Историческая энциклопедия Сибири I

В связи с почитанием на Алтае прп. Макария (Глуха­ рева) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 25 марта 2000 благословил отмечать память преподобного дважды в году: 7 (20 н. ст.) сент,—в день рождения Алтайской миссии, 18 (31 н. ст.) мая —в день смерти прп. Макария (Глухарева). В Горно-Алтайском благочинническом окр. в 2002 действовали 20 приходов (до 1988 не было ни одного), где служили 13 священни­ ков; часть богослужений совершается на алт. яз. Печ. орган епархии —газ. «Алтайская миссия» —из­ дается с 1996. В газете наряду с материалами по церк. жизни публикуются статьи, посвященные истории Ал­ тайской миссии и совр. проблемам миссионер, деят-ти. Периодически выпускаются спец. приложения к газе­ те: «Воскресная школа» (изд. клуба православных пе­ дагогов), «Наследие» (историко-архивное), «Соборяне» (литературно-публицистическое), «Свет» (молодежное). Приложением к газете является издаваемый в епархии с 1997 церк. календарь памятных дат по истории пра­ вославия в Алтайском кр. и Респ. Алтай. На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 к числу новомучеников и исповедников Российских причисле­ ны священнослужители Барнаульской епархии: архи- еп. Иаков (Маскаев), священники Иоанн Можирин и Петр Гаврилов, мон. Феодор (Никитин) и мирянин Ио­ анн Протопопов. Местночтимым святым прп. Макарию (Глухареву) и митрополиту Московскому и Коломен­ скому свт. Макарию (Невскому ) установлено общецер­ ковное почитание. Величайшей святыней Алтая является чудотворная Коробейниковская (Казанская) икона Божией Матери, в июле 1994 перенесенная из Барнаула в восстановлен­ ный Казанский храм в с. Коробейникове; приход хра­ ма преобразован в Казанской иконы Божией Матери муж. мон-рь. Ежегод. праздник в честь Коробейников- ской иконы в 1-е воскресенье июля установлен по бла­ гословению Свят. Патр. Алексия II в 1997. Среди др. почитаемых на Алтае икон —образ вмч. Пантелеймона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедраль­ ному собору Барнаула от афонского Пантелеймонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. XX в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Гор­ няк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в цер­ кви Заринска. На тер. разрушенного Барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 1920-х гг. замуче­ ны 11 крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит Барнаульского Знаменского мон-ря. В 1994 учрежден Богоявленский жен. мон-рь в Кам- не-на-Оби. Приход в Алейске преобразован в Алейский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь, Зна­ менский приход в Барнауле —в Барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь, при­ ход в с. Коробейникове —в Казанской иконы Божией Матери муж. мон-рь, Покровский приход в Яровом —в Ксение-Покровский жен. мон-рь. В 1996 учрежден во имя Иоанна Кронштадтского жен. мон-рь в с. Кислуха. В 1996 основан Иверской иконы Божией Матери жен. скит в с. Ребриха, в 2000 —Иоанно-Богословский жен. скит в пос. Чемал. Перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. В.Н. Ворсина, протоиерей Борис Пивоваров БАРНАУЛЬСКИЙ ОКРУГ, образован в мае 1925 в ходе районирования Сибири в осн. в пределах Барна­ ульского у. Алтайской губ. Входил в Сибирский кр. Адм. центр — Барнаул. Числ. населения (1926) 699,4 тыс. чел., уд. вес гор. населения 10,6%. Нац. состав: русские — 88,4%; украинцы — 5,5; белорусы — 0,8; татары —0,3; чуваши — 0,2%. К 1930 в составе Б. о. 12 р-нов, 306 сельсоветов, 1 город; площ. —37,9 тыс. кв. км. Ликвидирован в связи с упразднением окр. де­ ления в июле 1930. Тер. округа вошла в Западно-Си­ бирский кр. См. Административно-территориальное устройс­ тво Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных БАРНАУЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Томской епархии. Учреждено 17 окт. 1908 по ходатайству ар­ хиепископа Томского свт. Макария (Невского ) в связи с обширностью Томской епархии. 21 нояб. 1908 в сан епископа Барнаульского возведен Мелетий (Заборовс- кий), бывш. ректор Томской духовной семинарии; его местопребыванием стал Томский во имя Алексия, чело­ века Божия, муж. мон-рь. В 1912 еп. Мелетий переме­ щен на Якутскую кафедру, и в том же году епископом Барнаульским стал Евфимий (Лапин). С 1916 викари- атство возглавлял еп. Гавриил (Воеводин), в 1919—23 — еп. Виктор (Богоявленский), в 1924—25 — еп. Нико­ дим. В 1927 в сан епископа Барнаульского возвели Владимира (Юденича), к-рого в том же году арестова­ ли и приговорили к 3 годам ссылки. Благодаря деят-ти еп. Владимира мн. приходы, уклонившиеся в григори- ан. раскол, вернулись в РПЦ. В результате преследо­ ваний Церкви после 1927 Б. в. не замещалось. В 1930 с назначением еп. Александра (Бялозора) Б. в. преоб­ разовано в Барнаульскую епархию (см. Барнаульская и Алтайская епархия). Тем самым удалось сохранить важный центр правосл. жизни Сибири и его должное церк. упр-ние. Перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. Протоиерей Борис Пивоваров БАРНЕВСКОЕ, село Шадринского р-на Курган­ ской обл. Возникло в 1652 как 1-й рус. острог на р. Барневке (приток Исети). Барневский острог построен для добычи и сбора корня ревеня, что считалось тогда казен. монополией. Однако вскоре острог оставлен. В 1683 на его месте появилась слобода, построенная крес­ тьянами Ф. Мазихиным и Д. Шахметьевым. Слободу обнесли частоколом, а в кон. XVII в. был срублен де­ ревян. городок. К 1740 построена Никольская церковь, слобода стала круп, крест, поселением. С устройством слободы осн. занятием жителей стало хлебопашество: в 1703 крестьяне поставляли на рынок в Тобольск 4,6% всего продававшегося в городе хлеба. Жители Б. за­ нимались также добычей слюды, железоделательным произв-вом, тайным кладоискательством. В 1764 в Б. слободе действовало 12 кузниц, кожев. и 2 овчинные мастерские, а в ее волости —22 водяных, и 24 ветря­ ные мельницы. В 1771 церк. приход Никольской цер­ кви насчитывал 163 двора, в к-рых проживало 1 322 чел. В кон. XVIII в. Б. слобода стала одним из цент­ ров Пугачевского движения в Зауралье. В февр. 1774 при приближении отряда Е. Пугачева жители слободы перешли на сторону повстанцев и приняли актив, учас­ тие в развернувшейся борьбе. Лит.: Кондратенко А.А. Крестьяне Зауралья в XVII—XVIII вв. Челябинск, 1966—69. Ч. 1—2; Анимица Е.Г. Города Среднего Ура­ ла. Свердловск, 1983; Резун Д .Я , Васильевский Р. С. Летопись си­ бирских городов. Новосибирск, 1989. Д. Я. Резун БАРНЕШЛЕВ Андрей Афанасьевич (Барнсли Уи­ льям, Брянзл Вилим) (ок. 1622, Москва — 1679, на р. Кети), якут, воевода (1675—78), сын боярский. Про­ исходил из древ. англ. дворян, рода Вагпз1еу (известен ранее XV в.), носил титул \У1Шаш Вагпз1еу о^ Вагпз1еу На11. Поместье в Вагпз1еу На11 недалеко от Вгош§§гоуе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2