Историческая энциклопедия Сибири I

а в лесостепи —на сев., здесь важнее была влага. В З а ­ байкалье , чтобы уберечь посевы от заморозков, разме­ щали их в поймах больших рек. В Томской губ. крестья­ не предпочитали сеять пшеницу на гривах около озер. Выбор места под пашню зависел и от рельефа. В Ир­ кутской губ. не сеяли у подошвы и на вершинах гор, на безлесных склонах, где посевы подвергались воздейст­ вию заморозков. Не возделывались крутые склоны, т. к. на них вода быстро смывала плодород. слой. Огромное внимание сиб. крестьяне уделяли борьбе с сорняками и восстановлению плодородия почвы. При наличии свобод, земель применяли гл. обр. естеств. спо­ собы сохранения плодородия: залежь, пар, севообороты, мелиорацию. Орган, удобрения использовались только там, где хлеб без них не родился. Для уничтожения сорняков обкашивали межи, сжигали стерню, провеи­ вали семена; вводили в севооборот растения, заглушаю­ щие сорняки: гречиху, озимые, коноплю. Осн. средство борьбы с сорняками видели в хар-ре обработки почв. На целин. и залеж. землях применяли также посевы по «пластам», «обычное» парование, «квашенный» (двух­ летний) пар. При подготовке пара использовали двух-, трехразовую вспашку с постепенным углублением па­ хотного слоя и последующим интенсив, боронованием. Весновспашку проводили непосредственно перед посе­ вом, для к-рого выбирали наиболее круп, и тяжелые зерна, при веянии падавшие ближе к лопате. Всхожесть семян проверяли, высаживая их в ящики. Если из 100 зерен всходило более 70, то зерно считалось пригодным для посева. Сроки сева зависели от погод, условий вес­ ны, природ.-климат, зоны и увлажненности почвы. В случае холодной весны предпочитали выжидать с посе­ вом. В годы с теплой дождливой весной сеяли раньше, но это было связано с риском гибели посевов от замо­ розков. В таеж. зоне сеяли на 2 недели позднее (с 9 мая по 1 июня по ст. ст.), чем в степи (2-я пол. апр. — 9 мая). В любом случае земледелец старался провести сев по сырой земле. С нач. 1930-х гг. А. н. была предана забвению. Од­ нако полное игнорирование принципов, выработанных в процессе адаптации к природно-климат. условиям, в дальнейшем неоднократно приводило с. х. региона в кризис, состояние (см. Сельское хозяйст во ; Зерно­ вая проблема в Сибири', Ц елинных и залежных зе ­ мель освоение). См. Аграрно-хозяйственный комплекс Сибири в X V I I — 1-й пол. X I X в.\ Земледелия системы. Лит.: Горюшкин Л .М ., Бочанова Г.А., Ноздрин Г.А. Опыт на­ родной агрономии в Сибири (вторая половина XIX —начало XX в.). Новосибирск, 1993; Мамсик Т.С. Агрикультура сибирских земледе­ льцев: традиции и современные тенденции развития 7 / Сиб. вестник сельскохозяйственной науки. Новосибирск, 1993. № 3. Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин АДАРОВ Аржан (Владимир) Ойинчинович (15 июля 1932, с. Каярлык Ойротская авт. обл. —9 июня 2005), поэт, прозаик, драматург, пе­ реводчик. Окончил Литературный ин-т им А.М. Горького (1957). Рабо­ тал кор. газ. «Алтайдын Чолмоны», ред ., гл. ред ., дир. Горно-Алтай­ ского отд-ния Алтайского кн. изд-ва (1967—72), лит. консультантом писат. орг-ции (1985—87), пред. телерадио- вещат. компании «Горный Алтай» (1987—94), пред. Союза писателей Респ. Алтай (1994—2005). Авт. 25 сб. стихов («Счастливая жизнь» (1950), «Ур­ сул» (1956), «Песни сердца» (1958), «Страна, близкая к солнцу» (1963) и др .) Его ранней лирике присущ ис­ кренность поэтич. голоса, простота и оригинальность образов. В более позднем поэтич. творчестве А. раз­ мышляет об ист. судьбе алт. народа, воспевает дружбу алт., рус., монг. народов («Кочевники», «Мой народ», «Я —алтаец», «Великое кочевье», циклы стихов «Я им скажу высокие слова», «Голос домбры», «Гоби —Ал­ тай» и др.). В послед, годы жизни А. писал сонеты, пос- вящ. вечной любви («Лебеди любви»), легендар. образу древнетюрк. каганов («Тени Куль-Тегина»), воспел об­ раз красавицы из царского захоронения на плато Укок («Царица из Укока»), В рассказах и повестях (сб. «Возвращение» (1960), «Ночные звезды» (1962) «Цель» (1964), «Дорога в большой мир» (1993)), романах («Синяя птица смер­ ти» (1993), «Сердце, опаленное огнем» (2001), «Божес­ твенный Алтай, вечная любовь» (2005)) изображены ист. события XX в. Автор использует архив., докум. материалы, выявленные в последнее десятилетие, че­ рез судьбу одного героя раскрывает историю народа, по-новому осмысливается ист. путь алтайцев. Герои пьес А., составляющих важную часть репертуара нац. драмтеатра, —современники, ищущие свое место в жиз­ ни («Странный человек» (1981), «Женитьба Абайы- ма» (1986), «Испытание века» (1989)). В основе пьесы «Письмо, посланное из каганата» (2000) лежат ист. со­ бытия VI—VIII вв. Перевел на алт. яз. произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Э.Л. Войнич, а также тюрк, писателей Ч. Айтматова, И. Есенберлин, М. Джалиля и мн. др. Засл. работник культуры РСФСР (1982), народный писатель Респ. Алтай (2004). Награды: ордена Дружбы народов, Почета, Друж­ бы, медали. Лит.: Каташ С .С . Литературные портреты. Горно-Алтайск, 1971; Чичиков В. И. В пути как факел поднимаю слово /УКан — Алтай. Горно-Алтайск, 1998. № 16; Киндикова Н .М . Аржан Ада- ров (Литературный портрет) //И с т о р и я алтайской литературы: В 2 кн. Горно-Алтайск, 2004. Кн. 2. Н.М. Киндикова АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, одно из про­ тестант. течений. Назв. происходит от лат. ас1уеп1;и5 — «пришествие» и указывает на одно из гл. доктрин, по­ ложений учения: скорое приближение Второго пришест­ вия Иисуса Христа. Основателем адвентист, движения считается Уиль­ ям Миллер, пресвитер одной из баптист, общин штата Нью-Йорк. Во 2-й пол. 1840-х гг. движение миллеритов распалось на неск. течений: еванг. адвентисты, адвен­ тисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентис­ ты грядущего века и др. Наиболее влияния среди них добилась группа под рук-вом Елены Уайт, впоследствии выросшая в совр. Церковь христиан адвентистов седьмо­ го дня (ЦХАСД). Орг. оформление ЦХАСД произошло в 1860. В 2000 в церк. списках А. с. д. значилось более 11 млн верующих. От остальных протестантов А. с. д. отличаются уче­ нием о Небесном Святилище, почитанием субботы, ве­ рой в пророческий дар Елены Уайт, иным, нежели у большинства христиан, пониманием души, смерти и веч­ ных мучений грешников в аду. Центр, орган А. с. д. — Всемир. ЦХАСД с центром в Вашингтоне, структур, единицами к-рой являются дивизионы, унионы, кон­ ференции и поместные церкви. Тер. России входит в состав Евроазиатского дивизиона, поделен, на 7 уни- онов, 2 из них (Зап.-Российский и Вост.-Российский) расположены в нашей стране. Тер. Вост.-Российского униона делится на Дальневост. и Зап.-Сиб. конферен­ ции и Вост.-Сиб. миссию. В России первыми адвентистами в 1880-е гг. стали немцы-колонисты. С юга страны адвентизм начал рас­ пространяться среди нем. колонистов (баптистов, штун-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2