Историческая энциклопедия Сибири I
ной формы, что, не сомненно, говорит о наличии бронзо- лит. произ-ва. Яр кие свидетельства хоз. деят-ти полу чены при раскопках афанасьев. слоев в пещерах, использо вавшихся для содер жания скота. В Де нисовой пещере об наружены мощные (ок. 1 м) слои ове чьих копролитов , остатки д ер ев ян . загона , а в пред- входовой части — очаги И остатки ХОЗ. Типы глиняной посуды деят-ти. Наиболее Афанасьевской культуры изучены погреб, комплексы А. к. Надмогил. сооруже ния представлены кругл, оградами из вертикально сто ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось камен. - землян, сооружение. Сооружение возводилось над пог ребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусин. котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме щали 1—2 умерших. В Минусин. котловине встречаются еще и коллектив, усыпальницы на 5—8 чел., при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках —пристройках к кургану —со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению 3—В с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорчен, поло жении на прав, боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Осн. погреб, инвентарь — глин, посуда (1—4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культов, комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде камен. кругл, сооружения с очаж. ямой в цент ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновремен. компози ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культов, мистерий. Нижний, наибо лее древ, слой святилища представляет А. к., как, ве роятно, и древнейш. изображения маралов. Афанась ев. посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо собом. Форма и размеры —от миниатюрных емкостей до вмещающих неск. десятков л. Преобладают яйцевид. остродон. сосуды, круглодон. корчаги, реже встреча ются плоскодон. горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различ. композиции в виде горизонт, елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонт, зигзагом или налепными валиками. Из метал, предметов следу ет отметить бронз, одно- и двулезвийные ножи, бронз, кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевид. сережки. Высокого развития достигла кам. индустрия. Можно говорить о выражен ной пластинчатой технике обработки камня. Из отще- пов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но жи, скребки, полирован, и сверлен, топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители А. к. разводили мелк. и круп, рогат, скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения А. к. и ее внутр. периодизация остаются дискуссионными. Традиц. является миграцион. гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Вост. Европе. Достаточно убедит, представляется кон цепция центр.-азиат, происхождения А. к. на основе мест, неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погреб, обряде и антропол. материалах позволяет ряду исследователей говорить о локал, вариантах культуры — вост. минусин. и зап. горно-алт. Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951; Грязное М .П ., Комарова М .Н . Афанасьевская культура //К о м п лекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новоси бирск, 1979; Семенов В.А. Многослойная стоянка Тоора-Даш на Енисее (К проблеме периодизации культур эпохи неолита и бронзы Тувы / / Древние культуры Евразийских степей. Л., 1983; Вадец- кая Э .Б . Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Грязное М .П . Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999; Мо1о(Ип V. Вгопгеге^ т Вег§-А11а1 //Е и га з 1 а А п ^и а . Вапс1 7. М атг, 2001; Ларин О .В . Афанасьевская культура Горного Алтая: м о г и л ь н и к Сальдыр-1. Барнаул, 2005. B. И. Молодин АФОНТОВСКАЯ КУЛЬТУРА. Археол. культура, объединяющая ряд позднепалеолит. стоянок в долине Енисея от Сев.-Минусин. котловины на Ю до окрест ностей Красноярска на С. Выделена З .А . Абрамовой в 1970-е гг. Наиболее представительные памятники дати руются временем от 20 900±300 л. н. (Афонтова гора II) до 12 180+120 л. н. (Таштык I). Природ, окружение — перигляциал. ландшафты последнего оледенения плей стоцена: холод, степь, лесостепь и лесотундра, где обита ли мамонт, сев. олень, лошадь, бизон, заяц, песец. Самые изв. стоянки расположены на Афонтовой горе в Красно ярске. Изучение их начал И.Т. Савенков в кон. XIX в. Обитатели стоянок пользовались кам. орудиями, сде ланными гл. обр. из отщепов, сколотых с галек-нуклеу- сов. В сост. инвентаря преобладали овальные скребла, округлые скребки, долотовид. орудия, проколки. Приме нялись микроорудия —долотовид. изделия из миниатюр ных отщепов, микроскребки, микроострия, микропласти ны-вкладыши. Из кости, бивня и рога изготавливались наконечники копий с продольным пазом для крепления тонких камен. микропластин в кач-ве лезвия, лощила, шилья, иглы с ушком. Украшения: кост. и камен. бу сы и подвески, зубы песца и оленя с просверлен, отвер стием. Уникальны палеоантропол. находки, среди к-рых фрагмент черепа с ярко выражен, монголоид, чертами. Предполагается, что афонтовцы как минимум 4 тыс. лет сосуществовали в долине Ср. Енисея с носителями коко- ревской позднепалеолит. культуры. Лит.: Абрамова З .А . Палеолит Енисея. Афонтовская культу ра. Новосибирск, 1979; Абрамова З .А . и др. Палеолит Енисея. Л., 1991. М. В. Шуньков АХАЛДАЕВ (Ахалдайн) Жимба (? , предположит, с. Тамча, Селенгинская долина — 1797, Тамчинский дацан Селенгинского ведомства), пандито хамбо-лама (1780—97), высш. духов, глава селенгин. буддийск. духовенства. В 1780—83 занимал этот пост одновр. с хамбо-ламой Хэтэрхеевым. В 1721 отправлен на уче бу в Монголию к джебзун-дамба-хутухте (главе монг. буддийск. духовенства). В Монголии А. обучался под рук. изв. буддийск. деятеля Манджушри Номон-хана. По возвращении в 1741 основал Гусиноозерский (Ху- лэн-нурский) дацан, к-рый становится религ. центром 5 селенгин. дацанов: Хулэн-нурского (Гусиноозерского), Дэристуйского, Ичетуйского, Ацайского, Бургалатско- го, затем резиденцией пандито хамбо-лам всего Забай калья. А. перенес традиции монг. монастыря в бурят. буддизм, к-рый до этого (при Д. Д. Заяеве ) ориентиро вался в осн. на тибет. Балдан Брайбун дацан. Лит.: Ламаизм в Бурятии XVIII —начала XX в. Новосибирск, 1983; Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995; Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандидо Хамбо Лам. Улан-Удэ, 2004. C.Ю. Лепехов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2