Историческая энциклопедия Сибири I

фак-та. В 1956 на фак-те в рамках 3 специальностей («Архитектура»; «Сельскохозяйственное строительст­ во»; «Производство строительных изделий и конструк­ ций для сборного строительства») обучалось 590 сту­ дентов, в т . ч. 164 по специальности «Архитектура». К преподаванию на архит. фак-те НИСИ привлекаются опыт, и авторитет, архитекторы-практики Новосибир­ ска: Н .Ф . Храненко (1954), В.К. Петровский (1954), И.А. Дроздов (1956), Н .Ф . Котов (1959), К.К. Леонов (1959), Е.А. Леонтьев, Г.Ф. Кравцов, С.П. Скобликов. Существ, влияние на активизацию науч. деят-ти в НИСИ в 1-е послевоен. десятилетие оказали успешные за­ щиты докт. дис. Е.А. Ащепковым (1947) и доц. ин-та Н.С. Кузьминым (1953). В 1957 НИСИ был включен в I категорию высш. учеб. заведений СССР и полу­ чил право проведения защит диссертаций на соискание уч. степеней канд. техн. наук и канд. архитектуры. В структуре архит. фак-та НИСИ начинает активно фун­ кционировать аспирантура: на рубеже 1950—60-х гг. под рук-вом Е.А. Ащепкова выполнили и успешно за­ щитили дис. на соискание уч. степени канд. архитек­ туры молодые преподаватели С. Я . Баландин (1960), Б .И . Оглы (1960), Л.К. Минерт (1961), В.П. Борзот (1963). С 1965 в НИСИ издается науч. ж. «Известия высших учебных заведений» (раздел «Строительство и архитектура»; отв. ред. Е.А. Ащепков). Динамич. развитие НИСИ приводит в 1970 к очеред­ ной реорганизации его структуры и созданию 5 фак тов. Архит. фак-т освобождается от подготовки студентов по строит, специальностям, сохраняя в своем составе толь­ ко специальность «Архитектура» и в ее рамках 3 выпус­ кающих каф.: архитектуры гражд. зданий; архитекту­ ры пром. и с.-х. сооружений; планировки и застройки населенных мест. В 1951—67 в НИСИ подготовлено 465 специалистов-архитекторов, всего же (с момента образования Сибстрина) к 1967 квалификацию архи­ тектора получили 932 выпускника. В 1977 число при­ нятых на архит. фак-т достигло максимума в истории НИСИ: 125 чел. поступило на дневное, 50 чел. — на вечер, отд-ние. Всего на дневном отд-нии фак-та в это время обучалось 723 студента, на вечер. —242. Изме­ нение в кон. 1950-х —нач. 1960-х гг. ведущих идейно- эстет. и технико-функцион. концепций в отеч. архитек­ туре определило развитие взаимодействия учеб. процесса на архит. фак-те НИСИ и широкой проф. проектно-стро- ит. практики. В 1960—80-е гг. была организована пред- диплом. стажировка студентов в ведущих гос. проект, институтах Москвы, Ленинграда, Львова, Днепропет­ ровска, Омска, Барнаула, Красноярска, Иркутска и др. городов, к рук-ву диплом, проектированием на фа­ культете привлекаются ведущие архитекторы отрасл. проект, институтов, науч. работники Новосибирского филиала Академии строительства и архитектуры СССР, н.-и. и проект, институтов типового и эксперимент, про­ ектирования, осуществляется корректировка и значит, расширение тематики и геогр. границ курсового и дип­ лом. проектирования. В 1980-е гг. дис. на соискание уч. степени д-ра ар­ хитектуры защитили доценты архит. фак-та НИСИ Б.И. Оглы (1982), С.Н. Баландин (1987), Л.К. Минерт (1989), доц. Новосибирского ин-та инженеров железно­ дорожного транспорта (выпускник НИСИ) В.Т. Горба­ чев (1982), а подготовка архит.-науч. кадров Сибири в аспирантурах НИСИ, Московского архитектурного ин-та, ряда центр, отрасл. НИУ стала массовой. Дис. на соискание уч. степени канд. архитектуры защитили 14 чел. (В.П. Арбатский, А.А. Гамалей, С.Д. Ганжа, А.А. Гудков, С.В. Дмитриев, Е.Н. Лихачев, В.И. Ми­ ронов, В.И. Сазонов, Е.А. Смирнова, Г.И. Пустове- тов, В.Н. Федерякин, В.Н. Филиппов, А.Ф. Южаков, Г.Р. Шамирян), к-рые пополнили осн. звено науч.-пед. состава фак та. Пост, пр-ва «О дальнейшем развитии советской ар­ хитектуры и градостроительства» от 19 сент. 1987, оп­ ределившее организацию на базе архит. фак та НИСИ Новосибирского архитектурного ин-та (НАрхИ ), от­ крыло новый этап в развитии высш. архит. образова­ ния Сибири. НАрхИ, возглавляемый доц. Г.И. Пус- товетовым, начал работу 1 сент. 1989 в составе фак та общей и фак-та спец. подготовки и 9 кафедр (в т. ч. 3 выпускающих), стал 4-м архит. высш. учеб. заведе­ нием в России. До 1991 обучение студентов в НАрхИ велось в рамках специальности «Архитектура» (со спе­ циализацией по направлениям «градостроительство», «архитектура гражданских и общественных зданий», «архитектура промышленных и сельскохозяйственных сооружений»). В дальнейшем начата подготовка по спе­ циальностям «Дизайн городской среды» (1991), «Мо­ нументально-декоративное искусство» (1993), «Дизайн» (1998). В 1996 НАрхИ преобразован в Новосибирскую гос. архит.-худ. академию (НГАХА), к рая в наст, вре­ мя действует в составе 2 фак-тов (архитектурного и худ.-дизайнерского) и центров довузов. и послевузов. подготовки. Обучение студентов ведется по ориг. 6-лет- нему плану, в к-ром значительно увеличен объем учеб. занятий по архит. проектированию и циклу изобразит, дисциплин, теории архит. композиции, истории архи­ тектуры, градостр-ва и искусства, усовершенствованы программа, орг-ция, метод, обеспечение учеб. и произ­ водств. практик. В 1990 при НАрхИ сформирован совет по защи­ те дис. на соискание уч. степени канд. архитектуры (в рамках специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»; организатор и 1-й пред. —д-р архитектуры, проф. С.Н. Баландин). К наст, времени совет играет важную роль в подготовке науч. кадров высш. квали­ фикации для архит. отрасли регионов Урала, Сибири и Д. Востока. С 1991 в НАрхИ—НГАХА активно дейст­ вует институт аспирантуры, осуществляющий подготов­ ку аспирантов по всем специальностям науч. отрасли «Архитектура». На момент открытия НАрхИ в его на­ уч.-пед. составе находилось 2 д-ра наук (С .Н . Балан­ дин и Л.К. Минерт), в наст, время в НГАХА на раз- лич. должностях работают члены-корреспонденты Рос­ сийской академии архитектуры и строительных наук Г.И. Пустовегов, Г.Н. Туманик и ряд др. ведущих спе­ циалистов. В 1970—90-е гг. подготовка студентов в рамках ар­ хит. специальностей на базе кафедр архитектуры на­ чалась в Томском инженерно-строительном институте (1976), Красноярском (1973), Иркутском (1973), Ха­ баровском (1995), Владивостокском (1971) политехни­ ческих институтах. В наст, время подразделения высш. архит. образования функционируют в структурах Том­ ского гос. архитектурно-строительного ун-та (архит. фак-т; специализация в области архитектуры, градо­ стр-ва, дизайна); Красноярской гос. архитектурно-стро­ ительной академии (архит. фак-т; специализация в об­ ласти архитектуры, дизайна архит. среды, изобразит, искусства); Иркутского гос. технического ун-та (архит. фак-т; специализация в области архитектуры, дизай­ на архит. среды, дизайна, монумент.-декор, и декор.- прикл. искусства, искусствоведения, рекламы); Тихоо­ кеанского гос. ун-та (Ин-т архитектуры и строительства; специализация в области архитектуры, дизайна архит. среды); Дальневосточного гос. технического ун-та (Ин-т архитектуры, искусства и дизайна; специализация в области архитектуры, дизайна архит. среды, дизайна, искусства интерьера). Основу науч.-пед. состава ар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2