Историческая энциклопедия Сибири I

Законы от 18 янв. и 24 нояб. 1866 положили нач. преобразованию гос. деревни. На Сибирь они не распро­ странялись, но имели для нее большое значение, т. к. провозглашали за гос-вом безоговор. право на казен. земли. 1-й этап реформирования гос. деревни в Сиби­ ри начался 21 нояб. 1879 с закона «О преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», 27 апр. 1882 распространенного на Вост. Сибирь. На основе «Положения 19 февраля 1861 г.» в регионе вводилось крест, самоупр-ние. Рук-во его органами возлагалось на земских заседателей, к-рых с 1883 в Зап. Сибири сменили чиновники по крестьян­ ским делам. Закон от 13 июня 1893 существ, расши­ рил их полномочия, а по закону 2 июня 1898 в Сибири учреждался институт крестьянских начальников. Они имели самые широкие полномочия: могли отменить лю­ бое решение органов крест, самоупр-ния, обладали и широко использовали право адм. наказания (штрафы, аресты). След, инстанцией упр-ния крестьянами стал уезд, съезд крест, начальников, а затем — общее при­ сутствие губ. упр-ния. Сибирь в кон. XIX в. стала гл. колонизуемым р-ном страны, и ведущее место в аграр. политике гос-ва в регионе заняли проблемы аграр. переселения. «Поло­ жение 19 февраля...» разрешало переселение лишь тем крестьянам, кто имеет «увольнительный приговор» от своей общины. Его получение затруднялось коллект. ответственностью общины по уплате налогов и выкуп­ ных платежей. Однако стратег, соображения побужда-. ли пр-во создавать льгот, условия для переселения в отдаленные р-ны. Коррективы в переселенч. политику вносились и в связи с наплывом в регион самовол. пе­ реселенцев. В 1861 и 1866 появились особые правила о заселении Д. Востока. В 1865 опубл. указ о переселении гос. крестьян без предоставления льгот на кабинетские земли Алтая (см. Землевладение кабинетское). Пер­ вой попыткой систематизации переселенч. движения в целом стали вр. правила 1881. На их основе появился закон от 13 июля 1889, ставший важной вехой в пере­ селенч. деле. Закон допустил переселение без увольнит. приговора, с разрешения 2 министров. Новые правила также заложили систему гос. мероприятий по обеспече­ нию переселения в местах выхода (обследование хоз-в желающих переселиться), в дороге (путевое пособие) и за Уралом (отмежевание уч-ков для водворения, выда­ ча ссуд для домообзаведения). Новые уступки переселенч. движению пр-во сделало в 1890-х гг. в связи с необходимостью заселения полосы Транссибирской магистрали. Эта задача возлагалась на созданный в 1892 Комитет Сибирской ж. д. и образо­ ванное в 1896 Переселенческое упр-ние. В проведении переселенч. политики произошли изменения: вводился льгот, тариф для переселенцев (15 сент. 1890); увели чивался размер предоставляемой им ссуды (1891); ус­ танавливалась единая норма надела в 15 дес. (13 июня 1894); права на выдачу разрешений на переселение пере давались губ. присутствиям (1896). Тем не менее прави­ тельств. политика в данной сфере отличалась непоследо­ вательностью. 6 марта 1892 власти запретили выдавать разрешения на переселения, но в 1893 за Урал двину­ лось 100 тыс. самовол. переселенцев, и в 1894 Мин во внутр. дел отменило циркуляр от 1892. Практика показала, что переселения не приносят вреда экон. интересам помещиков и положительно вли­ яют на хоз. развитие страны, в то же время самовол. миграции вносят беспорядок в аграр. отношения. В свя зи с этим в нач. XX в. власти изменили свою позицию по переселенч. вопросу. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1901) выска­ залось за уничтожение всех препятствий переселенцам и оказание нм макс. содействия. Министр внутр. дел В.К. Плеве в записке «Современное положение пере­ селенческого дела в России» и участники Совещания по вопросу об улучшении постановки переселенч. дела (1904) высказались за объявление переселений общегос. делом. Наконец, закон от 6 июня 1904 декларировал свободу переселений, необходимость оказания мат. со­ действия мигрантам, идущим по разрешению, и отмену круговой поруки для новоселов. С колонизацией региона была тесно связана зем. политика гос-ва. Во 2 й пол. XIX — нач. XX в. пр-во продолжало в целом безуспешные попытки насажде­ ния в Сибири круп, частного (дворян.) землевладения, считая, что оно будет оказывать культур, влияние на «косную» крест, массу. Закон от 30 марта 1860 (26 ию­ ля 1868 распространенный на Вост. Сибирь) разрешал покупку земель мелкоиомест. дворянам и пожалование их за службу гражд. и воен. чиновникам. На основании закона в Курганском окр. было продано 484 уч ка, 439 из них купили купцы и крестьяне и лишь 45 — чинов­ ники. В нояб. 1864 в Зап. Сибири на продажу выста­ вили св. 100 уч-ков, но продать смогли только 27. Еще меньшее значение имели пожалования казен. земель. 8 июня 1901 Николай II утвердил закон «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири», к-рым вво­ дился бессословный принцип покупки земель в Сибири, однако их льгот, аренда и приобретение разрешались только дворянам. На эти цели отвели 110 тыс. дес., поз­ днее они пошли иод переселение. Осн. внимание в рамках земел. политики отводилось землеустройству. Начало его систематич. проведению в Зап. Сибири было положено в 1783 с учреждением 1-го штата сиб. землемеров. Рота воен. топографов (сформи­ рованная в 1831), особые межевые комиссии, губ. чер тежные и «Сибирское межевание» с 1831 по 1871 осу­ ществили землеустроит. работы на площ. 19 247 тыс. дес. В 1872 вместо «Сибирского межевания» создали Съемочное отд ние. Параллельно с последним продол­ жали работать землемеры губ. чертежных. До 1889 они провели землеустроит. работы на площ. в 5 230 тыс. дес. На востоке региона созданное в 1851 «Межевание казенных земель Восточной Сибири» к кон. 1870-х гг. завершило процесс отвода земель волостям, но вся его документация сгорела, и результаты землеустройства были фактически аннулированы. В целом по региону гл. своей задачи —ограничения крест, хоз-ва наделом — землемеры не выполнили. С сер. 1890 х гг. землеустроит. работы в регионе активизировались. В 1885 в Зап. Сибирь направили Переселенческий отряд, к-рый до 1894 образовал 146 переселенч. уч-ков площ. 430 тыс. дес., отвел в надел старожилам 863 тыс. дес., выделил в казенно-оброчные статьи 278,5 тыс. дес. 4 марта 1893 Комитет Сибирской ж. д. создал 4 землеустроит. партии. До 1897 они выде­ лили под переселенч. уч-ки 3 924 тыс. дес. В кон. 1890 — нач. 1900 х гг. большее внимание стало уделяться зем­ леустройству старожил, населения. При этом землеус­ троит. работы отделялись от землеотводных. С 1897 по 1905 землеустроено 7 811 тыс. дес. С кон. 1890 х гг. гл. направлением зем. политики гос ва в регионе стало регулирование крест, землеполь зования. Нач. проработке данного вопроса положила ко­ миссия М.Н. Медема при Мин ве гос. имуществ в 1871. Затем появились проекты иркут. генерал-губернатора А.Д. Горемыкина, комиссии Мин ва земледелия 189.1 и Межведомственной комиссии 1894. Подготовит, работа завершилась принятием законов от 23 мая 1896 и 4 ию­ ня 1898, к рые закрепили право собственности гос-ва на земли Сибири. Наделы в 15 дес. на большей части тер. региона выделялись крестьянам в пользование бес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2