Историческая энциклопедия Сибири I
лекрушении на пути к месту назначения. В нач. XIX в. у А. м. возникает конфликт с Российско-Американ ской компанией', последняя обвинялась монахами в экс плуатации и спаивании абориг. населения. В 1-й четв. столетия миссия оскудела людьми и не была закрыта только по настоянию имп. Александра I. Один из вы дающихся членов А. м. —мон. Герман Аляскинский — трудился в Сев. Америке с открытия миссии до смерти в 1837, прославился жертвенной заботой об алеутах и строгой аскетич. жизнью (канонизирован в 1970). Др. известнейший деятель А. м. —свящ. Иоанн Вениаминов (свт. митрополит Московский и Коломенский Иннокен тий); прожил на о. Уналашка 10 лет, учил аборигенов ремеслам, открыл миссионер, школу для мальчиков; ав тор букваря алеутско-лисьевского яз., перевел на этот язык Новый Завет, Катехизис, Литургию свт. Иоанна Златоуста. В 1840—60-е гг. деят-ть А. м. развивается наиб, успешно в связи с учреждением Камчатской, Ку рильской и Алеутской епархии во главе с Иннокенти ем (Вениаминовым ). В центре епархии, Новоархангель- ске (ныне —Ситка), открыта Духовная семинария для подготовки священнослужителей из мест, народностей. К 1860 на Аляске насчитывалось 12 тыс. православных, объединенных в 43 общины, имевшие 9 храмов и 35 ча совен; работали 17 школ и 3 дет. приюта. После продажи САСШ рус. владений в Сев. Амери ке Синод в 1870 учредил новую епархию —Алеутскую и Аляскинскую (с 1900 — Алеутская и Североамери канская) с центром в Ситке. Несмотря на это, в деят- ти А. м. наступает спад в связи с прекращением ее ма териальной поддержки Россией и трудностью упр-ния отдаленной епархией. Кроме того, работе А. м. препят ствовали протестант, миссионеры, занимавшие посты в мест, администрации. Центр деят-ти А. м. смещается на вост. побережье САСШ, где открываются новые право сл. приходы. Однако усилия А. м. не пропали даром: к 1902 на Аляске насчитывалось 11 758 православных, входивших в 16 приходов, к-рые имели 60 часовен; их обслуживали 17 священнослужителей. В 43 церк. шко лах учились 760 чел.; имелись 2 двухлетние богослов- ско-миссионер. школы, готовившие священнослужите лей, работали 5 приютов с 65 воспитанниками, 8 братств с 370 членами и 4 об-ва трезвости. В 1903 по пост. Си нода в составе Алеутской и Североамериканской епар хии учреждено на основе А. м. Аляскинское викариат- ство, преобразованное в 1934 в Аляскинскую епархию. Проповедь православия строилась в ней на традициях, заложенных А. м. Перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Алеутской и Североамериканской епархии. Учреждено 14 дек. 1903 Свят. Синодом РПЦ на основе Аляскинской мис сии. 29 нояб. 1903 на Аляске учреждена епископская кафедра, 12 дек. того же года совершено наречение архим. Иннокентия (Пустынского) во епископа Аляс кинского, викария Алеутской и Североамериканской епархии. Рукоположение еп. Иннокентия, ранее слу жившего миссионером в США и на Алеутских о-вах и там принявшего монашество, состоялось 14 дек. 1903 в Казанском соборе С.-Петербурга. Вручая архиерей ский жезл новому викарию, епископ Алеутский и Се вероамериканский свт. Тихон (Белавин ) указал не только на духов, преемственность дела правосл. мис сии, столь блистательно развитого свт. Иннокентием (Вениаминовым), но и на новые условия, в к-рых ей отныне предстояло развиваться. Резолюцией еп. Тихо на от 4 дек. 1903 духовенству Аляски предписывалось с 1 янв. 1904 обращаться непосредственно к викарию, к-рому предоставлялось право назначать, перемещать и увольнять по прошению священников, псаломщиков и учителей на Аляске, вести все церк. дела, обращаться с ходатайством о нуждах пасомых к гражд. властям. В 1900 на основании рос.-амер. договора от 30 марта 1867 принят гос. закон США о передаче церк. земель и недвижимости в непосредственное ведение Право славной Церкви. В помощь правительств, чиновникам, осуществлявшим топогр. съемку и межевание, а затем оформление и регистрацию гос. патентов на церк. уч- ки, в 1903 еп. Тихоном командированы иером. Антоний (Дашкевич) и свящ. креол Андрей Кашеваров, впос ледствии дир. музея и ист. б-ки в Джуно. К 1926 48 церковно-миссионер. общинам А. в. передано в общей сложности 627,83 акра церк. земли. Большое значение для правосл. жителей Аляски приобрел вопрос о школах. Система гос. образования в штате находилась под контролем лиц, получавших со держание от протестант, церквей. В 1906 еп. Иннокен тий посетил през. Т. Рузвельта, а также Департамент образования и поставил перед пр-вом США вопрос о необходимости орг-ции на Аляске гражд. школ для пра вославных наряду с теми, к-рые учреждались для веру ющих др. конфессий. В этот период для правосл. жителей Аляски выпуще ны книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеут, яз. (1903, Нью-Йорк; переизд. еп. Филиппом в 1916—17); иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и мест. яз. (1904). Путевые журналы и этногр. заметки миссионеров о церк. жизни на Аляске опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различ. архивах. Указом Свят. Синода от 31 окт. 1906 на основании предварит, соглашения между архиеп. Тихоном, еписко пом Аляскинским Иннокентием и епископом Якутским Макарием (Павловым) к А. в. присоединена Чукотская миссия, а также переданы выделявшиеся рос. пр-вом средства. Подобное решение объяснялось тем, что мис сионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Ре- дутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 пе реведен настоятелем с назначением на должность благо чинного игум. Амфилохий (Вакульский), впоследствии епископ Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церк. жизнь викариатства проходила в 1909—16 под архипастыр. наблюдением еп. Александра (Немолов ского) и в 1916—20 —еп. Филиппа (Ставицкого). В этот период занимавшее обшир. тер. А. в. делилось на Сит кинское (5 церквей и 4 приписных к ним молитвен, дома- часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвен, домов-часовен, 5 священников) и Свято-Ми- хайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) бла гочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, дейст вовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 рукоположен архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 при ходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому о. Амфилохию 12 окт. 1930 в Сан-Фран циско был рукоположен во епископа Ситкинского насто ятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. воен. священник Российской армии архим. Антонин (Покровский). По обсуждавшемуся в епархиальном со вете митрополии предложению еп. Антонина, разработ. им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Ка- шеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2