Историческая энциклопедия Сибири I
АГИТАЦИОННО 25 дела, цель к-рого —доказать достоверность свершив шегося чуда. В наст, время известно 5 ред. памятника, все со зданы в Туруханском Свято-Троицком мон-ре. То бол. церков. власти стремились к канонизации первого в Сибири святого и сообщали в Москву о всех манга- зейских чудесах. В кон' XVII в. в Тобольском Архиерейском доме написана «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чуде- сех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца» —самое раннее агиогр. соч., иосвящ. св. Симеону Верхотурскому. Памятник создан по инициати ве митр. Игнатия {Римского-Корсакова) и отчасти им самим, что повлияло на жанровую природу текста: тра диц. житийные элементы сочетаются с ораторско-пуб- лицист. и лирич. началом; большое внимание уделено описанию миссионер, деят-ти Игнатия, теме христиан, просвещения Сибири. Как и Житие Василия Мангазей ского, «Повесть...» не содержит подробной агиобиогра- фии святого. Скудные сведения о нем вложены в уста старожила с. Меркушино, 70-летнего старца Афанасия, не помнившего даже имени праведника (оно явлено в неск. видениях разным лицам). В воспоминаниях оче видца св. Симеон предстает как пришедший «с Руси» смирен, странник. В Меркушине он подвизался тем, что шил особые нашивки на шубы (по легенде, не бе ря за это плату). По словам С. В. Бахрушина, Симеон Верхотурский «воплотил в себе тип гулящего человека, каких много забредало в Сибирь через Верхотурские ворота» (Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1956. Т. 3, ч. 1. С. 353). После перенесения мощей святого в Верхотурский Николаевский мон-рь «Повесть...» по полняется новыми чудесами, представляющими Симе она как юродивого, что оказало влияние на последую щую церк. традицию его почитания. В первонач. виде «Повесть...» не сохранилась, но легла в основу Ранней и Распространенной ред., в последней добавляется мно жество новых посмерт. чудес. В 1846 была составлена «Выписка из имеющихся в Верхотурском Николаевском монастыре Пермской епархии записей и других доку ментов» о святом. Она использована при составлении поздних, вторич. ред. Жития, включающих лишь пере сказ фабульной основы «Повести...». В поздних вереи ях появляются отсутствующие в «Повести...» элемен ты житийного этикета, достраивающие образ Симеона Верхотурского и являющиеся, очевидно, элементами народ, представления о святом. С 1856 Житие Симе она Верхотурского, основанное на ноздних версиях и свобод, пересказе легенд, неоднократно издается (см., напр., «Сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца (ум. 1642). Соч. А. М.». СПб., 1857; «Подробное сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона, Верхотурскаго чу дотворца». Ирбит, 1874 (переизд. Киев, 1879; Пермь, 1881); «Житие святого праведного Симеона, Верхо турского чудотворца, и подробное сказание о явлении святых мощей его и о чудесах, от тех мощей происте кающих». М., 1887; «Житие св. праведнаго Симеона Верхотурскаго». М., 1912 (ил .). Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как ис торический источник. М., 1871; Дворецкая Н .А. Сибирский лето писный свод (вторая половина XVII в ). Новосибирск, 1984; Ро модановская Е .К . Легенда о Василии Мангазейском //Н о вы е ма териалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986; Прохоров Г. М ., Ромодановская Е.К . Житие Симеона Верхо турского //С л о в а р ь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1; Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: К 400 летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998; Литературные памятники Тобольского архиерейского Дома XVII века. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е .К . Сибирь и ли тература. XVII век. Новосибирск, 2002; Ж ура в ел ь О .Д . «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона / / Славянский альманах 2002. М., 2003. О.Д. Журавель. Е.К. Ромодановская АГИТАЦИОННО ПРОПАГАНДИСТСКАЯ СИС ТЕМА в 1920—30 е гг., система органов и учреждений в Сов. России (СССР), цель деят-ти к-рых заключалась в агитации и пропаганде, т. е. распространении идей для воздействия на сознание, настроение и обществ, актив ность масс, в формировании на основе этих идей опред. мировоззрения. Несмотря на то, что заинтересованность в идеол. воздействии на обществ, сознание своего насе ления проявляли и проявляют пр-ва практически всех стран, в СССР АПС возникла и функционировала как специфич. элемент полит, системы. Центр, место в А.-п. с. занимал созданный в 1920 Агитационно-пропагандистский отдел (АПО ) ЦК РКП (б)—ВКП (б;—КПСС, возглавлявшийся одним из секретарей ЦК. АПО определял осн. цели и направле ния идеол. работы, руководил др. органами и учрежде ниями, входившими в А.-и. с., и контролировал их. До создания АПО агит.-нроп. задачи в Сибири реша лись вр. комиссиями. В авг. 1920 по функцион. и струк тур. образцу АПО ЦК РК1 Кб) организован Агитпроиот- дел Сиббюро ЦК РКП (б ) во главе с Е.М. Ярославским (с 1924 — Агитпропотдел Сибкрайкома , с 1930 — Запсибкрайком а , с 1937 — Новосибирского обкома ВКП(б)). В 1920 х гг. в его составе работали подотде лы агитации, пропаганды, печати и нац. меньшинств. В окт.—нояб. 1920 для решения наиб, сложных задач, связанных с вопросами агитации и пропаганды, при АПО Сиббюро организована коллегия из представите лей Сибирского отдела народного образования (Сиб ОНО), Политического упр-ния Сибири (Г1УС), поли тотдела транспорта, Женотдела Сиббюро ЦК РКП(б), Сиббюро ЦК РКСМ и Сибполитпросвета. Принятое в авг. 1921 Сиббюро «Положение об агитационно-пропа гандистском отделе Сибирского бюро ЦК РКП(б)» оп ределило цели и задачи нового органа —рук-во текущей агит. работой, проведение агит. кампаний, лит.-издат. работа, производств, пропаганда. Работа проводилась среди членов партии (через аппараты парт, комитетов) и среди беспартийных. Отсутствие до 1923 устойчивой связи с АПО ЦК РКП(б) обеспечивало относит, само стоятельность деят ти СибАПО. В нач. 1920-х гг. боль шую часть работы в СибАПО выполняли Е.М. Ярослав ский, Д.В. Тумаркин и Я. Диман, в отделе (без секции нац. меньшинств) было не более 5 сотрудников. Одно из наиболее важных направлений деят ти Сиб АПО —проведение массовых агитационно пропагандист ских кампаний. Подотдел печати контролировал работу частн. и гос. сиб. изд-в, редколлегий мест, газет и журна лов. До сер. 1920 х гг. почти вся общесиб. пресса находи лась на бюджете СибАПО. В 1924 подотдел печати выде лился в самостоят. отдел. Идеол. работа нем., латыш., эс- тон. и татарско-киргиз. секций подотдела нац. меньшинств заключалась в обеспечении издания газет на нац. языках, орг-ции и проведении адаптированных к нац. традици ям агиткампаний и специфич. антирелиг. пропаганде. В 1930 СибАПО преобразован в отд. агитации и массовых кампаний и включал подотделы общей агитации, массо вых кампаний в иром ти и с. х. и подотдел по работе с женщинами. В последующие годы СибАПО пережил ряд структур, изменений, сохранив свои осн. функции —рук- во и контроль над агит. ирои. деят-тью. Важнейшим из непарт. органов, входивших в АПС, являлся Главный политико просветительный комитет (Главиолитпросвет), созданный в 1920 при Наркомате просвещения РСФСР с целью консолидации усилий гос.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2