Историческая энциклопедия Сибири I

1-й герб утвержден в 1785: в верх, части щита герб Тобольский. В ниж­ ней — в красном поле лук и колчан для стрел в знак того, что живущие в оном округе прежние обыватели Сиби­ ри употребляют сие оружие. Новый герб утвержден в 1982: щит разделен по вертикали на синюю и крас­ ную части (цвета гос. флага РСФСР). В центре эмблема, состоящая из силуэ­ та нефтеперерабат. з-да, 2-х колосьев, шестерни, даты «1683», стилизован­ ных крыльев. Вверху написано назва­ ние города. Совр. герб утвержден в 2006: в червлёном поле серебр. колчан с зол. стрелами в левую перевязь, продетый через зол. лук, положенный в косвен­ ный пояс. Фигуры герба подчеркивают богатое ист. наследие города. Лит.: Чесмочаков Г .С . Ачинск. Красно­ ярск, 1976; Авдюков Ю .П . Ачинск. Красноярск, 1983; Р езун Д .Я . Русские в Среднем Причу- лымье в XVII—XIX вв. (Проблемы социально- экономического развития малых городов Си­ бири). Новосибирск, 1984; Царев В .И ., Грин­ берг Ю .И . Ачинск. Красноярск, 1992; Енисей­ ский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. А.С. Вдовин, Д.Я. Резун АЧИНСКИЙ ГЛИНОЗЕМНЫЙ КОМБИНАТ (АГК), ОАО — крупнейшее в России предприятие по произв-ву глинозема. Осн. потребителями ачинского глинозема являются Братский и Красноярский алюминиевые з-ды. Стр-во комбината начато в 1955 в рамках выполнения пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании в Красно­ ярском кр. комплекса предприятий алюминиевой пром- ти: Кия-Шалтырского нефелинового рудника, Ачинско­ го глиноземного комбината и Красноярского алюмини­ евого завода. В 1959 ЦК ВЛКСМ объявил сооружение АГК Всесоюзной комсомол, стройкой. В 1964 вступил в действие опытный глиноземный цех, где отлажива­ лись схемы комплекс, переработки нефелинового сы­ рья с целью получения глинозема, цемента и содопро- дуктов. 9 мая 1965 на предприятии начали работать 2 крупные технол. линии цемент, произв-ва, в 1970 — 1-я очередь глиноземного и содопоташного произв-в. На АГК создали комплекс, отдел рабочего проектирования, благодаря к-рому удалось достичь сплошной унифика­ ции конструкций и изделий, макс. индустриализации и значит, сокращения сроков стр-ва. Сооружение за­ вершилось досрочно в 1973. На АГК внедрены ориг. технологии получения глинозема, основанные на ком­ плекс. переработке нефелиновой руды. В 1970—80-е гг. комбинат производил кроме гл. продукта —глинозема (свыше 800 тыс. т ежегодно) также цемент, соду, по­ таш, калийные удобрения. В 1990-е гг. АГК оказался в тяжелом финанс. положе­ нии, вдвое снизил объемы произв-ва, находился на гра­ ни банкротства. В дек. 1996 на заводе ввели внеш. упр- ние. Произв-во цемента приостановилось, осн. внимание сосредоточили на выпуске глинозема. Только в 2000—03 в модернизацию производств, процессов вложено более 1,5 млрд руб. Мощность АГК увеличилась с 900 тыс. до 1 060 гыс. т глинозема в год. Комбинат использует но­ вейшие ориг. технологии получения глинозема, разрабо­ танные для него Всерос. алюминиево-магниевым ин-том. В рамках природоохраной деят-ти производится поэтап­ ная реконструкция газоочистных сооружений, позволяю­ щая постепенно снижать объемы производств, выбросов в атмосферу. В дек. 2004 АГК получил сертификат на со­ ответствие системы экол. менеджемента междунар. стан­ дартам. С 2000 ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» входит в состав компании «Русский алюминий». Лит.: Красноярский край. Красноярск, 1984; Енисейский эн­ циклопедический словарь. Красноярск, 2000. А. И. Тимошенко АЧИНСКИЙ ОКРУГ, образован в мае 1925 в хо­ де районирования Сибири из Ачинского у. Е нисей ­ ской губ. и части Мариинского у. Томской губ. Вхо­ дил в Сибирский кр. Адм. центр — Ачинск. Числ. на­ селения (1926) —393,6 тыс. чел. Уд. вес гор. населения 6,7%. Нац. состав: русские — 79,4%; белорусы — 7,7; украинцы —4,0; татары — 1,9; поляки — 1,5; латгаль­ цы —0,9; латыши —0,8; чуваши —0,6; евреи —0,4%. К 1930 в составе А. о. 11 р-нов, 319 сельсоветов, 2 го­ рода; площ. —69,1 тыс. кв. км. Ликвидирован в связи с упразднением окружного деления в июле 1930, тер. округа вошла в Западно-Сибирский край. См. Административно-территориальное устройс­ тво Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных АЩЕПКОВ Евгений Андреевич (28 апр. 1907, Хар­ бин — 16 сент. 1983, Новосибирск), архитектор, д-р искусствоведения (1949), проф., чл.- кор. Академии архитектуры (позже Академии строительства и архитекту­ ры) СССР (1950), историк архитекту­ ры, живописец. Учился в изостудии Н .Ф . Смолина в Томске (1923—28), окончил Новосибирский инженерно­ строительный ин-т (НИСИ ) (1936). Р аботал в проект , отд. СибВО . С 1937 —в Новосибгорстройпроекте. Автор жилых и обществ, зданий ра­ бочего пос. треста «Хакасуголь» (Черногорск, 1938). Одновр. занимался н.-и. работой, обследовал памятни­ ки деревян. зодчества в Краснояр. кр., в зоне затопле­ ния Богучанской ГЭС. В 1938 поступил в аспирантуру НИСИ, где под рук-вом проф. А .Д . Крячкова защи­ тил канд. .диссертацию (1942). С 1938 на препод. ра­ боте в Новосибирском ин-те военных инженеров ж.-д. транспорта, затем ст. науч. сотрудника Ин-та истории и теории архитектуры АА СССР (1944—48), где под­ готовил докт. диссертацию. Крупнейшие экспедиции: обследование памятников деревян. зодчества в Тюмен­ ской, Новосибирской, Омской обл. (1939—40), Северо- Казахстанской и Кемеровской обл., Алтайском кр. (1942), Красноярском кр., Иркутской обл. и Бурятии (1945). С 1949 в НИСИ: зав. каф. истории и теории ар­ хитектуры (1949—62), декан архит. фак-та (1953), зам. дир. по науч. работе (1954—58), зав. каф. планировки и застройки населенных мест (1962—82), зав. каф. основ архит. проектирования и истории архитектуры и гра- достр-ва (с 1982). Отв. ред. ж. «Известия вузов: стро­ ительство и архитектура», чл. Центр, правления Сою­ за архитекторов СССР, чл. Комиссии по Гос. премиям РСФСР в обл. литературы и искусства. Засл. архитек­ тор РСФСР (1969). Награды: орден «Знак Почета». Соч.: Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950; Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1953. Лит.: Долнаков А .П . Сибирский архитектор Е.А. Ащепков. Новосибирск, 1992. А. Г. Туманик «АЭРОПОРТ ТОЛМАЧЁВО», ОАО (Обь Новоси­ бирской обл.). Крупнейший аэропорт Новосибирска. Образован на базе воен. аэродрома в янв. 1955. 12 июля 1957 из него совершил 1-й рейс в Москву Ту-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2