Историческая энциклопедия Сибири I

ной формы, что, не­ сомненно, говорит о наличии бронзо- лит. произ-ва. Яр­ кие свидетельства хоз. деят-ти полу­ чены при раскопках афанасьев. слоев в пещерах, использо­ вавшихся для содер­ жания скота. В Де­ нисовой пещере об­ наружены мощные (ок. 1 м) слои ове­ чьих копролитов , остатки д ер ев ян . загона , а в пред- входовой части — очаги И остатки ХОЗ. Типы глиняной посуды деят-ти. Наиболее Афанасьевской культуры изучены погреб, комплексы А. к. Надмогил. сооруже­ ния представлены кругл, оградами из вертикально сто­ ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось камен. - землян, сооружение. Сооружение возводилось над пог­ ребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусин. котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­ щали 1—2 умерших. В Минусин. котловине встречаются еще и коллектив, усыпальницы на 5—8 чел., при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках —пристройках к кургану —со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению 3—В с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорчен, поло­ жении на прав, боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Осн. погреб, инвентарь — глин, посуда (1—4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культов, комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде камен. кругл, сооружения с очаж. ямой в цент­ ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновремен. компози­ ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культов, мистерий. Нижний, наибо­ лее древ, слой святилища представляет А. к., как, ве­ роятно, и древнейш. изображения маралов. Афанась­ ев. посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­ собом. Форма и размеры —от миниатюрных емкостей до вмещающих неск. десятков л. Преобладают яйцевид. остродон. сосуды, круглодон. корчаги, реже встреча­ ются плоскодон. горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различ. композиции в виде горизонт, елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонт, зигзагом или налепными валиками. Из метал, предметов следу­ ет отметить бронз, одно- и двулезвийные ножи, бронз, кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевид. сережки. Высокого развития достигла кам. индустрия. Можно говорить о выражен­ ной пластинчатой технике обработки камня. Из отще- пов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­ жи, скребки, полирован, и сверлен, топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители А. к. разводили мелк. и круп, рогат, скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения А. к. и ее внутр. периодизация остаются дискуссионными. Традиц. является миграцион. гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Вост. Европе. Достаточно убедит, представляется кон­ цепция центр.-азиат, происхождения А. к. на основе мест, неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погреб, обряде и антропол. материалах позволяет ряду исследователей говорить о локал, вариантах культуры — вост. минусин. и зап. горно-алт. Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951; Грязное М .П ., Комарова М .Н . Афанасьевская культура //К о м п ­ лекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новоси­ бирск, 1979; Семенов В.А. Многослойная стоянка Тоора-Даш на Енисее (К проблеме периодизации культур эпохи неолита и бронзы Тувы / / Древние культуры Евразийских степей. Л., 1983; Вадец- кая Э .Б . Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Грязное М .П . Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999; Мо1о(Ип V. Вгопгеге^ т Вег§-А11а1 //Е и га з 1 а А п ^и а . Вапс1 7. М атг, 2001; Ларин О .В . Афанасьевская культура Горного Алтая: м о г и л ь н и к Сальдыр-1. Барнаул, 2005. B. И. Молодин АФОНТОВСКАЯ КУЛЬТУРА. Археол. культура, объединяющая ряд позднепалеолит. стоянок в долине Енисея от Сев.-Минусин. котловины на Ю до окрест­ ностей Красноярска на С. Выделена З .А . Абрамовой в 1970-е гг. Наиболее представительные памятники дати­ руются временем от 20 900±300 л. н. (Афонтова гора II) до 12 180+120 л. н. (Таштык I). Природ, окружение — перигляциал. ландшафты последнего оледенения плей­ стоцена: холод, степь, лесостепь и лесотундра, где обита­ ли мамонт, сев. олень, лошадь, бизон, заяц, песец. Самые изв. стоянки расположены на Афонтовой горе в Красно­ ярске. Изучение их начал И.Т. Савенков в кон. XIX в. Обитатели стоянок пользовались кам. орудиями, сде­ ланными гл. обр. из отщепов, сколотых с галек-нуклеу- сов. В сост. инвентаря преобладали овальные скребла, округлые скребки, долотовид. орудия, проколки. Приме­ нялись микроорудия —долотовид. изделия из миниатюр­ ных отщепов, микроскребки, микроострия, микропласти­ ны-вкладыши. Из кости, бивня и рога изготавливались наконечники копий с продольным пазом для крепления тонких камен. микропластин в кач-ве лезвия, лощила, шилья, иглы с ушком. Украшения: кост. и камен. бу­ сы и подвески, зубы песца и оленя с просверлен, отвер­ стием. Уникальны палеоантропол. находки, среди к-рых фрагмент черепа с ярко выражен, монголоид, чертами. Предполагается, что афонтовцы как минимум 4 тыс. лет сосуществовали в долине Ср. Енисея с носителями коко- ревской позднепалеолит. культуры. Лит.: Абрамова З .А . Палеолит Енисея. Афонтовская культу­ ра. Новосибирск, 1979; Абрамова З .А . и др. Палеолит Енисея. Л., 1991. М. В. Шуньков АХАЛДАЕВ (Ахалдайн) Жимба (? , предположит, с. Тамча, Селенгинская долина — 1797, Тамчинский дацан Селенгинского ведомства), пандито хамбо-лама (1780—97), высш. духов, глава селенгин. буддийск. духовенства. В 1780—83 занимал этот пост одновр. с хамбо-ламой Хэтэрхеевым. В 1721 отправлен на уче­ бу в Монголию к джебзун-дамба-хутухте (главе монг. буддийск. духовенства). В Монголии А. обучался под рук. изв. буддийск. деятеля Манджушри Номон-хана. По возвращении в 1741 основал Гусиноозерский (Ху- лэн-нурский) дацан, к-рый становится религ. центром 5 селенгин. дацанов: Хулэн-нурского (Гусиноозерского), Дэристуйского, Ичетуйского, Ацайского, Бургалатско- го, затем резиденцией пандито хамбо-лам всего Забай­ калья. А. перенес традиции монг. монастыря в бурят. буддизм, к-рый до этого (при Д. Д. Заяеве ) ориентиро­ вался в осн. на тибет. Балдан Брайбун дацан. Лит.: Ламаизм в Бурятии XVIII —начала XX в. Новосибирск, 1983; Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995; Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандидо Хамбо Лам. Улан-Удэ, 2004. C.Ю. Лепехов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2