Историческая энциклопедия Сибири I
а в лесостепи —на сев., здесь важнее была влага. В З а байкалье , чтобы уберечь посевы от заморозков, разме щали их в поймах больших рек. В Томской губ. крестья не предпочитали сеять пшеницу на гривах около озер. Выбор места под пашню зависел и от рельефа. В Ир кутской губ. не сеяли у подошвы и на вершинах гор, на безлесных склонах, где посевы подвергались воздейст вию заморозков. Не возделывались крутые склоны, т. к. на них вода быстро смывала плодород. слой. Огромное внимание сиб. крестьяне уделяли борьбе с сорняками и восстановлению плодородия почвы. При наличии свобод, земель применяли гл. обр. естеств. спо собы сохранения плодородия: залежь, пар, севообороты, мелиорацию. Орган, удобрения использовались только там, где хлеб без них не родился. Для уничтожения сорняков обкашивали межи, сжигали стерню, провеи вали семена; вводили в севооборот растения, заглушаю щие сорняки: гречиху, озимые, коноплю. Осн. средство борьбы с сорняками видели в хар-ре обработки почв. На целин. и залеж. землях применяли также посевы по «пластам», «обычное» парование, «квашенный» (двух летний) пар. При подготовке пара использовали двух-, трехразовую вспашку с постепенным углублением па хотного слоя и последующим интенсив, боронованием. Весновспашку проводили непосредственно перед посе вом, для к-рого выбирали наиболее круп, и тяжелые зерна, при веянии падавшие ближе к лопате. Всхожесть семян проверяли, высаживая их в ящики. Если из 100 зерен всходило более 70, то зерно считалось пригодным для посева. Сроки сева зависели от погод, условий вес ны, природ.-климат, зоны и увлажненности почвы. В случае холодной весны предпочитали выжидать с посе вом. В годы с теплой дождливой весной сеяли раньше, но это было связано с риском гибели посевов от замо розков. В таеж. зоне сеяли на 2 недели позднее (с 9 мая по 1 июня по ст. ст.), чем в степи (2-я пол. апр. — 9 мая). В любом случае земледелец старался провести сев по сырой земле. С нач. 1930-х гг. А. н. была предана забвению. Од нако полное игнорирование принципов, выработанных в процессе адаптации к природно-климат. условиям, в дальнейшем неоднократно приводило с. х. региона в кризис, состояние (см. Сельское хозяйст во ; Зерно вая проблема в Сибири', Ц елинных и залежных зе мель освоение). См. Аграрно-хозяйственный комплекс Сибири в X V I I — 1-й пол. X I X в.\ Земледелия системы. Лит.: Горюшкин Л .М ., Бочанова Г.А., Ноздрин Г.А. Опыт на родной агрономии в Сибири (вторая половина XIX —начало XX в.). Новосибирск, 1993; Мамсик Т.С. Агрикультура сибирских земледе льцев: традиции и современные тенденции развития 7 / Сиб. вестник сельскохозяйственной науки. Новосибирск, 1993. № 3. Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин АДАРОВ Аржан (Владимир) Ойинчинович (15 июля 1932, с. Каярлык Ойротская авт. обл. —9 июня 2005), поэт, прозаик, драматург, пе реводчик. Окончил Литературный ин-т им А.М. Горького (1957). Рабо тал кор. газ. «Алтайдын Чолмоны», ред ., гл. ред ., дир. Горно-Алтай ского отд-ния Алтайского кн. изд-ва (1967—72), лит. консультантом писат. орг-ции (1985—87), пред. телерадио- вещат. компании «Горный Алтай» (1987—94), пред. Союза писателей Респ. Алтай (1994—2005). Авт. 25 сб. стихов («Счастливая жизнь» (1950), «Ур сул» (1956), «Песни сердца» (1958), «Страна, близкая к солнцу» (1963) и др .) Его ранней лирике присущ ис кренность поэтич. голоса, простота и оригинальность образов. В более позднем поэтич. творчестве А. раз мышляет об ист. судьбе алт. народа, воспевает дружбу алт., рус., монг. народов («Кочевники», «Мой народ», «Я —алтаец», «Великое кочевье», циклы стихов «Я им скажу высокие слова», «Голос домбры», «Гоби —Ал тай» и др.). В послед, годы жизни А. писал сонеты, пос- вящ. вечной любви («Лебеди любви»), легендар. образу древнетюрк. каганов («Тени Куль-Тегина»), воспел об раз красавицы из царского захоронения на плато Укок («Царица из Укока»), В рассказах и повестях (сб. «Возвращение» (1960), «Ночные звезды» (1962) «Цель» (1964), «Дорога в большой мир» (1993)), романах («Синяя птица смер ти» (1993), «Сердце, опаленное огнем» (2001), «Божес твенный Алтай, вечная любовь» (2005)) изображены ист. события XX в. Автор использует архив., докум. материалы, выявленные в последнее десятилетие, че рез судьбу одного героя раскрывает историю народа, по-новому осмысливается ист. путь алтайцев. Герои пьес А., составляющих важную часть репертуара нац. драмтеатра, —современники, ищущие свое место в жиз ни («Странный человек» (1981), «Женитьба Абайы- ма» (1986), «Испытание века» (1989)). В основе пьесы «Письмо, посланное из каганата» (2000) лежат ист. со бытия VI—VIII вв. Перевел на алт. яз. произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Э.Л. Войнич, а также тюрк, писателей Ч. Айтматова, И. Есенберлин, М. Джалиля и мн. др. Засл. работник культуры РСФСР (1982), народный писатель Респ. Алтай (2004). Награды: ордена Дружбы народов, Почета, Друж бы, медали. Лит.: Каташ С .С . Литературные портреты. Горно-Алтайск, 1971; Чичиков В. И. В пути как факел поднимаю слово /УКан — Алтай. Горно-Алтайск, 1998. № 16; Киндикова Н .М . Аржан Ада- ров (Литературный портрет) //И с т о р и я алтайской литературы: В 2 кн. Горно-Алтайск, 2004. Кн. 2. Н.М. Киндикова АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, одно из про тестант. течений. Назв. происходит от лат. ас1уеп1;и5 — «пришествие» и указывает на одно из гл. доктрин, по ложений учения: скорое приближение Второго пришест вия Иисуса Христа. Основателем адвентист, движения считается Уиль ям Миллер, пресвитер одной из баптист, общин штата Нью-Йорк. Во 2-й пол. 1840-х гг. движение миллеритов распалось на неск. течений: еванг. адвентисты, адвен тисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентис ты грядущего века и др. Наиболее влияния среди них добилась группа под рук-вом Елены Уайт, впоследствии выросшая в совр. Церковь христиан адвентистов седьмо го дня (ЦХАСД). Орг. оформление ЦХАСД произошло в 1860. В 2000 в церк. списках А. с. д. значилось более 11 млн верующих. От остальных протестантов А. с. д. отличаются уче нием о Небесном Святилище, почитанием субботы, ве рой в пророческий дар Елены Уайт, иным, нежели у большинства христиан, пониманием души, смерти и веч ных мучений грешников в аду. Центр, орган А. с. д. — Всемир. ЦХАСД с центром в Вашингтоне, структур, единицами к-рой являются дивизионы, унионы, кон ференции и поместные церкви. Тер. России входит в состав Евроазиатского дивизиона, поделен, на 7 уни- онов, 2 из них (Зап.-Российский и Вост.-Российский) расположены в нашей стране. Тер. Вост.-Российского униона делится на Дальневост. и Зап.-Сиб. конферен ции и Вост.-Сиб. миссию. В России первыми адвентистами в 1880-е гг. стали немцы-колонисты. С юга страны адвентизм начал рас пространяться среди нем. колонистов (баптистов, штун-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2