Историческая энциклопедия Сибири I
талант, живописцев Вост. Сибири, творчество к-рого выходит за пределы региона. Произв.: «Ловля коня ар каном» (1930), «Красная Армия» (1931), цикл «Музы канты» (1928—29), «Умолкнувшая скрипка» (1955) — И рк ут ский художественный м узей . Имеет прави тельств. награды. Лит.: Алексей Жибинов. Иркутск, 1986; Художники Иркут ска. Иркутск, 1994. Е.А. Добрынина ЖИВОПИСЬ, худ. изображение предмет, мира на плоскости посредством цвет, материалов. Осн. подраз деления Ж .: станковая, монументальная, декоративная. Каждое из подразделений имеет различия по исполь зуемым материалам: масло, темпера, акварель; фреска, мозаика, энкаустика и т. д. Помимо того, существует свой диапазон возможностей в Ж. профессиональной, народной (крестьянской), самодеятельной, детской. Ж . в Сибири появилась вместе с рус. первопроход цами в виде икон (станковая форма) и в виде роспи сей церк. интерьеров (монумент, и декор, формы). В XVII—XVIII вв. в крае распространялась привозная иконопись, постепенно замещавшаяся иконописью мес тной. Владимиро-суздал., моек., украин. иконописцы, мастера Рус. Севера поставляли в Сибирь большое чис ло произведений своего письма. Собств. сиб. иконопись явилась производным названных школ. Она зародилась при архиерейском доме в Тобольске, распространилась по монастырям Томска, Иркутска, оттуда была пере дана в др. сиб. города и везде взаимодействовала с при возными иконами. Светская Ж ., почти искл. станковая, возникает неск. позже. На нач. этапе, вплоть до кон. XVIII в., она числом и разнообразием произведений значит, уступает церковной. У нее свой круг видов и жанров: портреты сиб. промышленников, купцов, губер наторов, виды городов, достопримечательностей приро ды, декор, варианты украшения интерьеров. Процесс приживления проф. светской Ж . в Си бири совершался трудно, что объясняется медленным развитием гор. культуры. В Сибирь шли казаки, зем ледельцы, промысловики, торговцы, в светской Ж . не нуждавшиеся. В ней нуждались представители высш. и ср. администрации, высш. духовенство, купечество, преуспевавшие промышленники, с нач. XVIII в. при обретавшие в Сибири все больший вес. Ж . проникала в Сибирь следом за графикой и в единстве с графикой, чем особенно характерен XVIII в. Потребности пром. и культур, освоения Сибири приве ли к необходимости изучения условий жизни в крае. С 1720-х гг. до кон. столетия в Сибири перебывало немало ученых экспедиций Петербургской АН. В составе каж дой экспедиции находились художники. Они получали задания зарисовывать этногр. типы аборигенов, виды сиб. городов, образцы растений и т. д. Ж . использова лась преим. акварельная, камерная, легко соединяющая ся с графикой. Стилистически она примыкала к барокко и классицизму. В самой Сибири от худ. работ ученых экспедиций не оставалось почти ничего. Их роль — в утверждении ценности докум. рисунка и Ж ., надолго определившей краевед, интересы художников Сибири. Прямого влияния на мест. Ж. эти работы не оказали. Лишь те художники, к-рые, выполняя задания послав ших их в Сибирь учреждений, одновр. обучали рисова нию и Ж . мест, подростков, с достаточным основанием вписываются в сиб. худ. жизнь. Один из них —дарови тый рисовальщик В. П. Петров, обучавший в 1800-х гг. юношей Барнаульской школы Горного упр-ния. В 1829 на Колыванскую шлифовальную ф ку был направлен М.И. Мягков (1779-1852), учившийся в Ака демии художеств в С.-Петербурге. Для выполнения за казов на худ. работы он организовал в Барнауле мас терскую, к-рая считалась иконописной, но в ней писали картины и на светские темы. В кач-ве аттестац. работы на звание акад. живописи Мягков представил картину «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей» (1833). Стилистика картины определяется классицизмом. Од нако краевед, сюжет, подчеркнутый в пояснит, записке Мягкова, этногр. приметы быта алтайцев уводят ху дожника от свойственного классицизму возвышенного тона и идеальной формы. Краевед, мотивы, не являясь исключительно сиб. чертой Ж ., на протяжении XIX в. и значит, части XX в. проходили в ней лейтмотивом. С нач. XIX в. в Сибири появляются мест, живопис цы, работавшие уже преим. в светской манере. Одним из первых был талант, художник-портретист и педагог М.А. Васильев, выполнивший ряд портретов иркут. купцов и чиновников. С 1805 по 1819 он преподавал рисование в Иркутской губ. гимназии. Там же в 1-й пол. XIX в. преподавали рисование П.Н. Колодезни ков и Г.С. Уткин. В 1840-х гг. в связи с открытием в Иркутске жен. учеб. заведений (Сиропитательного дома Е. Медведниковой, 1838; Девичьего ин-та Вост. Сиби ри, 1845) обучаться рисованию стали девушки. В Томске в нач. 1850-х гг. стал преподавать рисова ние в гимназии, затем реальном училище худ. П.М. Ко- шаров (1824—1902). Осн. место в его творчестве заня ли виды Алтая, Тянь-Шаня, Иссык-Куля, Томска с его окрестностями. Писал он и виды др. городов Сиби ри, портреты, этногр. зарисовки, быт. сцены, иконы. Участвовал в науч. экспедициях (в 1857 был спутни ком П .П . Семенова в его путешествии на Тянь-Шань). Издал альбом рисунков «Виды города Томска» (1886), серию литогр. листов «Художественно-этнографические рисунки Сибири» (1889—91). Его пед. и просвет, деят- ть, в т . ч. проведение худ. выставок в Томске (1-я —в 1860, неск. выставок в 1880—90-е гг.), внесли значит, вклад в развитие культуры края. В 1860-х гг. в Красноярске, затем в Иркутске обучал рисованию худ. Н .В . Гребнев — 1-й учитель В .И . Су рикова . В Тобольске в 1860—80-е гг. работал худ. М. С. Знаменский, в Тюмени —И.А. Калганов (1845— 82) —ученик иконописца, ставший самобытным худож ником. Путешествовал по Сибири и долгое время жил в Иркутске художник-пейзажист Е.Е. Мейер (1822-1867), принимавший актив, участие в экспедициях Сиб. отд. Русского географического об-ва. Неотъемлемой частью истории сиб. изобразит, ис кусства стало творчество ссыльных поляков. В 1840— 50-е гг. здесь работал Л. Немировский, в кон. 1850-х — нач. 1860-х гг. живописец и график П. Кшижановс- кий, в 1870—80-е гг. — А. Якубовский, Ю. Беркман, С. Вроньский и А. Сохачевский. Отд. эпизодом развития Ж . в Сибири XIX в. явля ется творчество декабристов. Оно занимает промежут. положение между проф. худ. творчеством и любитель ским, самодеятельным, имея при этом большую ист. и эстет, значимость. Наибольшую активность как живо писец проявил Н.А. Бестужев, оставивший обшир. га лерею портретов близких ему людей, а также портре тов, выполненных по заказу жителей Иркутска, К я х ты, Селенгинска. Во 2-й пол. XIX в. в различ. учеб. заведениях Си бири преподавали выпускники Ймп. Академии худо жеств (С.-Петербург), Московского, Киевского и др. худ. училищ. В Иркутске в числе наиболее заметных педагогов-художников были М.В. Зязин, работавший вначале в Енисейске , М.А. Рутченко (Короткоруч- ко), работавший также в Красноярске, позже в Чите', И .Ф . Фокин, Н.В. Голубев, Г.Е. Некрасов, В.И. Эн- дерлейт, В.М. Скиндер, С.Т. Власенко, В.А. Болотов, А.Х. Клименко, В.А. Александров и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2