Историческая энциклопедия Сибири I

лекрушении на пути к месту назначения. В нач. XIX в. у А. м. возникает конфликт с Российско-Американ­ ской компанией', последняя обвинялась монахами в экс­ плуатации и спаивании абориг. населения. В 1-й четв. столетия миссия оскудела людьми и не была закрыта только по настоянию имп. Александра I. Один из вы­ дающихся членов А. м. —мон. Герман Аляскинский — трудился в Сев. Америке с открытия миссии до смерти в 1837, прославился жертвенной заботой об алеутах и строгой аскетич. жизнью (канонизирован в 1970). Др. известнейший деятель А. м. —свящ. Иоанн Вениаминов (свт. митрополит Московский и Коломенский Иннокен­ тий); прожил на о. Уналашка 10 лет, учил аборигенов ремеслам, открыл миссионер, школу для мальчиков; ав­ тор букваря алеутско-лисьевского яз., перевел на этот язык Новый Завет, Катехизис, Литургию свт. Иоанна Златоуста. В 1840—60-е гг. деят-ть А. м. развивается наиб, успешно в связи с учреждением Камчатской, Ку­ рильской и Алеутской епархии во главе с Иннокенти­ ем (Вениаминовым ). В центре епархии, Новоархангель- ске (ныне —Ситка), открыта Духовная семинария для подготовки священнослужителей из мест, народностей. К 1860 на Аляске насчитывалось 12 тыс. православных, объединенных в 43 общины, имевшие 9 храмов и 35 ча­ совен; работали 17 школ и 3 дет. приюта. После продажи САСШ рус. владений в Сев. Амери­ ке Синод в 1870 учредил новую епархию —Алеутскую и Аляскинскую (с 1900 — Алеутская и Североамери­ канская) с центром в Ситке. Несмотря на это, в деят- ти А. м. наступает спад в связи с прекращением ее ма­ териальной поддержки Россией и трудностью упр-ния отдаленной епархией. Кроме того, работе А. м. препят­ ствовали протестант, миссионеры, занимавшие посты в мест, администрации. Центр деят-ти А. м. смещается на вост. побережье САСШ, где открываются новые право­ сл. приходы. Однако усилия А. м. не пропали даром: к 1902 на Аляске насчитывалось 11 758 православных, входивших в 16 приходов, к-рые имели 60 часовен; их обслуживали 17 священнослужителей. В 43 церк. шко­ лах учились 760 чел.; имелись 2 двухлетние богослов- ско-миссионер. школы, готовившие священнослужите­ лей, работали 5 приютов с 65 воспитанниками, 8 братств с 370 членами и 4 об-ва трезвости. В 1903 по пост. Си­ нода в составе Алеутской и Североамериканской епар хии учреждено на основе А. м. Аляскинское викариат- ство, преобразованное в 1934 в Аляскинскую епархию. Проповедь православия строилась в ней на традициях, заложенных А. м. Перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Алеутской и Североамериканской епархии. Учреждено 14 дек. 1903 Свят. Синодом РПЦ на основе Аляскинской мис­ сии. 29 нояб. 1903 на Аляске учреждена епископская кафедра, 12 дек. того же года совершено наречение архим. Иннокентия (Пустынского) во епископа Аляс­ кинского, викария Алеутской и Североамериканской епархии. Рукоположение еп. Иннокентия, ранее слу­ жившего миссионером в США и на Алеутских о-вах и там принявшего монашество, состоялось 14 дек. 1903 в Казанском соборе С.-Петербурга. Вручая архиерей­ ский жезл новому викарию, епископ Алеутский и Се­ вероамериканский свт. Тихон (Белавин ) указал не только на духов, преемственность дела правосл. мис­ сии, столь блистательно развитого свт. Иннокентием (Вениаминовым), но и на новые условия, в к-рых ей отныне предстояло развиваться. Резолюцией еп. Тихо­ на от 4 дек. 1903 духовенству Аляски предписывалось с 1 янв. 1904 обращаться непосредственно к викарию, к-рому предоставлялось право назначать, перемещать и увольнять по прошению священников, псаломщиков и учителей на Аляске, вести все церк. дела, обращаться с ходатайством о нуждах пасомых к гражд. властям. В 1900 на основании рос.-амер. договора от 30 марта 1867 принят гос. закон США о передаче церк. земель и недвижимости в непосредственное ведение Право­ славной Церкви. В помощь правительств, чиновникам, осуществлявшим топогр. съемку и межевание, а затем оформление и регистрацию гос. патентов на церк. уч- ки, в 1903 еп. Тихоном командированы иером. Антоний (Дашкевич) и свящ. креол Андрей Кашеваров, впос­ ледствии дир. музея и ист. б-ки в Джуно. К 1926 48 церковно-миссионер. общинам А. в. передано в общей сложности 627,83 акра церк. земли. Большое значение для правосл. жителей Аляски приобрел вопрос о школах. Система гос. образования в штате находилась под контролем лиц, получавших со­ держание от протестант, церквей. В 1906 еп. Иннокен­ тий посетил през. Т. Рузвельта, а также Департамент образования и поставил перед пр-вом США вопрос о необходимости орг-ции на Аляске гражд. школ для пра­ вославных наряду с теми, к-рые учреждались для веру­ ющих др. конфессий. В этот период для правосл. жителей Аляски выпуще­ ны книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеут, яз. (1903, Нью-Йорк; переизд. еп. Филиппом в 1916—17); иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и мест. яз. (1904). Путевые журналы и этногр. заметки миссионеров о церк. жизни на Аляске опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различ. архивах. Указом Свят. Синода от 31 окт. 1906 на основании предварит, соглашения между архиеп. Тихоном, еписко­ пом Аляскинским Иннокентием и епископом Якутским Макарием (Павловым) к А. в. присоединена Чукотская миссия, а также переданы выделявшиеся рос. пр-вом средства. Подобное решение объяснялось тем, что мис­ сионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Ре- дутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 пе­ реведен настоятелем с назначением на должность благо­ чинного игум. Амфилохий (Вакульский), впоследствии епископ Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церк. жизнь викариатства проходила в 1909—16 под архипастыр. наблюдением еп. Александра (Немолов ского) и в 1916—20 —еп. Филиппа (Ставицкого). В этот период занимавшее обшир. тер. А. в. делилось на Сит­ кинское (5 церквей и 4 приписных к ним молитвен, дома- часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвен, домов-часовен, 5 священников) и Свято-Ми- хайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) бла­ гочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, дейст­ вовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 рукоположен архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 при­ ходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому о. Амфилохию 12 окт. 1930 в Сан-Фран­ циско был рукоположен во епископа Ситкинского насто­ ятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. воен. священник Российской армии архим. Антонин (Покровский). По обсуждавшемуся в епархиальном со­ вете митрополии предложению еп. Антонина, разработ. им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Ка- шеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому пред

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2