпринимались попытки объединить худ. силы Сибири. Осенью 1925 в Иркутске по иници ативе худ. Б .И . Лебединского была организована 1-я Всесиб. выставка искусств, на к-рой экспонировалось ок. 300 работ. Большая часть экспонатов принадлежала Омску и Иркутску. Были представлены также работы художников Томска, Мариинска, Гурьевского Завода, Семипалатинска, Красноярска, Бурятии, Владивосто ка, Хабаровска, Читы, Петропавловска (Казахстан), Новониколаевска. Несмотря на то, что ряд крупнейших художников Сибири и Д. Востока ней не участвовал, 1-я сиб. худ. выставка имела большое значение для вы явления худ. сил Сибири. Группа краснояр. художни ков (1926), в правление к-рой входили И.И. Ляхов и В.Л. Петраков, ставила задачи бороться с халтурой в искусстве, повышать квалификацию художников, вести просвет, работу в массах. Осенью 1925 в Сибири организуются мест, фили алы Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922^-32) —в Омске, Томске, Новониколаевс ке и Барнауле. В 1926 сиб. филиалы АХРР совместно с Об-вом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока организовали в Москве Сибирскую худ. выставку. Всесибирской орг-цией стало об-во «Новая Сибирь», созданное по инициативе новосиб. художников (янв. 1926). Вскоре филиалы нового об-ва были образованы в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Бийске, Минусинске, Улале ( Горно-Алтайск). В него вошли (полностью или частично) мест, филиалы АХРР и др. орг-ции художников. Об-вом был организован 1-й съезд сиб. художников (янв. 1927, Новосибирск), вы работавший единую идеол. платформу и орг. формы объединения. Творческим методом, отвечающим зада чам сов. искусства был признан «героический реализм», основанный на идеологии марксизма, оптимальной фор мой объединения художников Сибирского кр. —об-во «Новая Сибирь». Одновр. со съездом художников была организована всесибирская выставка (участвовало более 70 художников, экспонировалось ок. 600 произведений живописи, скульптуры, графики и архитектуры). Вы ставка побывала в Омске, Томске, Красноярске и Ир кутске, ее посетило более 30 тыс. чел. Об-во «Новая Сибирь» объединило более 100 ху дожников края (32 — в Новосибирске, 19 — в Иркут ске, 14 —в Омске, 12 —в Томске, 10 —в Барнауле и т. д.). Филиалы об-ва открывали худ. школы и круж ки, устраивали выставки, вели декор.-оформит, работу. Ликвидировано в 1931 в связи с орг-цией Федерации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2