Историческая энциклопедия Сибири I
органов и обществ, орг-ций, занимавшихся агит.-проп. деят-тью. Несмотря на ведомств, принадлежность Глав политпросвета, идеол. рук-во его работой осуществлял ЦК РКП(б). С авг. 1920 при СибОНО начал действо вать Сибполитпросвет. В февр. 1921 в его штате чис лился 81 сотрудник. Сибполитпросвет включал орг., проп. и агит. отделы. В результате финанс. кризиса 1921—23 система полит.-просвет, органов во главе с Сибполитпросветом обрушилась, числ. его работников сократилась до 3—5 чел. Из органа, организующего агит.-проп. работу в массах под рук-вом СибАПО, он превратился в метод, придаток последнего. А.-п. с. включала ряд др. органов и учреждений — агит.-проп. и культ.-массовые отделы комсомол., про фсоюз. орг-ций, органы партийного просвещения, пе риод. печать, радиовещание, систему т. н. добровол. об ществ. объединений (Союз воинствующих безбожников, МОПР, ОСОАВИАХИМ и пр.) и просветительных обществ. В 1920-е гг. важную роль в АПС играли по- литорганы Кр. армии. Представители Полит, упр-ния Сибирского военного окр. входили в состав комиссий, созываемых Агитпропотделом для орг-ции и проведения очеред. кампаний. В 1927—31 ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений о переносе центра агит.-проп. работы на произв-во. Кампания по подготовке к выборам в Вер ховный Совет СССР в 1937, к рая включала проведение лекций и бесед по месту жительства, создала доп. канал агит. влияния на неработающее население. Особое вни мание уделялось работе с жителями. Не считая доста точной и эффективной деят-ть в этой области сел. парт, орг-ций и учреждений культуры, парт, рук-во страны в агит.-проп. воздействии на деревню гл. роль отводило представителям пром. предприятий и гор. парткомам. В 1920—30-е гг. этой цели служили система шефства города над деревней, деят-ть «ликвидаторов» (активис ты кампании по ликвидации безграмотности), « двадца типятитысячников». А.-п. с. осуществляла свою деят-ть по неск. направ лениям, к-рые в офиц. документах обозначались как полит., производств, и культур, пропаганда. Первая подразумевала разъяснение парт.-гос. политики и фор мирование обществ, мировоззрения в соотв. с идеол. ус тановками. Производств, пропаганда (повышение произ водительности труда, орг-ция соц. соревнования и отд. труд, акций и т. п.) должна была способствовать реше нию очеред. экон. задач. В 1920-е гг. большую часть орг. работы по ведению производств, пропаганды выполняло Сибирское бюро производств, пропаганды, действовав шее под контролем СибАПО. Культур, пропаганда под разумевала повышение культурно-образоват. уровня раз ных групп сов. об-ва. В 1-й пол. 1920-х гг. наиболее зна чимыми ее направлениями были антирелиг. пропаганда, к-рую следует рассматривать как неотъемлемую часть ан тирелигиозной политики в целом, и ликвидация негра мотности. А.-п. с. выполняла также функцию контроля над обществ, сознанием, выявляя мнения и настроения людей и информируя о них парт.-гос. органы. А.-п. с. использовала разнообраз. методы уст., письм. и нагляд. агитации. Одним из наиболее распространен ных и действенных форм воздействия являлись массовые агитационно-пропагандистские, культурно-идеологи- ческие кампании. А.-п. с. являлась важным элементом сов. полит, системы в целом. Ее высокий гос. статус оп ределялся мобилизующей ролью идеологии в СССР. Лит.: Очерки истории идеологической деятельности КПСС: В 2 кн. М., 1985-1986. Д. С. Холявченко, С.Н. Ушакова АГИТАЦИОННО ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМ ПАНИИ, совокупность информ.-проп. мероприятий, проводившихся для решения к.-л. важной полит, или хоз. задачи. В сов. полит, системе А.-п. к. широко ис пользовались как способ идеол. воздействия на мас совое сознание. Общее рук-во А.-п. к. осуществляли агит.-проп. отделы (АПО ) ЦК Ком. партии и мест, парткомов, при к-рых для текущего регулирования со здавались комиссии с участием представителей идеол. органов (Политпросвет, редакции период, изданий, по- литорганов Кр. армии) и заинтересов. ведомств. В пе риод « военного коммунизма» для проведения А.-п. к. привлекались силы и средства политорганов Кр. армии. С 1922 с целью сокращения кол-ва одновр. проводимых А.-п. к. и повышения их эффективности проведение все рос. акций санкционировал ЦК, а провинц. —обкомы и губкомы. Осн. цели и содержание А.-п. к. определя лись решениями парт.-гос. органов, подготовленными центр, или мест. АПО тезисами для агитации и пропа ганды, подборкой агит. материалов, публиковавшихся в инструктив. журналах, передовых статьях центр, газ. — «Правды» и «Известий». А.-п. к. делились на общеполит., хоз., культур., по кратности проведения —на период, (повторяющиеся) и единовременные. Приоритет, ежегод. А.-п. к. являлось празднование годовщины Окт. революции. При проведении А.-п. к. применялись разнообраз ные формы, методы и средства. Устная агитация про водилась в форме лекций, устных «живых» газет, вы ступлений агит. коллективов. Важным методом работы были демонстрации, митинги, собрания. Принятые на них резолюции, заранее подготовленные организаторами акций, пропагандой квалифицировались как выражение обществ, мнения и использовались далее в кач-ве сред ства устной и печ. агитации. Осн. средством печ. аги тации являлись газеты, листовки, листки, плакаты. В сиб. деревне 1920-х гг. широкое распространение полу чило шефство города над деревней, одной из осн. задач к-рого было проп. воздействие на сознание крестьян. Наиболее значимые акции, проведенные в Сибири в нач. 1920-х гг., —кампания помощи голодающим (1921—22), ежегод. с.-х., или агит.-посевные, и продналог, кампа нии. Текущее рук-во ими осуществляли созданные при Сиббюро ЦК Р К П (б ) межведомств. комиссии —Сиба- гитпомгол, Сибагитпосевком, Сибагитпродтройка. Про ведение таких акций позволяло решать не только заяв ленные задачи (оказание помощи голодающим, выпол нение посев, плана, сбор продналога ), но и достигать др. целей. Напр., неотъемлемой частью «голодной» К. являлись акция по изъятию церк. ценностей и антире лиг. пропаганда в целом. С.-х. К. включали агитацию за развитие с.-х. производств, кооперации. Разъясне ние сути продналога как важного элемента новой эко номической политики способствовало укреплению соц. базы сов. гос-ва в деревне. В 1920-е гг. в Сибири применялись специфич. фор мы орг-ции А.-п. к.: агитпункты, передвиж. способы агитации (агитпоезда, агитпароходы, агитповозки). Появление последних связано с необходимостью веде ния агит. работы в отдален, р-нах, при дефиците ква- лифицир. агитаторов на местах. Агитпункты организо вывались на осн. транспорт, узлах, как правило, вдоль ж. д. и реч. путей и обеспечивали проведение агит. К. среди проезжающих. Передвиж. способы агитации ис пользовались для проведения агит. экспедиций, своей необычностью привлекавших к себе большое внимание. В 1919—20 в Сибири работали агитпоезда ВЦИК им. Ле нина и «Октябрьская революция» во главе с М.И. Ка лининым, агитпароход «Красная Сибирь». В 1921 на смену «Красной Сибири» пришли 3 новых агитпарохо- да — «Павлодар», «III Интернационал» и «Урицкий». По заданию Сиббюро и Сибревкома ими осуществлено 3 агит. рейса по рекам Сибири. Агитпоезда и агитпаро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2