Историческая энциклопедия Сибири I

мирования систем атеистич. воспитания и антирелиг. пропаганды до судеб, и внесудеб. репрессий. Начало А. п. положено первыми декретами сов. власти: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918. Завершением стало приня­ тие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1990) с упразднением Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Большинство исследователей выделяет в А. п. 2 боль­ ших этапа: 1) 1917 — кон. 1930-х гг., 2) 1940-е гг. — 1990. Для первого характерно отношение к религии, церкви как к полит, опасным институтам и священно­ служителям как «классово чуждым элементам» (под­ рыв основ религ.-церк. институтов, массовые репрес­ сии против священства и рядовых верующих). На вто­ ром этапе противостояние сов. полит, системы институ­ там религии и церкви переводилось в плоскость идеол. борьбы с «антинаучным мировоззрением», достижения цели атеистич. перевоспитания его носителей. А. п. в период своего становления (1917 —сер. 1920-х гг.) ха­ рактеризовалась открытой конфронтацией сов. гос-ва с осн. конфессиями, прежде всего РПЦ. А. п. перио­ да утверждения тоталитарного режима в кон. 1920-х — кон. 1930-х гг. являлась органичной частью политики «чрезвычайщины», сочетая институцион. разрушение религ. орг-ций с продолжением массовых репрессий про­ тив священнослужителей и верующих. А. п. в 1940-х — сер. 1950-х гг. выражалась в осуществлении линии праг- матич. либерализации (допущение нек-рой активизации деят-ти лояльных гос-ву конфессий, гл. обр. РПЦ, в во­ ен. и послевоен. годы) при сохранении общего отрицат. отношения к религии и продолжении преследования ря­ да религ. орг-ций (истинно-православные христиане ( И П Х ), свидетели Иеговы и др.). В кон. 1950-х —сер. 1960-х гг. А. п. характеризовалась усилением антире­ лиг. и атеистич. пропаганды в контексте «перехода к строительству коммунизма». Во 2-й пол. 1960-х —1990 А. п. проявлялась в масштаб, и постоян. пропаганд, кампаниях в сочетании с рутинным контролем над все­ ми проявлениями религ. жизни в стране. Первыми законодат. актами сов. власти были на­ ционализированы все церк. и монастыр. земли, отме­ нялись религ. привилегии и ограничения, из ведения Церкви изымались учеб. заведения, регистрация актов гражд. состояния. Декретом от 23 янв. 1918 объявля­ лись свобода совести, отделение Церкви от гос-ва, из офиц. документов устранялись указания на религ. при­ надлежность. Разрешалось исполнение религ. обрядов, если они не противоречили обществ, порядку. Религ. об-ва лишались права юр. лица, все их имущество объ­ являлось народ, достоянием. По Конституции 1918 свя­ щеннослужители попадали в разряд «лишенцев». Осн. законодат. акт, определивший статус и деят-ть религ. орг-ций, —пост. ВЦИК и СНК от 8 апр. 1929 «О рели­ гиозных объединениях», носил в осн. запретит, хар-р. Религ. орг-циям запрещалось создавать кассы взаимо­ помощи, об-ва по обучению религии, оказывать мат. помощь своим членам, выполнять обряды вне стен мо­ литв. зданий. Вводилась обязат. регистрация религ. орг-ций, их молитв, помещений, священнослужителей и религ. актива. В 1920—30-е гг. политику в религ. сфере формиро­ вали и осуществляли Комиссия по проведению отделе ния церкви от государства при ЦК РКП (б)—ВКП(б) (Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)—ВКП(б)), VIII (V) отдел Наркомата юстиции, отвечавший за про­ ведение в жизнь Декрета «Об отделении церкви от го­ сударства и школы от церкви», Постоянная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (с 1934 — при ЦИК СССР), VI отд-ние Секретного отдела ВЧК— ГПУ—ОГПУ СССР (затем —III отд-ние Секретно-поли­ тического отдела (СПО ) ОГПУ, X отд-ние СПО НКВД СССР), «Союз воинствующих безбожников». А. п. в Сибири соответствовала общегос. политике. С первых дней своей победы новая власть в регионе уста­ новила конфронтац. отношения с духовенством и религ. активом всех конфессий. Представители религ. орг-ций подвергались арестам, судеб, преследованиям и самым жестким мерам наказания (вплоть до расстрелов), как правило, по лож. обвинениям. В апр. 1918 за сочувст­ вие и поддержку находившихся в ссылке Николая II и членов его семьи был арестован и предан мученич. смерти епископ Тобольский Гермоген (Долганов). Тогда же за орг-цию выступления верующих против Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от цер­ кви» в Томске арестовали ей. Анатолия, а в Омске — архиеп. Сильвестра. В февр. 1920 были заточены в Ир­ кут. тюрьму 5 видных иерархов Сибири: епископы Том­ ский Антоний, Барнаульский Гавриил, Петропавловский Мефодий, викарий Тобольской епархии Иринарх. В 1925 на Алтае по инспирир. властью т. н. делу Сорочь­ его Лога (назв. села, где находился «святой» источник, служивший местом массового паломничества верующих) осуждены епископ Барнаульский и Бийский Никодим (Шатунов), сел. священник о. Максимилиан и др. По мере ужесточения избират. законодат-ва к числу подле­ жавших лишению избират. прав «служителей культа» наряду с духовенством относили и актив, часть прихо­ жан (церк. старосты, хористы и др.), что повлекло уве­ личение числ. данной категории «лишенцев» в Сибири с 7,1 тыс. в 1927 до 8,2 тыс. чел. в 1929 (ок. 5% в составе «лишенцев» региона). Сложение церк. сана не гаранти­ ровало в дальнейшем от дискриминации и репрессий. Среди бывш. духовенства доля лиц, восстановленных в гражд. нравах, до 1936 оставалась ничтожной. Одно из стратег, направлений А. п. состояло в под­ рыве экон. основ религ.-церк. орг-ций. В первые пос- лерев. годы началась ликвидация монастырей (к 1922 разогнано 40 из 50 имевшихся в крае обителей), ду­ хов. учеб. заведений. В рамках общерос. кампании по «вскрытию святых мощей» осквернены мощи особо по­ читаемых в Сибири святителей Иоанна Тобольского и Иннокентия Иркутского. Широкомасштаб. акция по изъятию церк. ценностей (1922) вылилась в массовое ограбление Церкви, и не только правосл.; ценное иму­ щество изымалось из костелов, синагог, мечетей. Оби­ рались не только круп, гор., но и небогатые сел. храмы. В авг. 1922 из Томска в Москву было отправлено 32 ящика с церк. ценностями с содержанием драг, металлов весом ок. 2 т. В Красноярске в 1922 было изъято свыше 79 пуд. серебра и 532 бриллианта. Попытки иерархов, духовенства и верующих препятствовать разграблению храмов квалифицировались как контррев. деят-ть. В Томске за противодействие изъятию церк. имущества подверглись аресту и преданы суду 33 священника во главе с еп. Виктором (Богоявленским). Важной составляющей А. п. в 1920-х гг. стала не­ гласная поддержка властями внутр. раскола в РПЦ на «староцерковников», сохранивших верность патр. Ти­ хону, и «обновленцев» — сторонников сов. реформы РПЦ как эффектив. способа ее ослабления. В Сибири также образовывались параллел. управленч. структуры Церкви, боровшиеся между собой за приходы и веру­ ющих. В 1924 в Сиб. кр. у «обновленцев» было 1 158, у «тихоновцев» — 807 приходов. К 1927 соотношение изменилось в пользу «староцерковников». В их юрис­ дикции находилось 1 566, у «обновленцев» осталось 724 храмов. С первых лет существования нового режима в прак­ тику А. п. вошла агит.-пропаганд, работа, масштабы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2