Историческая энциклопедия Сибири I
Б А Л А К Ш И Н 1 5 9 В 2003 ист. герб Б. утвержден в кач-ве герба Бала- ганского р-на. Лит.: Кржижановский В .И . Описание городов Иркутской гу бернии за 1875 г. г. Илимска, Киренска, Иркутска, Балаганска, Верхоленска и Нижнеудинска / / Памятная книжка Иркутской гу бернии 1881 г. Иркутск, 1881; Административно-территориаль ное деление Сибири (август 1920 — июль 1930 г.). Новосибирск, 1966; Р езун Д .Я ., Васильевский Р .С . Летопись сибирских горо дов. Новосибирск, 1989; Поспелов Е .М . Географические названия России. М., 2003. Д. Я. Резун БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (1919-26), массовая акция гражд. неповиновения в Забайкалье в годы Граж данской войны и попытка организовать самоупр-ние вплоть до образования самостоят. гос-ва на осн. соц. и нравств. норм буддийск. учения. Основу идеологии Б. д. составили взгляды ламы Кижингинского дацана Л.-С. Цыденова и хамбо-ламы тибет. монастыря Гумбум Джаяк-гэгэна, согласно к-рым для возрождения истин ного учения Будды следует покидать офиц. существу ющие буддийск. монастыри и образовывать новые вне- монастыр. буддийск. общины. Непосредств. поводом, спровоцировавшим Б. д., стал указ Бурятской Народ ной Думы (БНД ) от 23 янв. 1919 о мобилизации бурят, родившихся в 1895—98, в армию, в ряды монголо-бу рят. бригады «Зорикто-батор» в составе войск атамана Г. М. Семенова, принятый в порядке реализации пост, ноябрьского (1918) общебурят. съезда о мобилизации 2 тыс. чел. из Агинского, Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. Вместе с бурятами мобилизации подлежали и тунгусы-буддисты. В указе отмечалось, что решение о призыве принято «в годину мировых народ ных бедствий, коснувшихся и мирных степей бурят ского населения, и вызвано заботой Думы о сохранении религии и народного достояния». В пояснении существа решения, направленного управляющему Забайкальской об л . , говорилось, что происходившие в течение послед него года в бурят, аймаках насилия, грабежи и захваты земель вынудили общенац. съезд бурят, состоявшийся в нояб. 1918, дать согласие на предложение атамана Се менова о формировании 2 бурят, конных полков. Указ о призыве вызвал у верующих-буддистов значит, недо вольство, к-рое усилилось в связи с применением семе- новцами силы во время набора, поскольку ранее цар ское пр-во буддистов на воен. службу не призывало. Ве рующие обратились за помощью к одному из наиболее уважаемых и почитаемых лам —Л.-С. Цыденову, к-рый счел, что БНД, пойдя на поводу у диктатора атамана Семенова и издав Указ о мобилизации, нарушила права, обычаи и традиции своего народа и фактически предала его. Поэтому верующим следует выйти из-под юрисдик ции такого пр-ва и создать гос-во, в к-ром соблюдались бы принципы буддийск. учения, как это имеет место в Тибете. Мнение Л.-С. Цыденова получило широкую поддержку среди населения. В Цаганском, Бодонгут- ском и Хальбинском хошунах прошли стихийные вы боры делегатов в Учредит, собрание. Была образована Конституц. комиссия и организована запись желающих стать подданными («харликами») создаваемого гос-ва. В мае 1919 состоялось Великое учредит, собрание, на к-ром присутствовало 102 делегата, представлявших зна чит. часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингин- ской долин, Ульдурги, Булума и др. мест. Учредит, собрание обосновало свое неприятие влас ти БНД след, обр.: «В силу данных нам прав свободы мы постановили оставить власть управления народной думы, аймачных управ, хошунов и сомонов, действия к-рых направлены в особенности к военной цели, со вершенно противной и притеснительной для нашего ре лигиозного и гражданского сознания и войти во власть всемогущего Дарма-Ранзыйн-хана [Дхарма-раджи-хана, т. е. Л.-С. Цыденова]». В пределах провозглашенного гос-ва ликвидировались хошунные и сомонные упр-ния БНД. Вместо сомонов образовывались тосхоны, а вмес то хошунов —«балагатские общества», давшие название движению. Таких об-в было 11: Кижингагольское, Чел- санайское, Кодунское, Улан-Бургасанское, Цаганнор- ское, Сарантуевское, Ородгольское, Моксохоновское, Чесаногольское, Ехэ-Булакское, Кулхисонское. Терри тория гос-ва включала Чесанскую, Кодунскую, Кижин- гинскую долины, часть территории нынешних Хорин ского и Еравнинского р-нов. Местонахождение кельи Л.-С. Цыденова на поляне Суархэ (Ламын Созхой, не далеко от совр. Усть-Орота) было объявлено столицей теократ. гос-ва, названной «Соёмпкус». Гос. устройство описывалось в Конституции из 36 статей. Учреждались Великий суглаан (Народное собрание), пр-во, суд, органы охраны обществ, поряд ка. Наличие к.-л. вооруж. сил Конституцией не предус матривалось. На Собрании был торжественно оглашен Манифест об образовании теократ. гос-ва «наподобие Тибета» во главе с «ламой-ханом» Л.-С. Цыденовым, врученный представителям БНД и атаману Семенову. Лидеры БНД сначала надеялись ликвидировать Б. д. мирным путем, для чего дважды присылали сво их представителей к теократам. Но чл. теократ. пр-ва от переговоров отказались, заявив, что подчиняются только Л.-С. Цыденову и никакой др. власти над со бой не признают. Поскольку БНД собств. вооруж. сил не имела, она обратилась за помощью к атаману Семе нову, к-рый направил в ставку теократов отряд каза ков под команд, нач. Верхнеудинского гарнизона полк. Корвин-Пиотровского. Л.-С. Цыденов, все министры и должн. лица теократ. гос-ва были арестованы и от правлены в верхнеудин. тюрьму. Семеновцы позднее еще неск. раз арестовывали Л.-С. Цыденова и его бли жайшее окружение. Б. д. продолжалось и после паде ния Семенова, после гибели в тюрьме Л.-С. Цыденова в 1922, вплоть до 1926. Б. д., развернувшееся в соотв. с древнейшим буд дийск. принципом «дхармавиджаи» («защиты с помо щью учения-дхармы», см. Буддизм), в какой-то степени сумело временно защитить население Кижинги, части совр. Хоринского и Еравнинского р-нов, от братоу бийств. гражд. войны. С.Ю. Лепехов БАЛАКШИН Александр Николаевич (26 окт. 1844, Ялуторовск Тобольской губ. —28 нояб. 1921, Лондон), предприниматель. Род. в семье сиб. купца Н.Я. Балак шина. Ср. образование получил в 1-й всесословной шко ле для мальчиков, открытой в Ялуторовске ссыльным декабристом И .Д . Якушкиным, и в Тобольской клас- сич. гимназии, к-рую окончил в 1859 с серебр. медалью. В 1860 становится студентом Казанского ун-та. В 1861 за орг-цию студ. волнений исключен из вуза, сослан на родину под надзор полиции. После окончания ссылки поступил в С.-Петербургскую военно-медицинскую ака демию. В 1872 организовал крахмало-паточное произв- во в дер. Старо-Сидорово (Логовушка) Курганского у. Тобольской губ. и метеорол. станцию. В 1876 с курган, купцом А.П. Ванюковым в Введенской вол. Курганско го у. построил крахмало-паточный з-д. В 1895 вместе с тобол. губ. агрономом Н .Л. Скалозубовым Б. актив но участвовал в Кургане в 1-й с.-х. и куст.-промысл, выставке Тобольской губ. Ими был поставлен вопрос о создании в Кургане отдела Московского об-ва сель ского хозяйства (см. Сельскохозяйственные об-ва) с целью поднятия культуры земледелия и скот-ва в юж. части Тобольской губ. В 1897 Курганским отделом это го об-ва открыто 2 маслодел, завода (см. Маслоделие). В янв. 1901 на 1-м съезде сиб. маслоделов Б. выступил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2