Историческая энциклопедия Сибири I

Во 2-й пол. XIX в. сибиряки стали получать образо­ вание в худ. учеб. заведениях С.-Петербурга и Москвы. В 1855 генерал-губернатор Вост. Сибири послал в Имп. Академию художеств иркутянина М. И. Пескова, в 1868 был отправлен в Академию В.И. Суриков. Сибиряк по рождению А.Э. Мако (1850—1925) учился в Мюнхенской Академии художеств. С кон. 1870-х гг. он преподавал в томской муж. гимназии, позже организовал 1-ю в городе худ. студию. Писал пейзажи Алтая и Нарымского кр., работал как худ.-анималист. В 1870—75 учился в Ака­ демии художеств уроженец Селенгинска П.И. Старцев, позже работавший в Иркутске и Кяхте, писавший карти­ ны ист. содержания, пейзажи. Н.И. Верхотуров(1863— 1944), получивший 1-е уроки рисования у нерчин. худ. Н.Н. Рябцева, в 1880-е гг. учился в Московском учили­ ще живописи, ваяния и зодчества, в 1889—1901 жил в Иркутске. В 1907 окончил Академию художеств (мас­ терская И.Е. Репина). С нач. XX в ведущее место в его творчестве принадлежало ист.-рев. тематике. Назревшая потребность в мест. худ. школах привела к появлению студий в Томске в 1880-е гг., в Иркутске в 1890-е гг. Рисовальные классы создавались также об­ ществ. орг-циями, наир.: воскресные классы худ.-техн. рисования при Об-ве попечения о начальном образова­ нии (Томск, 1885), класс рисования при Об-ве распро­ странения народного образования и народных развле­ чений (Иркутск, 1905). В Иркутске в 1900 по инициа­ тиве художников Н.И. Верхотурова и М.А. Рутченко возникла рисовальная школа, существовавшая около года. В 1905—07 в Иркутске действовали разрешенные Мин-вом имп. двора классы рисования и живописи, к- рые вел С .Ф . Лытнев. В 1910 открылись худ. школы в Красноярске и Иркутске. Ведущим преподавателем Красноярской рисовальной школы (1-й зав. архитектор и худ. Л.А. Чернышев) мн. годы являлся худ. Д .И . Ка- ратанов. Школа рисования и живописи И. Л. Копылова в Иркутске, пережив в своем развитии ряд трансформа­ ций, существует сегодня как Иркутское худ. училище. В 1913 в Чите открыта худ.-пром. школа (гос. проф. учеб. заведение, существовала до 1923). Новые веяния коснулись иконописных мастерских. Бийская иконописная мастерская дала общую проф.- худ. подготовку алтайцу Г. И. Гуркину, открывшую ему возможность помимо икон писать картины на быт. те­ мы («Камлание», 1895) и в кон. 1890-х гг. поступить в С.-Петербурге в мастерскую И.И. Шишкина. Расстоя­ ние от иконной Ж . до светской сократилось благодаря расширившейся стилистике того и другого ряда. Росло число любителей Ж . В 1860-е гг. картины де­ монстрировались на с.-х. и пром. выставках в Иркутске, Чите. Позже, хотя и нерегулярно, стали устраиваться самостоят. выставки картин и гравюр. В 1880-е гг. худ. выставки становятся заметным явлением в культур, жиз­ ни Томска (1882, 1886, 1887). В 1892 состоялась 1-я гор. худ. выставка в Красноярске. Начинают формировать­ ся худ. коллекции. С 1870-х гг. иркутянин В .П . Сука­ чев начал собирать коллекцию живописи, ориентиру­ ясь прежде всего на творчество передвижников. В кон. XIX в. была создана частная картин, галерея Сукачева, ставшая основой Иркутского художественного музея (1920). На томской выставке (1899) было представле­ но 85 работ 13 мест, владельцев картин. В Красноярске самой значительной была худ. коллекция П.И. Кузне­ цова. В Омске коллекции живописных и графических работ собирались с кон. XIX в. в музее ЗСОРГО. С кон. XIX в. история Ж . на всей тер. Сибири уже не прерывается. На регуляр. выставках в Томске, Ир­ кутске, Красноярске, Барнауле, Омске демонстриру­ ются сложившиеся жанры: пейзаж, портрет, сюжетно- тематич. картина и натюрморт. Все они писались либо полностью с натуры (портрет, пейзаж, натюрморт), либо с использованием натуры после изучения ее в этюдах. Стилевых отличий сиб. живописи от моек, или петерб. не наблюдается, хотя о желательности сиб. колорита в искусстве патриоты Сибири уже заговорили. Не колорит как худ. строй Ж ., а мотивы пейзажа и сюжеты отлича­ ют сибиряков. Показат. примером в этом плане может служить Ж. В.И. Сурикова. Сюжетами ряд его картин впрямую связан с Сибирью («Меншиков в Берёзове», 1883; «Взятие снежного городка», 1891; «Покорение Сибири Ермаком», 1895), прообразы героев его эпопей почти все сибирские. В Сибири написана большая часть пейзажей Сурикова. Все художники Зап. Сибири увле­ ченно писали виды Алтая, художники Вост. Сибири — пейзажи Севера и Байкала. Наибольшее признание получил Г.И. Гуркин, после персон, выставки в Том­ ске (1907) на 10 лет сделавшийся самым популярным живописцем Сибири. Он писал почти исключительно пейзажи Алтая («Хан-Алтай», 1907; «Озеро горных духов», 1910; «Корона Катуни», 1910; «Цветущий ма­ ральник», 1916). Реализм сиб. Ж. отличался от реализма передвиж­ ников почти полным отсутствием критич. направления. Сиб. Ж. по преимуществу пейзажная и портретная. А пейзаж и портрет по своей природе не критичны. Сю- жетно-тематич. картин у сибиряков мало, и они чаще всего либо ист., либо этногр. хар-ра. Так, на 1-й пе­ риод. выставке Томского об-ва любителей художеств (1908) Л .П . Базанова показала работы «Съезд князей в Любиче», «Съезд старейшин 1-й Алтайской дючины», А. С. Капустина — «Шишкованье», «Переселеночка», «В староверской избе». Со 2-й пол. XIX в. осн. методом сиб. Ж . становится пленэр, т. е. трактовка цвета с учетом световоздушной среды. Такая Ж. располагает зрителя вглядываться в ее нюансы; строй картины, каков бы ни был ее сюжет, она смягчает тоном созерцательности. Пленэрная Ж. свойственна В.И. Сурикову, Г.И. Гуркину, Д.И. Кара- танову, А.О . Никулину , мн. их современникам и пос­ ледователям. Ее не поколебали веяния авангардизма, достигшие Сибири в 1910-х гг. В творчестве художни­ ков, пропагандировавших новации в Сибири, эти вея­ ния оказались неглубокими. Сиб. Ж . восприняла лег­ кий отсвет стиля модерн в варианте, представленном объединением «Мир искусства». Среди большого числа иконописцев нач. XX в. отме­ тим И.А. Панкрышева, переехавшего в Томск из Мсте- ры (1898). Он работал для церквей и индивид, заказ­ чиков Бийска, Бердска, Иркутска, Мариинска, Ново- николаевска ( Новосибирска ), Томска, Читы, предлагая на выбор трактовку Ж . от древнегреч. и визант. типа до классицизма, переходящего в реализм. Панкрышев учас­ твовал в выставках икон в Чикаго, Антверпене, Ниж. Новгороде, С.-Петербурге. Примером его убедит, про­ фессионализма может служить икона «Святой Николай Чудотворец» (1907) в Троицком храме Томска. После установления сов. власти в Сибири (1920) иконописа- ние как вид Ж . быстро и надолго исчезло. В нач. XX в. актив, роль в орг-ции худ. выставок в сиб. городах играли мест, объединения художников: кружок любителей живописи в Иркутске (1899) при Об- ве любителей музыки и литературы, Тов-во художников в Красноярске (1905), Томское об-во любителей худо­ жеств (1909—19) и др. (см. Общества художествен­ ные). В 1903 состоялась 1-я передвижная худ. выстав­ ка для Сибири, организов. художницами-сибирячками М.И. Педашенко-Третьяковой и М.В. Сукачевой. Вы­ ставка была составлена из произведений петерб. и сиб. художников. Картины экспонировались в Красноярске, Томске и Иркутске. Последующие годы отмечены ростом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2