Историческая энциклопедия Сибири I
листов, меннонитов ), а также правосл. населения. В первое время, приняв адвентистов за ересь жидовству- ющих, власть подвергала их преследованиям. Позднее адвентизм стал рассматриваться как внутр. дело нем. колонистов, пользовавшихся свободой вероисповедания. 1-я рус. община была организована в Ставрополе в кон. 1880:х гг. (рук. Ф. Бабиенко). Рус. адвентист, общины создавались и существовали обособленно от нем. об щин. До 1905 рус. адвентисты проводили отд. от нем. адвентистов собрания. 1-е упоминание об адвентистах в Сибири относится к кон. XIX в., когда царское пр-во в 1883 сослало в Тобольской губ. неск. семей верующих. О распространении адвентизма в Сибири можно гово рить применительно к нач. XX в. В 1906 адвентисты были уравнены в правах с бап тистами, в 1907 создана Рос. унионная конференция, преобразов. в 1908 в самостоят. Рос. унион. В 1907 в стране насчитывалось ок. 3 тыс. приверженцев адвен тизма, к 1917 —7 тыс. В 1910 в Сиб. миссионер, поле (подразделении церкви А. с. д., распространявшем свою деят-ть на всю Сибирь) было 268 чл. В 1911 образован самостоят. Сиб. унион, в 1915 только в Акмолинской обл. насчитывалось 355 А. с. д. В 1914 среди рос. ад вентистов начались внутрицерк. расхождения по вопро су допустимости воен. службы с оружием в руках. По данным Мин-ва внутр. дел Временного пр-ва, с 1 авг. 1914 по 1 апр. 1917 за отказ от воен. службы осуждено 837 чел., из них 70 адвентистов. В годы Первой ми ровой войны под предлогом борьбы с «немецким заси льем» власти вновь ужесточили контроль над деят-тью А. с. д., выслав ряд руководителей общин. 1920-е гг. отмечены значит, ростом и укреплением адвентист, общин в СССР. В янв. 1919 адвентисты, как и др. протестанты, освобождены от службы в армии (см. Альтернативная гражданская служба). В окт. 1920 в Москве учрежден Всерос. союз общин А. с. д. (ВСА- СД), насчитывавший 11 тыс. чл. Создано адвентист, изд-во «Патмос», выпускавшее ж. «Благовестник», «Го лос истины» и «Адвентистский вестник» (на нем. яз.). Кроме того, краевые и обл. адвентист, союзы издавали миссионер, журналы, брошюры. В эти годы адвентисты Сибири получили возмож ность создать свою орг-цию. В 1920 образован Сиб. союз союзов А. с. д. с центром в Томске , к-рый вклю чал 4 филиала: Западносиб. (ст. Булаево), Среднесиб. (Томск), Южносиб. (Кокчетав) и Восточносиб. ( И р кут ск ). Парт.-сов. рук-во Сибири крайне негативно относилось к деят-ти А. с. д. В дек. 1920 издается сек рет. циркуляр Алтайского губкома РКП(б) «О необхо димости агитационной борьбы против развивающегося религиозного движения евангелистов и адвентистов». В янв. 1923 все молитв, дома А. с. д. в Сибири закры ваются, общины ликвидируются в ходе круп, операции ПП ГПУ по Сибири по борьбе с сектантством (см. Еван гельские христиане-баптисты). Пред. Сиб. союза сою зов Я.Я. Вильсон был арестован в Томске еще в дек. 1922. Конфессию ослабляет также раскол, в резуль тате к-рого в 1921 от нее отделились т. н. адвентисты седьмого дня Бога Живого под рук-вом проповедника Я.Ф . Чусова, каковых в Бийском у. в янв. 1923 насчи тывалось 544 чел. в составе 31 общины. Раскол был поддержан органами ГПУ. Легал. деят-ть общин А. с. д. в Сибири возобнови лась во 2-й пол. 1923. К этому времени на тер. края существовало 20 общин А. с. д. числ. ок. 500 чел., к кон. 1924 числ. общин А. с. д. выросла до 82 (1 797 чл.). Всего в СССР в общинах адвентистов состояло в это время 10 414 чел. В 1920-е гг. адвентисты Сиби ри деятельно проповедовали свое учение, настойчиво и энергично вели миссионер, деят-ть. Церковь отлича лась развитой орг-цией, сочетавшей централизов. и ав- тон. устройство. Она активно занималась издат. деят- тью, распространяла религ. лит. В Омске с нояб. 1924 действовал Сиб. обл. союз А. с. д. (пред. Б. Шмидт), охватывавший своим влиянием адвентист, общины Си бири, Казахстана и Юж. Урала. С 1926 по 1933 ре зиденция Союза находилась в Новосибирске (пред. И.Г. Горелик). В сер. 1920-х гг. среди адвентистов произошел ду хов. и орг. раскол. В авг. 1924 на V съезде адвентис тов организован Всесоюз. союз А. с. д. (ВСАСД). На нем под давлением властей церковь А. с. д. сняла ка- тегорич. запрет на ношение оружия, такое же решение было принято и по поводу выхода на работу в суббо ту. Во время VI съезда в мае 1928 несогласные с этими решениями т. н. адвентисты реформисты организовали самостоят. церковь, также обозначавшуюся аббревиату рой ВСАСД: Верные и свободные адвентисты седьмого дня. Адвентисты-реформисты считали, что нравств. за кон обязывает соблюдать все 10 заповедей без исклю чения п в сов. условиях, хотя это приводит к неизбеж. конфликту с гос-вом. Разделение на адвентистов и ад- вентистов-реформистов произошло и в Сибири. 2 авт. центр, структуры, имевшие одинаковое название, су ществовали вплоть до 1990-х гг. Все адвентист, общины, независимо от их нринадлеж ности, находились под пристальным вниманием гос-ва. Проводились офиц. проверки и иолулегал. обследования общин, среди верующих вербовались осведомители. С кон. 1920-х гг. на рос. адвентистов обрушились репрес сии. В Новосибирске, где функционировали 2 общины А. с. д. —Березовская и Верх-Эстонская, в 1930 закрыт молитв, дом. В 1934 арестовано все рук-во ВСАСД во главе с пред. Г.И. Лебсаком. В 1936 в Горьком репрес сирован бывш. пред. Сиб. обл. союза А. с. д. И.Г. Го релик. В ходе « Большого террора » в Сибири осужде ны все рук. адвентист, общин региона: М.Г1. Бойченко, Н.П. Шабанов (Новосибирск), С.Т. Борщов ( Бийск ), М.И. Вальтер {Немецкий р-н), Т.Е. Гордаш, Д.II. Крав чук {Омская обл.). В 1938 в Ленинграде закрыта пос ледняя легал. адвентист, община на тер. СССР. Регистрация общин А. с. д. возобновилась в 1945. В 1946 вновь сформирован Всесоюз. совет А. с. д. (ВСАСД). В послевоен. период длит, время о деят-ги адвентистов в Сибири властям фактически ничего не было известно. Ситуация меняется в кон. 1950-х гг., когда в Сибирь ссылаются активисты и руководители адвентистов. Так, П.А. Мацанов (пред. ВСАСД с 1952), высланный из Москвы за оказание помощи семьям репрессир. священ нослужителей, с первых дней пребывания в Зап. Сиби ри начал актив, орг. и пропагандист, деят-ть. Активно вел проповеднич. деят-ть П.Г. Сильман, приехавший в Сибирь из Горького. В 1962 в Сибири насчитывалось ок. 650 адвентистов, более всего в Новосибирской (ок. 120 чел.) и Кемеровской (ок. 200 чел.) обл. В ходе гонений на церковь при Н.С. Хрущеве в дек. 1960 ВСАСД распущен, единая конфес. структура ад вентистов в СССР прекратила свое существование. По ложение адвентист, общин меняется в 1965, когда гос-во отказывается от практики проведения карат, мероприя тий в отношении мн. религ. объединений. Более того, с кон. 1960-х гг. органы власти подталкивали лояльные, на их взгляд, объединения Церкви А. с. д. к регистра ции. Одной из первых в Сибири в окт. 1971 регистри руется община в Иркутске. Адвентист, общины находи лись под постоян. адм. контролем, нередки были случаи привлечения адвентист, проповедников к суду по обви нениям в религ. пропаганде, вовлечении детей в религ. общины. Судеб, процессы над адвентистами состоялись в 1965 в Барнауле и в 1968 в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2