Историческая энциклопедия Сибири I
Офиц. регистрация орг-ций А. с. д. как в Сибири, так и в РФ начинается с сер. 1980-х гг., полное восстановле ние церк. структуры произошло в 1990. С этого времени происходит постоян. рост числа их последователей, что связано со свободой совести и беспрепятств. миссионер, деят-тью, проведением массовых еванг. кампаний. Один за другим открываются молитв, дома А. с. д., образуют ся новые общины. На 2006 Восточносибирская миссия А. с. д. объединяет 45 церквей (3 208 чл.), Западноси бирская —56 церквей (5 785 чл.), Дальневосточная кон ференция —47 церквей (3 508 чл.). Осн. направления соц. деят-ти церкви — работа с детьми, создание мед. учреждений, благотворительность. Лит.: Алов А .А ., Владимиров Н .Г ., Овсиенко Ф .Г. Мировые религии. М., 1998; Ю нак Д . История Церкви христиан адвентис тов седьмого дня: В 2 т. Заокский, 2002; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг. Документы и матери алы. Новосибирск, 2004; Горбатов А .В ., Шиллер В .В . Адвентис ты седьмого дня в Сибири. История и современность /У Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2006. Вып. 3; Протестантизм в Тюменском крае: история и современ ность. СПб., 2006. В.П. Клюева, А. И. Савин АДВОКАТУРА, проф. орг-ция адвокатов (пове ренных). Сиб. А. значительно отставала в развитии от своего аналога в Европ. России. Тем не менее сиб. и европ. А. прошли одни и те же этапы в своей орг-ции. Орг. оформление сиб. А. произошло довольно поздно и было связано с проведением судеб, реформ 1885 и 1896, к-рые учреждали состязат. порядок судопроизв- ва. До этого в Сибири господствовала розыскная систе ма судопроизв-ва, где ведущую роль играла судейская коллегия. До кон. XIX в. канцелярия суда занималась сбором материалов по делу, носивших как обвинит., так и оправдат. хар-р. Т. о., суд выполнял функции защиты и обвинения. Дореформенная судеб, система предусматривала орг-цию ходатаев и стряпчих, участие к-рых в процессе было формальным. В их обязанность входило, действуя от имени просителя, составлять раз- лич. прошения, следить за оформлением исков и проч. документов, необходимых для судеб, процесса. Деят-ть подобных ходатаев ничем не регламентировалась, в их среде имелось мн. недобропорядочных лиц. Отношение об-ва к дореформенной А. было негативным. Реорганизация суда, проведенная в 1885, внедряла элементы состязательности и предусматривала присутс твие адвокатов на судеб, процессе. Согласно вр. прави лам от 25 февр. 1885, «по делам о преступлениях, влек ших за собой лишение всех прав состояния», прокурор, надзор поддерживал обвинение на суде, а подсудимому пред. суда назначался защитник из состоявших при суде чиновников или посторонних лиц, к-рым закон не вос прещал ходатайство по чужим делам. Данная реформа суда носила ограниченный хар-р и не стала толчком к развитию института А. Судеб, реформа 1896 предусматривала такой состя зат. процесс, в к-ром самостоят. роль играли институты защиты и обвинения. Теперь суд определял виновность подсудимых, степень их наказания, основательность ис ков по фактам, представленным прокурор, надзором, участниками процесса, а также их поверенными. Из менились требования к проф. А., состоявшей теперь из присяж. и частн. поверенных. Присяж. поверенные были организованы в особую проф. корпорацию, к вступавшим в нее предъявлялись высокие требования. Присяж. поверенными не могли стать лица, не достигшие 25-летнего возраста; нака занные лишением или ограничением прав; состоявшие под следствием по преступлениям; уволенные с гражд. службы; объявленные несостоят. должниками; также иностранцы, женщины, гос. служащие, бывш. священ нослужители и пр. Кроме того, существовали доп. тре бования, к-рые базировались на законах, регламенти ровавших соц., нац. и др. вопросы. Напр., лицам не- христиан. вероисповедания требовалось разрешение министра юстиции для занятия адвокат, деят-тью. Осо бые ограничения вводились для евреев, число к-рых не должно было превышать 10% от общего кол-ва присяж ной А. данного судеб, округа. Для получения статуса поверенного закон предусматривал также высокий стаж (не менее 5 лет службы на судеб, должностях и спец. подготовку под рук-вом присяж. поверенного в кач-ве его помощника), высш. юр. образование и положит, ре шение совета присяж. поверенных, к-рое зависело от нравств. качеств будущего адвоката. В Сиб. регионе до 1905 обязанности советов присяж. поверенных возлага лись на окр. суды. Реформа 1896 поставила перед присяж. поверенны ми большие задачи. Помимо права «хождения по чужим делам» и требования вознаграждения за проделанную работу они должны были охранять авторитет и досто инство своей корпорации. Им запрещались занятия, не совместимые со званием присяж. поверенных: служба на гос. и выборных должностях (за искл. неоплачива емых почет, и обществ, должностей), комиссионерская деят-ть, маклерство и пр. Члены А. в обязат. порядке избирали местожительство в пределах судеб, округа. Звание присяж. поверенного присуждалось только пос ле принесения присяги. Наряду с присяж. А. функционировал институт частн. поверенных. Долгое время числ. присяж. и частн. по веренных в Сибири была примерно одинаковой. Час тная А. представляла собой по существу дореформен ный тип ходатаев. Гос-во регламентировало их деят-ть законом от 1872. Начиная с этого времени частн. пове ренные обязывались выкупать в окружных судах или судеб, палатах спец. свидетельства, разрешавшие хода тайствовать в общих или мировых судеб, местах в теч. года. Деят-ть по таким свидетельствам не ограничива лась рамками одной судеб, палаты и распространялась на всю тер. России. Требования к частн. поверенным ограничивались только знанием законов и правил веде ния дел. Судеб, учреждения могли не брать во внимание нравственность и образоват. уровень лиц, к-рым выда вали свидетельства. Однако в Сибири окр. суды как орган надзора требовали от мировых судей или полиц. чиновников предоставления отзывов по месту прежней службы или жительства частн. поверенных. Взаимоотно шения между частн. и присяж. А. складывались непро стые. Тем не менее функцион. различия между частн. и присяж. А. на тер. Сибири были сглажены, т. к. час тн. поверенные выполняли часть обществ, работы, к-рая предусматривалась для присяж. поверенных. Сиб. А. развивалась по 2 направлениям: обществ, деят-ть и поиск оптим. форм самоорганизации. Уже в кон. XIX в. в среде адвокатов возникли инициативы по созданию юр. консультаций. Появление консультаций в Благовещенске, Иркутске , Омске, Томске, Чите происходило в русле общерос. движения, направлен ного на стремление оказывать помощь бедным слоям об-ва. Однако с самого начала сиб. адвокаты пытались превратить консультацию в высш. дисциплинар. орган, предоставив ей право контроля по вопросам адвокат, этики. Наличие собств. корпоратив. устройства содейс твовало общему подъему самосознания А. в Сибири. Консультации за непродолжит. время своего существо вания показали, что они являются одним из эффектов. средств связи населения с правосудием. Сиб. А. пос тепенно завоевывала себе обществ, признание, активно участвуя в обществ, жизни региона в составе различ. об-в и попечит. советов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2