Историческая энциклопедия Сибири I
рующими органами. На местах —в областях, краях — эти структуры были представлены уполномоченными, к-рые сосредоточивали в своих руках контроль над ре лиг. орг-циями и вмешивались во внутр. жизнь послед них. Уполномоченные координировали свою деят-ть не только с парткомами, но и органами внутр. дел и гос безопасности. В Ч К -О ГП У -Н К В Д -М Г Б -К Г Б были актив, субъектами А. п., занимаясь не только неглас. контролем, вербуя агентов внутри религ. об-в, собирая, фабрикуя и применяя «компромат» против руководите лей и активистов, но и выполняя свойственную им фун кцию организатора репрессий. Последняя выполнялась и в послевоен. период, хотя и в несопоставимых с до- воен. уровнем масштабах. В 1948—1950 в Сибири были арестованы и обвинены по полит, мотивам неск. свя щенников РПЦ, проводились почти войсковые операции (с окружением, прочесыванием местности, сжиганием жилищ, крестов, икон, древ, книг и арестами) против старообрядцев Белотаежной пустыни в Томской обл. и Дубчесских скитов в Красноярском кр. (1951). В 1949 и 1951 из европ. части страны были высланы большие группы представителей «Свидетелей Иеговы» и рассе лены в Иркутской (6 245 чел.) и Томской обл. (3 118 чел.), истинно-православных христиан и истинно-пра вославной церкви —в Тюменской (391 чел.) и Томской обл. (448 чел.), Красноярском кр. (147 чел.). Кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. ознаменовался но вым широкомасштаб. не только идеол.-пропаганд., но и институциональным наступлением на религ. орг-ции. За 1960—68 в по стране были ликвидированы, сняты с регистрации 5 588 правосл. церквей, или 43% от имев шихся к нач. указанного периода, 69 католич. костелов, 69 лютеран, храмов, 27 синагог, закрыто 28 монасты рей, неск. духов, учеб. заведений. В регионе сеть пра восл. приходов также сократилась. В 1950 действовала 91 правосл. церковь, в 1965 на тер. Тюменской, Ом ской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Читин ской, Иркутской обл., Алтайского и Красноярского кр. осталось всего 59. За следующее 15-летие к ним приба вилось всего 8 храмов. В борьбе против свободы совести гос-во использова ло законодат.-правов. институты таким образом, чтобы они служили целям А. п. Сов. законодат-во о культах практически полностью парализовало жизнь религ. орг- ций в СССР. Право разрешительной регистрации давало гос-ву возможность манипулировать числ. религ. об-в. Существовал список конфессий (Свидетели Иеговы, пя тидесятники, ИПХ—ИПЦ, иоанниты и др.), чьи орг-ции не подлежали регистрации как антигос. и (или) «изу верские». Объединения разрешенных к существованию конфессий регистрировались также крайне редко и не охотно. К незарегистрированным орг-циям применялись меры уголов.-адм. хар-ра как к нарушителям сов. зако- нодат-ва о религ. культах: их собрания разгоняли, ру ководителей и активистов об-в подвергали штрафам, за держивали, отдавали под суд. В кон. 1950-х —1960-е гг. гос-во усилило преследования членов религ. объеди нений: в уголов. и адм. законодат-во внесен ряд со- отв. статей. В 1960—70-х гг. против верующих особен но часто применялись ст. 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов») Уголов ного кодекса РСФСР. По ним в Сибири были осужде ны руководители и активисты Совета церквей евангель ских христиан-баптистов, Свидетелей Иеговы, церкви адвентистов седьмого дня и пятидесятников. В Омской обл. в 1962—64 было рассмотрено 8 дел с применением ст. 227, по к-рой более 20 чел. получили наказание в ви де отбывания в лагерях сроком 3—5 лет. Верующих при влекали к уголов. ответственности за распространение заведомо ложных и порочащих сов. действительность сведений, антисов. агитацию и пропаганду, нарушение обществ, порядка, отказ получать паспорта, служить в армии, тунеядство и бродяжничество и др. Гос-во жестко контролировало мат. сторону жизни зарегистрир. об-в, не имевших статуса юр. лица. Зе- мел. уч-ки, постройки, доходы духовенства облагались высоким налогом. Власти часто находили нарушения в хоз. деят-ти зарегистрир. приходов, обвиняли священ нослужителей в сокрытии доходов. В разное время как нарушителей финанс. дисциплины власти пытались от дать под суд благочинного Алтайского кр. В. Голосова, руководителя Иркутской епархии архиеп. Вениамина (Новицкого), Новосибирского еп. Доната (Щеголева). В 1970—80-е гг. органами КГБ проводилась работа по дискредитации и ликвидации т. н. религ. диссидент ства. Его представителями считались отд. члены офиц. признанных гос-вом конфессий, выступавшие против бесцеремон. вмешательства гос-ва во внутр. жизнь ре лиг. орг-ций, а также против позиции своего церк. рук- ва, безропотно принимавшего такое вмешательство. В РПЦ возникновение диссидентства связано с деят-тью Г. Якунина, Н. Эшлимана, Д. Дудко и др. По данным спецслужб, нек-рые служившие в сиб. храмах священ ники, в т. ч. сиб. иерархи —архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) и Новосибирский Павел (Го- лышев), симпатизировали взглядам этих диссидентов. Наиболее мощное движение диссидентов возникло в ЦЕХБ, что привело к офиц. расколу в ней в 1961. Бап тисты создали Комитет в поддержку узников совести. Материалы о преследовании верующих они передава ли в зап. печать. Против руководителей и сторонников отколовшейся от Всесоюз. Совета ЕХБ части церкви гос-во через КГБ вело борьбу (аресты, судеб, пригово ры, убийство в тюрьме алт. баптиста Н. Хмары). Су деб. и внесудеб. преследование верующих этой церкви в Сибири продолжалось с 1963 (первые процессы над баптисгам-раскольникам в Барнауле и Славгороде (Ал тайский кр .)) вплоть до 1980-х гг. Идейным вдохновителем и организатором А. п. яв лялась Ком. партия. В решениях парт, съездов, в т. ч. в 3-й Программе КПСС (1961), пленумов по идеол. вопросам ставилась задача усиления антирелиг. воспи тания населения страны. Принят ряд спец. пост. ЦК ВКП(б)—КПСС «Об организации научно-просветитель ской пропаганды» (1944), «О крупных недостатках в на учно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической про паганды» (1954), «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (1960), «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (1964) и др., актуализировалась антирелиг. работа. К выполнению постановлений при влекался широкий круг гос. (советы всех уровней, мили ция, органы госбезопасности, финанс. и налог, службы), обществ, (комсомол, профсоюз, об-во «Знание», советы атеистов), парт, орг-ций и учреждений. Постоянно ус ложнялась и бюрократизировалась система антирелиг. агитпропа. Помимо агит.-идеол. отделов парткомов к ней в разной степени были подключены все воспитат.-об- разоват. учреждения (от дет. садов до вузов), культур.- досуг, центры (клубы, б-ки, избы-читальни, дома куль туры, театры, киноустановки), СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Они проводили атеист, и антирелиг. мероприятия —лекции, семинары, классные часы, лек тории и кинолектории, обществ, читки, выставки лит., диспуты, выпускали агит. листки, публиковали статьи, обличит, заметки, фельетоны и т. д. Устраивались т. н. суды общественности над религ. активистами. Значит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2