Историческая энциклопедия Сибири I
охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долбленки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных пос тройках^ амбарчиках», приемы орнаментации бересты и др .), со 2-м — южносиб. охотничье-коневодческой (способы буксировки, 2-скатные жилища-полуземлян ки, шаманизм и др.). Весь средневековый период истории тюрк, населе ния Барабы характеризуется интенсив, контактами с соседними угор, и самодийск. группами, что нашло от ражение в мест, топо- и этнонимике. Завершение фор мирования Б. как отд. этнич. общности относится к кон. XVII - нач. XVIII в. Традиц. занятия Б. разнообразны, что определяет ся различием геогр. условий их обитания. В таеж. зоне на 1-е место выходят традиц. мясная и пушная охота и рыболовство. В лесостеп. —данные виды деят-ти допол няются коневодством, призванным обеспечивать ведение охотничье-рыболовч. хоз-ва. На юге, в остепненной зоне, большое развитие получило скот-во, в т. ч. разведение мелк. рогат, скота. В лесостеп. и степ, зонах распростра нялось земледелие. Соответственно, значит, разнообра зием отличались типы жилых и хоз. сооружений, вкл. полуземлянки, саман, и дерновые дома. Сохраняются традиц. типы лыж, лодок, различ. формы буксировки и перемещения промысл, грузов. Пожилые женщины про должают носить традиц. костюм, состоящий из платья прямого покроя (килек, кульмек), бархат, или шелк, безрукавки (камсул, камсол) и жакета (бешмет, пиш- мет). В ряде мест бытует и традиц. промысл, обувь — царык, чарых (обувь без голенищ) и итек (сапоги). Распространены различ. украшения: накосные звеня щие подвески (чулпа, цолпу), бусы (мунцак), браслеты (блалик, бэласик), кольца, перстни (есык). Продолжает функционировать особый этносоц. ин ститут «тугум», представляющий собой объединение неск. родств. семей. В рамках этого объединения чрез- выч. сильно развиты традиции взаимопомощи, к-рые проявляются в участии всех членов тугума в семейных торжествах, стр-ве дома, ликвидации последствий не счастного случая и т. д. В отличие от большинства тюркояз. групп населе ния Зап.-Сиб. равнины, Б. еще в нач. XVIII в. были шаманистами и только в 1-й трети XVIII в. у них нача лось распространение ислама суннит, направления. Это обусловило глубокий синкретизм религ. воззрений Б., сочетание ислам, и неислам. элементов в их мировоззре нии. Последние проявляются в существовании развитого культа духов-хозяев (иясе, чалу, этеней), особенностях погребал, и праздничной обрядности, намогильных со оружений. Наиболее популярным сюжетом фольклора является борьба татар, богатырей против белого (рус ского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников. Лиг..- Р адл о в В .В . Образцы народной литературы тюрк ских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1872. Ч. 4; Ьюзгедг V. Рге-Ыапис ЗЬаташ зт о? Ше ВагаЬа Тигкз апё зоше ЕНто§епеНс Сопс1изюпз //З Ь а т а ш з т т 81Ьепа. Виёарезк, 1978; Дмитриева Л .В . Язык барабинских татар. Л., 1981; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Запад но-Сибирской равнины в конце XVI —начале XX в. Новосибирск, 1992; Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Е га п кА .}. Vа^^е<;^е5 о^ Ыаппгаиоп т 1ппег Аз1а: 1Ье сазе ог Ше ВагаЬа Та^агз, 1740—1917 / / Е п 151аш з1Ьепап. Раш , 2000; Селезнев А .Г ., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональ ный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004. А. Г. Селезнев БАРАДИЙН Бадзар Барадиевич (17 июня 1878, Забайкальская обл. — 17 июня 1937), ученый-восто ковед, обществ, деятель. Из семьи агинского буря та. Окончил Агинское приход, училище, в 1895—1900 обучался в гимназии П.А. Бадмаева в С.-Петербурге. Окончил фак-т вост. языков С.-Петербургского ун-та. В 1905—07 совершил путешествие в Тибет для изучения быта крупнейших буддийск. монастырей. Чл. Русского географического об-ва , в 1908—17 преподавал монг. яз. в С.-Петербургском ун-те, проф. В период революции 1905—1907 выступил за предоставление бурятам нац. самоопределения. В 1905 вместе с Ц .Ж . Жамцарано ходатайствовал перед С .Ю . Витте о переименова нии ламаистов в буддистов. В 1912 составил програм му преподавания буддизма в общеобразоват. школе. В 1917 вошел в состав Бурятско-Калмыцкого комитета в Петрограде. Летом того же года участвовал в работе 2-го Общебурятского съезда в Гусиноозерском дацане и принятии «Наказа» в духе положений обновленческого движения в ламаизме. Одновр. работал на учит, курсах в с. Агинском, занимался подготовкой учеб. пособий и орг-цией театра, возглавлял Цугольский хошунный ис полком Агинского аймака. В 1917—18 Б. составлены «Букварь» бурят, яз., книга для чтения «Улан сэсэг», написана пьеса «Старые найоны». Б. отрицат. отнесся к установлению сов. власти в Забайкалье и активно участ вовал в панмонгольском движении. После образования Бурят-Монгольской АО в составе Дальневосточной республики выступил идеологом и организатором об-ва «Бурятская национальная культура» (Бурнацкульт). В 1920 Б. написал драму «Чейжит хатан». В 1922 вместе с проф. Ц.Г. Цыбиковым возглавил отд. народ, обра зования автономии. Первый нарком просвещения Б у рят-Монгольской АССР (1923—25), глава Учен, коми тета автономии, зам. дир. Ин-та культуры. Б. написаны грамматика нового лит. бурят, яз., грамматика бурят, яз., словарь рус.-монг. терминов, пособие по синтакси су бурят, яз., переведены с рус. на бурят, яз. мн. лит. произведения. Репрессирован. Соч.: Из устной и «ламской» литературы бурят //Ж и в а я ста рина. 1916. № 2, 3. Лит.: Петряев Е .Д . Краеведы и литераторы Забайкалья. Чи та, 1981. М. В. Шиловский БАРАК, здание, построенное из подручных дешевых материалов для вр. проживания одиноких или семейных рабочих, представляющее собой помещение, разделен ное на ряд отсеков (комнат), или общее пространство для всех проживающих. Строились бревенч., дощатые, кирпич., саман., засыпные, землебитные Б. Иногда за селялись даже чердаки, называемые «верхотурой». Б. появились в Сибири в кон. XIX —нач. XX в., когда в условиях стр-ва Транссибирской магистрали и пром. бума города и раб. поселки переживали острый жилищ, кризис. В Сибири доля рабочих, проживавших в фаб- рич. Б., была выше, чем в центр, части России. В сов. время опыт размещения рабочих в Б. при годился на стройках социализма. Создание индустр. комплексов в Сибири часто начиналось на необжитых местах, поэтому большинство рабочих расселялось в Б., землянках, немногим удавалось снимать жилье в близлежащих нас. пунктах. В осн. в Б. жили рабочие Кузнецкстроя. В зданиях, рассчитанных на 30—40 чел., находилось до 80 чел. В целом в 1-е годы стр-ва ком бината 95% рабочих жило в Б. и землянках. Сан. нор мы обеспеченности жильем не соблюдались. Так, в Б. на стр-ве з-да «Сибкомбайн» в Новосибирске в 1930 на 1 чел. приходилось менее 2 кв. м жилья. Подобная си туация сложилась на большинстве предприятий Сиби ри. Б., возводившиеся как вр. жилища для размещения рабочих, постепенно превратились в постоянную и при вычную часть гор. ландшафта. На протяжении всего до- воен. периода пром. освоение региона сопровождалось широким барач. стр-вом, что приводило к тяжелым, часто антисан. условиям проживания рабочих.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2