Историческая энциклопедия Сибири I

к-рой постоянно расширялись. Вопросы орг-ции анти­ религ. пропаганды неоднократно обсуждались на парт, форумах, получали отражение в постановлениях партко- митетов разных уровней, в т. ч. Сиббюро ЦК РКП ( б ) (Сибкрайкома) и губ. (окр .) комитетов ВКП(б). Осо­ бую активность в антирелиг. пропаганде проявлял Со­ юз воинствующих безбожников — одна из крупнейш. обществ, орг-ций, числ. и размах деят-ти к-рой посто­ янно возрастали. В Сибири ее числ. за 1920—30 воз­ росла до 130 тыс. В школе насаждалось антирелиг. воспитание. Отно­ шение к религ. обрядам и праздникам часто разделяло детей и родителей. В 1929 в одной из школ Новосибир­ ска 87 % опрошенных учеников на вопрос, верят ли они в Бога, ответили отрицательно, и только 7% дали ут­ вердит. ответ. Ок. 39% детей указали, что в их семьях имеются иконы. Анкет, опрос, проведенный в 2 школах Анжеро-Судженска, показал, что в 49,7% семей опро­ шенных учеников сохраняются иконы, 45,6% ответили, что в их семьях отмечаются церк. праздники, 19,2% со­ общили, что их дома посещают священнослужители. В 1-е годы сов. власти активно пропагандировалась и внедрялась замена церк. обрядов и праздников совет­ скими. Однако в 1920-е гг. 11 важнейших церк. праз­ дников наряду с сов. оставались днями отдыха, полу­ чив статус «особых». Мощное наступление на религию постепенно приносило свои результаты —религ. праз­ дники вытеснялись из быта. Парт, и комсомол, ячейки проводили агитацию, призывая население отказаться от празднования церк. дат. Особенно активно такие акции осуществлялись в 1929, чему способствовало разверты­ вание социалистического соревнования. Взамен религ. традиций внедрялась т. н. сов. обрядность: крестины заменялись Октябринами, венчание —комсомол, свадь­ бами, проводились Антипасхи, крестные ходы уступили место демонстрациям и т. д. С кон. 1920-х гг. натиск на религ. орг-ции приоб­ рел хар-р планомер. институцион. разгрома. Идеоло­ гически он обосновывался «наступлением социализма по всему фронту», пропагандистски — усилившимся сопротивлением священнослужителей и актив, части верующих гос. политике. К традиционным обвинени­ ям конфессий и священства в контрреволюции доба­ вились «вредительство», «сопротивление коллективи­ зации», «развал колхозов», «подготовка антисоветских восстаний» и т. п. Репрессии породили в 1930 массовые формы протеста и сопротивления населения антирелиг. кампаниям. Согласно данным ОГПУ, из прошедших в стране 13 754 протест, выступлений 1 487 были связа­ ны с закрытием церквей и снятием колоколов, из 2 339 выступлений, спровоцир. «изъятием и ущемлением ан­ тисоветского элемента», часть связывалась с арестами и высылкой духовенства. 28 апр. 1930 в Новосибирске при закрытии Старокладбищенской церкви сопротив­ ление властям оказала примерно 1 тыс. верующих. С 15 апр. до 7 мая 1930 в с. Бураново Черепановского р-на прихожане, чтобы не допустить арест мест, свя­ щенника Федоровича, разогнали мест, органы власти. В этот период в Сибири были частыми внесудеб. рас­ правы над священниками, рядовыми верующими. Среди 3,5 тыс. арестованных органами ОГПУ в Зап. Сибири в июне — июле 1931 духовенство составляло 3,5%. В 1931 сфабриковано дело Союза богоспасающей России, орг-цию к-рого связывали с епископом Ялуторовским Серафимом (Коровин). Вместе с ним обвинялись еще 56 чел., в т. ч. 4 благочинных, 11 священников и 8 мо­ нашек. Весной—летом 1933 Барнаульский оперсектор ОГПУ за принадлежность к орг-ции и деят-ти мифич. «Белогвардейского заговора» провел массовые аресты священнослужителей и мирян на Алтае (среди 937 арес­ тованных было 97 «попов и церковников», в т. ч. рук- во Бийской епархии и значит, часть сел. духовенства; из осужденных «тройкой» ПП ОГПУ расстреляны 177 чел., среди них «участники церковно-монархической организации Алтая»). По делу т. н. Союза спасения России, «разоблаченного» в Томске в сер. 1930-х гг., отдана под суд и приговорена к расстрелу большая груп­ па правосл. священников, в т. ч. епископы Ювеналий (Зиверт), Сергий (Дмитриевский). За участие в старо- обряд. орг-ции «Сибирское братство» были приговоре­ ны к разным мерам наказания 283 чел., в их числе 3 старообряд. епископа, 32 священника и др. руководи­ тели общин, свыше 70 монахов. Всего в ходе массовой операции НКВД по приказу № 00447 от 30 июля 1937 репрессировано 50 769 «церковников и сектантов», что составило ок. 6,6% от числа жертв «кулацкой» опера­ ции (см. « Большой террор»), Антирёлиг. наступление в этот период стимулиро­ валось необходимостью поиска средств на индустри­ ализацию. В стране проводились широкомасштаб. и целенаправлен, изъятия у религ. объединений земел. участков, всех построек, включая собственно храмы. Бывш. молитвен., монастыр. здания, помещения духов, учеб. заведений и руководящих органов церквей пере­ оборудовали под клубы, библиотеки, красные уголки, но чаще отдавали под склады, зернохранилища, сараи, трактор, мастерские или попросту разрушали. Церк. колокола повсеместно снимали и отдавали на переплав­ ку. К кон. 1930-х гг. в результате А. п. религ. жизнь в Сибири в ее институцион. измерении была практичес­ ки уничтожена. В годы Великой Отечественной войны в регионе, как и по всей стране, произошло массовое возрожде­ ние религ. общин. Вр. ослабление преследований за веру, начавшееся с 1943 после встречи И .В. Стали­ на с иерархами РПЦ, позитивно сказалось на деят-ти религ. орг-ций. С 1943 по 1948 последовательно вос­ созданы Новосибирско-Барнаульская, Омско-Тюмен­ ская, Красноярская, Иркутская епархии. С разрешения властей возобновили свою работу храмы РПЦ: 15 — в Кемеровской, 14 —в Тюменской, 13 —в Иркутской, 6 —в Новосибирской, 5 — в Омской, 4 — в Томской, 3 —в Читинской обл., 16 —в Красноярском и И —в Алтайском кр. Тем не менее числ. открытых в Сиби­ ри церквей значительно уступала соотв. показателям в европ. областях страны. Подавляющее большинство религ. орг-ций, не связан­ ных с РПЦ, не получило офиц. разрешения на свою деят- ть. В Зап. Сибири открылись всего 2 старообряд. церкви белокриницкого согласия (Новосибирск, Томск), 2 му- сульм. мечети (Новосибирск, Омск), 2 синагоги (Омск, Новосибирск), зарегистрировано от 1 до 5 в каждой области (крае) поместных общин церкви Евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ). В это время в Сибири не был открыт ни один католич. костел, не добились реги­ страции общины меннонитов (единично они стали реги­ стрироваться только в 1970-е гг.), лютеран (первая общи­ на в регионе стала законно действовать в 1972), адвен­ тистов, пятидесятников, старообрядцев-беспоповцев. На протяжении всего послевоен. периода в крае незарегист­ рированных религ. об-в, действовавших явочным поряд­ ком, было в неск. раз больше, чем разрешенных орг-ций, осн. часть к-рых составляли приходы РПЦ. В 1940-е гг. для проведения А. п. создавались новые гос. структуры —Совет по делам Русской православной церкви (1943) и Совет по делам религиозных культов (1944), объединенные в 1966 в один Совет по делам религий при Совете министров СССР. Они выполня­ ли функцию посредника в отношениях между гос-вом и религ. орг-циями, но фактич. были осн. контроли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2