Историческая энциклопедия Сибири I

справки, выписки и копии по документам гос. А. выда­ вались под личным контролем нач. арх. отдела и нач. гос. А. Также был прекращен допуск обычных посети­ телей в чит. залы гос. А. Работать над докум. материа­ лам разрешалось только представителям парт., судебно- следств. органов и органов воен. командования, НКВД, прокуратуры, а также сотрудникам арх. органов. Одной из важнейших задач архивистов в годы вой­ ны стала военно-патриотическая и научно-издат. работа, целью к-рой было выявление и публикация материалов о героич. борьбе народов СССР с иноземными оккупан­ тами. Так, центр, место в плане работ Омского архива на 1942 занимала разработка темы «Отечественная вой­ на 1812 г. и Сибирь». Сотрудники Иркутского архива подготовили публикации о боевых традициях сибиря­ ков, о борьбе сиб. партизан против ит. и румын, ин­ тервентов, о роли Сибири в Отечественной войне 1812. Новосиб. архивисты активизировали поиск материалов о месторождениях полезных ископаемых. Также были приняты меры по разработке докум. ма­ териалов секрет, фондов для использования их в опе­ ративно-чекистских целях. В соотв. с приказом НКВД СССР от 22 июня 1942 г., сотрудники гос. А. обязы­ вались в 2-мес. срок осуществить разработку докум. материалов фондов контрразвед. органов и жандарм, упр-ний царской России, торг. фирм, контор и отд. представителей иностр. гос-в, иностр. отделов центр, и мест, исполкомов советов, торгово-пром. орг-ций, имев­ ших связь с заграницей, в целях составления списков- справочников на нем., австр., румын, и иных шпионов и лиц, подозреваемых в саботаже. Закономерным итогом полит, процессов, развернув­ шихся в СССР после смерти И.В. Сталина, стал пе­ ресмотр нормативно-правовых актов, регулировавших деят-ть гос. арх. службы, упразднение МВД СССР и перевод в 1960—61 органов упр-ния арх. делом и гос. А. из системы МВД в непосредств. подчинение орга­ нам исполнит, власти. Одним из знаковых результатов «оттепели» в арх. деле стало выполнение А. деят-ти, направленной на повышение соц. защищенности граж­ дан, в т. ч. связанной с массовой выдачей справок о под­ тверждении труд, деят-ти в связи с принятием в 1956 Закона о гос. пенсиях. Еще одним результатом полит, эволюции власти стало постепенное преодоление закрытости арх. учреждений, в первую очередь выразившееся в улучшении обслужива­ нии исследователей в чит. залах гос. А. Распоряжением нач. Центрального арх. упр-ния МВД СССР Б.И. Муса­ това от 11 дек. 1953 рук-ву А. предлагалось установить распорядок работы чит. залов гос. А. сообразно интере­ сам исследователей, с учетом возможности работы в ве­ чер. часы. Упрощался порядок оформления доступа для работы над документами парт. А. Но относит, либера­ лизация не исключала жесткий и зачастую некомпетент. контроль над работой историков, выражавшийся в т. ч. в обязат. просмотре записей исследователей. Во 2-й пол. 1950-х гг. началась работа по рассекре­ чиванию документов и расширению доступа исследова­ телей к фондам А. В соотв. с пост. Совета министров СССР от 7 февр. 1956 «О мерах по упорядочению ре­ жима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств» гос. А. стали осу­ ществлять работу по пересмотру состава материалов сек­ рет. фондов. На 1 янв. 1956 в последних находилось ок. 12,5 млн дел, из них ок. 3,5 млн —в центр, гос. А. Уже к кон. апр. 1957 гос. А. СССР было передано с секрет­ ного на общее хранение более 1,2 млн дел. Вклад сиб. А. в дело рассекречивания первоначально был незначи­ тельным. За 1956 в Гос. архиве Омской обл. рассекре­ тили 73 ед. хр., в Гос. архиве Томской обл. —6 364 ед. хр. В Гос. архиве Новосибирской обл. (ГАНО) на секрет, хранении в 1956 находилось 206 фондов (36 952 дела), в 1957 —209 фондов (38 502 дела) и только в 1958 кол-во секрет, материалов сократилось в ГАНО до 5 663 ед. хр. Темпы рассекречивания во мн. определялись требова­ ниями Гос. архивного упр-ния МВД СССР, ориентиро­ вавшими архивистов на решения XX съезда КПСС. Гл. внимание в своей деят-ти А. должны были уделить обес­ печению сохранности докум. материалов и расширению их использования в интересах развития народ, хоз-ва и ист. науки, в т. ч. путем передачи на общее хранение ранее необоснованно засекреченных документов. Облегчение доступа в А. дало возможность в первую очередь ученым-историкам реализовать права на науч. использование арх. документов. В 1954 возобновилось издание ж. «Исторический архив», к-рый восприни­ мался не только как возможность для публикации арх. документов, но и как трибуна для публич. обсуждения вопросов теории и практики арх. дела. Активизирова­ лась работа самих А. по составлению и публикации до­ кум. сборников. В 1957 арх. учреждения Омской обл. потратили на науч. работу средства, сравнимые с рас­ ходами на приобретение нового оборудования. Однако тематика публикаций была, как правило, однотипной, они посвящались, как правило, вопросам борьбы тру­ дящихся за установление сов. власти в Сибири. Конец 1950-х — нач. 1960-х гг. в истории арх. уч­ реждений Сибири знаменовался постепенным спадом творч. активности, деят-ть А. приобретала все более консерватив. хар-р, что было связано с постепенным окончанием процессов перестройки об-ва. Особое место в деят-ти арх. службы России начиная с 1970-х гг. принадлежит зональным науч.-метод, советам арх. учреждений (ЗНМС ) —объединяющему и коорди­ нирующему звену в системе арх. отрасли. 13 марта 1970 приказом Главархива СССР были утверждены Типовое положение о ЗНМС и перечень их базовых арх. орга­ нов, в их числе и ЗНМС арх. учреждений Сибири. В Сибири базовым арх. органом был определен арх. отдел Новосибирского облисполкома. Первое заседание ЗНМС сиб. архивистов состоялось в Новосибирске 4 нояб. 1970. В совет вошли по 2 чел. из числа рук. и методистов от Тувинской и Бурятской АССР, Алтайского и Красно­ ярского кр . , Иркутской , Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Читинской обл. На заседаниях совета активно обсуждались вопросы комплектования Архивного фонда, отбора и эксперти­ зы ценности документов, обеспечения их сохранности, создания и совершенствования науч.-справ, аппарата. Большое внимание уделялось деят-ти гор. и район., а также ведомств. А. В поле зрения архивистов находи­ лись проблемы н.-и. и метод, работы. В 1981—85 регу­ лярно обсуждалось участие арх. учреждений Сибири в реализации гуманит. аспектов Программы «Сибирь». Начиная с 1991 становятся актуальными проблемы внедрения автоматизир. арх. технологий в деят-ть А., создания единого информ. пространства арх. службы региона. Активно ведутся работы по использованию документов в народно-хоз., науч., учеб., просвет, це­ лях через подготовку сб. документов, орг-цию и прове­ дение докум. выставок, науч.-практич. конф. Первым пред. ЗНМС арх. учреждений Сибири была зав. арх. отд. Новосибирского облисполкома А.Н. Козионова. С 1987 в этой должности работала Г.А. Спицина. В 1998-2008 - В.В. Моисеев. Существ, влияние на развитие арх. дела оказали по­ лит. процессы начала 1990-х гг. В авг. 1991 в связи с Указом Президента РСФСР о приостановлении деят-ти КПСС на тер. России парт. А. влились в сеть гос. А. Большинство из них в 1990-е гг. были преобразованы в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2