Историческая энциклопедия Сибири I
бири XVII в. по таможенным книгам. Сотрудничал в Сибирской Советской энциклопедии. Соч.: Крупное торговое предприятие в Московском государстве в первой половине XVII в. Л., 1933; Народы Сибири в ХУ1-ХУН вв. Завоевание Сибири царизмом. Стеногр. лекции, прочит. 9 янв. 1940 г. (Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б). Курс истории СССР. Лекция 18. На правах рукописи). Лит.: К .В . Базилевич //В о п р . истории. 1950. № 7; Черепнин Л .В . К.В. Базилевич //Уч . зап. МГУ. 1952. Вып. 56; Таможенные книги сибирских городов XVII в. Новосибирск, 1997. Вып. 1. Д. Я. Резун БАЗИЛЕВСКИЕ, предприниматели из дворян Оренбургской губ., винные откупщики и золотопро мышленники. Иван Федорович (27 янв. 1791—1876), действит. стат. советник, имел купеч. свидетельства 1-й гильдии в Красноярске и др. городах Сибири. Держал винные откупа на юге России и в Сибири: до 1847 на 4,6 млн руб., в 1859—62 — на 5,3 млн руб. Средст ва вложил в зол. прииски Вост. Сибири с добычей до 60 пуд. золота в год. Почет, чл. Рус. физ.-хим. об-ва при С.-Петербургском ун-те, к-рому передал обсерваторию и ок. 10 тыс. руб. Сын И .Ф ., Виктор Иванович (1840 — после 1909), окончил С.-Петербургский ун-т, золотопро мышленник. Имел паи в 9 золотопром. предприятиях. С 1868 по 1899 только на промыслах Ниманской К0, в к-рой 51 пай из 100 принадлежали Б., добыто 1 370 пуд. золота. С кон. XIX в. В.И. начал передавать прииски в аренду с последующей продажей. В 1909 объявлен не- состоят. должником. Финансировал сиб. газеты. Лит.: Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX — начала XX вв. Томск, 1975; Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1995. Т. 1, кн. 1. В. П. Зиновьев БАИТОВСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в ср. и ниж. течении рек Туры и Ницы, правобережье ср. и ниж. Тобола, лесостеп. междуречье Ишима, То бола и Ср. Приишимье. Как особ, тип памятников вы делена В.Е. Стояновым (1969), как особ, культура — Н .П . Матвеевой (1986). Относится к VII—VI вв. до н. э. Представлена поселениями и городищами. Наиболее исследованы поселения Носиловское II, Рафайлово, Лихачевское городище. Площ. памятников варьиру ет от немногим более 1 тыс. до 9 гыс. кв. м и более. Площадка городищ защищена кольцев. или полуколь- цев. валом со рвом и въездами. Жилища подпрямоуг. формы, однокамер., с канавкой по перим. вдоль стен, представляли собой срубы с углублен, в землю фунда ментом. Очаги открытые, в центре камеры. Площ. жи лищ 35—80 кв. м. Керамика круглодон. с яйцевид., ре же шаровид. туловом. Преобладают горшки с невысо кой шейкой и профилир. плечиками. Орнаментирована верх, часть сосуда (горизонт, елочка, ряды наклон, и вертик. вдавлений, реже зигзаги, решетки, шагающая гребенка, ряды ямоч. и жемчуж. вдавлений). Осн. ин вентарь изготавливался из бронзы, кости и дерева. Же лез. предметы встречены в виде исключений. Найдены бронз, кольца, ножи, камен. песты, глин, пряслица, грузила. Оружие представлено биметал. чеканами, кин жалом, трехлопаст. втульчат. и черешков, наконечни ками стрел. Хоз. уклад комплексный, многоотраслевой. Доминирует скот-во. Лит.: Матвеева Н .П . Ранний железный век Пригоболья. Но восибирск, 1994. В. И. Молодин БАЙКАЛО АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ). Это 2-й магистральный ж.-д. выход России к Тихо му океану, проложенный практически параллельно Транссибирской магистрали (на 180—600 км север нее). Общая протяж. 4,3 тыс. км. Проходит от Тай шета (Иркутская обл.) через Усть-Кут (на Лене), Комсомольск-на-Амуре до тихоокеан. порта Совет ская Гавань (Хабаровский кр.). Включает также линии Бамовская—Тында—Беркакит (Малая БАМ), Извест ковая—Ургал—Чегдомын и Волочаевка—Комсомольск- на-Амуре. БАМ проектировалась и строилась как дорога I ка тегории с земляным полотном под 2 пути на уч-ке Ле на—Тында и под 1 путь на уч-ке Тында—Комсомольск- на-Амуре. Трасса проходит по территории с суровыми природ.-климат, условиями, пересекает 11 полновод. рек, 7 горн, хребтов. Более 1 тыс. км пути проложено в р-нах вечной мерзлоты (глубина к-рой от 1—3 м до сотен метров), высокой сейсмичности (до 9 баллов). Впервые изыскания на трассе будущей БАМ прово дились в кон. 1880-х гг. В 1887—88 экспедиции инжене ров О.П. Вяземского и Г.В. Адрианова вели предварит, изыскания на трассе будущей Забайкальской ж. о., в т. ч. выбирали трассу Кругобайкальской ж. д. Они вы брали направление в обход оз. Байкал с юж. стороны. Выбор трассы для Сибирской ж. д. курировало Р ус ское географическое об-во. Существовал и 2-й вариант обхода Байкала —сев., предложенный в 1887 генерал- губернатором Тургайской обл. А.П. Проценко. По его мнению, обход Байкала с севера сократил бы дорогу на 600 км. Кроме того, в этом случае она прошла бы через богатые золотом р-ны Сибири и дальше от границы. По добное же предложение выдвинул инж. Н.Л. Межени- нов. В спор активно вмешалась общественность Иркут ска, Верхнеудинска (Улан-Удэ), Читы и др. городов, т. к. в случае осуществления «северного варианта» эти города оставались в стороне от ж. д. Несмотря на то что все группы изыскателей уже от рабатывали «южный вариант», Вяземский добился раз решения Мин-ва путей сообщения направить экспедиции для проверки рациональности сев. обхода Байкала. Их возглавили подполковник (с 1890 — полковник) Ген штаба Н.С. Волошинов и инж. Л.И. Прохаско. Работы велись в горно-таеж., почти незаселенной местности, по неточным картам, но были выполнены в короткий срок и успешно. Экспедиция Волошинова прошла по пред полагаемой трассе от Усть-Кута в верховьях р. Лены к сев. берегу оз. Байкал и далее через Северо-Муйский хр. до долины р. Муи, а экспедиция Прохаско — от р. Муи до р. Черный Урюм (в р-не Могочи). Данные разведки показали, что при выборе направления север нее Байкала постройка и эксплуатация дороги вызовут чрезмерные трудности и непомерные расходы —толь ко на одном уч-ке сев. обхода Байкала необходимо пе ресечь 5 больших рек —Ангару, Илим, Лену, Ханду и Киренгу —и 5 водораздельных хребтов — Илимский, Берёзовский, Ленский, Киренгский и Муйский (с от метками от уровня воды в реках 200—900 м). В нач. XX в. в России активно обсуждается идея «второго Транссиба» и вновь проводятся изыскат. ра боты севернее Байкала, к-рые возглавляют В.П. Полов ников (1907—08) и Э. И. Михайловский (1914). Первый проект стр-ва зап. уч-ка от Тайшета до Усть-Кута был готов к 1914, но его реализации помешала Первая ми ровая война. В сов. время изыскания возобновились в кон. 1920-х гг. на уч-ке Хабаровск—Сов. Гавань. Материалы были ис пользованы в 1930 при разработке предложений пр-ву о прокладке 2-го широтного пути через Сибирь. Тогда дорога впервые получила свое назв. «Байкало-Амур ская магистраль». Начиная с 1932 представление о сев. магистрали конкретизировалось: Тайшет определился как конечный пункт на западе, Сов. Гавань —на вос токе. В 1930—50-е гг. построено 2 075 км ж. д. (в осн. по облегченным нормативам) на подходах к БАМ и на концевых уч-ках (см. Б АМ Лаг).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2