Историческая энциклопедия Сибири I
проектов Бюджетного и Налогового кодексов РФ, Фе- дер. закона «Об общих принципах организации местно го самоуправления в Российской Федерации». В 1989 Ассоциацией учреждены хозрасчет, выста вочный центр «Сибирская ярмарка» (позже —АО «Си бирская ярмарка»), ставший 3-м выставочным центром в стране; ун-т делового администрирования —учеб. центр Ассоциации; свой печат. орган —«Сибирская газета». С 1992 совет АСДГ активно развивает информ. сеть для обеспечения органов мест, самоуправления опер, инфор мацией по каналам компьютер, связи. Ныне это единств, в России межрегион. муницип. информ. сеть, пользо вателями к-рой являются более 1 100 городов, р-нов и субъектов РФ . Успешно функционирует единств, в России межгор. информ. компьютер, банк нормативно правовых и распорядит. док-тов органов мест, самоуп равления, в к-ром уже представлены более 40 тыс. док- тов из 191 города. В центре внимания АСДГ находятся вопросы реформирования жил.-коммун, хоз-ва и раз вития территор. обществ, самоуправления. По инициативе и при поддержке АСДГ активизиро вана деят-ть обществ. Фонда развития местного самоуп равления. Ассоциация успешно сотрудничает с Советом по мест, самоуправлению при Президенте РФ , Союзом рос. городов, Конгрессом муницип. образований, Меж регион. ассоциацией «Сибирское соглашение», с аппа ратами полномочных представителей Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных окр. А.Ю. Малышев АСТАНА, свящ. место зап.-сиб. татар. К наст, вре мени на тер. Зап. Сибири зафиксировано св. 60 А. По давляющее большинство их находится в Тюменской обл . : в Вагайском, Тобольском, Уватском, Ярковском и отчас ти в Аромашевском и Тюменском р-нах. Самой северной является Цингальская А. (у с . Цингалы Ханты-Мансий ского р-на Ханты-Мансийского авт. окр. ), а юж. гра ница пролегает в Усть-Ишимском р-не Омской обл. Под словом А. понимаются могилы святых или стро ение на могиле. Термин А. происходит от перс. а$Й;ап, азйапа, аз1:ап —порог, царский двор, дворец счастья, мес то отдыха и сна, могилы пророков и др. святых людей. Наиболее вероятно, к татарам Сибири культ А. проник как вследствие прямого Иран, влияния, связ. со специфич ными ислам, группами Центр. Азии, так и опосредованно — через тюркояз. носителей мусульм. мистицизма. Письм. или устной традициями наличие А. обычно соотносится с могилами пришедших в Сибирь из Буха ры ислам, миссионеров братства Накшбандийа, к-рые погибли в религ. столкновениях с язычниками —абори генами края. Согласно нек-рым письм. источникам, это событие имело место в 797 г. хиджры (1394—95). Однако процесс «кодификации» А. и возведения мав золеев как объектов культа происходил позже, по мере утверждения ислама в регионе, и затянулся надолго: видимо, с рубежа XV—XVI вв., в особенности в пери од правления Кучума, вплоть до сер. XVIII в. Но уже при Кучуме культ святых был учрежден почти офици ально и служил важным инструментом религ. политики. Погибших стали почитать как мучеников за веру (аулиелар, йохшилар), а к их могилам —А. (остана) —традиционно стали совершать паломничество в сер. лета. 1-й тип А. объединял святые места, связ. с доислам. культом природы (почитание выдающихся по разме рам и необычности холмов, озер, деревьев, камней и нек-рых др. объектов). 2-й тип, возникший на основе промысл, культа и культа семейно-родовых покровите лей, был представлен рукотвор. святилищами различ. конструкций (избушками-амбарчиками, миниатюр, чу мами, свайными помостами, ямами и др .). Объекта ми поклонения выступали антропоморф, изображения духов-хозяев мест и семейно-родовых покровителей — курчаклар («куклы»). 3-й тип А. связан с культом пред ков в разнообраз. формах его проявления: предки —ро доначальники родов, генеалог, групп, селений и т. п., наделяемые в фольклоре сиб. татар чертами богатырей (Санкир и Манкир, Йаик-бай и др.). Местами почита ния данной группы святилищ являлись курганы, отд. места и урочища, связываемые татарами с др. поселе ниями, что в отд. случаях подтверждается археол. ма териалами. К 4-й группе принадлежат святые места, возникшие в более позднее время. Это места захороне ния героев легенд. Лит.: Катаное Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири //Еж егодник То больского губернского музея. Тобольск, 1897. Вып. 7; Белич И .В . Культовые места сибирских татар как историко-этнографический источник //Р о л ь Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987; Валеев Ф .Т . Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993; Адаев В ., Белич И ., Зиннатуллина Г. и др. О региональных осо бенностях ислама и почитании Астана / / Региональные социокуль турные процессы: Тематический сб. Тюмень, 2004. И.В. Белич, А.П. Яркое АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Сибирского кр. — 29 нояб. 2001, с. Ов сянка Красноярского кр.), писатель. После раскулачивания родителей воспитывался в дет. доме. Участ ник Великой Отечественной войны, доброволец. Окончил Высшие лит. курсы при Союзе писателей СССР (1961). Уже в 1-м сб. рассказов «До будущей весны» (1953) обнаружились характерные для всего последующего творчества автобиографизм и лиризм, внимание к судьбам простых людей. Уже в ранней про зе А. проявил незаурядное стилист, мастерство. Само бытность мировосприятия, независимость позиции ху дожника, чуждого ангажированности, —отличит, чер ты творчества А. В лирико-автобиогр. манере написаны повести «Перевал», «Стародуб» (1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), рассказы «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Деревья растут для всех». Впоследствии эти произведения составили цикл «Последний поклон» (1957—78, заключит, главы опубл. в 1992). По-новому А. подошел к раскрытию воен. темы. Лиризм и психол. глубина, внимание к нравств. конфликтам проявились в изображении трагич. любви на войне в пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971). Несмотря на упреки критиков в пацифизме, бытовизме и дегерои зации, повесть снискала большой читат. успех. Худ.-филос. осмысление судьбы сиб. природы в ус ловиях агрес. хищнич. прагматики находится в центре повести «Царь-рыба» (1976). Произведение основано на подлин. впечатлениях А. от поездки по Турухан. кр. и написано в форме свобод., исповедально-проникновен. «повествования в рассказах» с выраженным притчевым началом. Потребит, отношению к природе А. противо поставил естеств. этику природ, бытия, к-рую вопло щает гл. герой книги Аким. На кризис, явления перестройки писатель откликнул ся повестью «Печальный детектив» (1987), в к-рой че рез восприятие героя показано падение нравственности, приводящее людей к преступлениям. Эта повесть и при мыкающий к ней по проблематике рассказ «Людочка» (1989) свидетельствовали о нарастании пессимизма А. в оценке нравств. деградации народа, объясняемой гос подством тоталит. режима. Эти настроения проявились и в романе о войне «Прокляты и убиты» (ч. 1 «Черто ва яма», 1992; ч. 2 «Плацдарм», 1994; изд. в 1995), в к-ром страдания героев объясняются наказанием за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2