Историческая энциклопедия Сибири I

обеспечивались необходимыми составляющими пище­ вого рациона и произв-ва орудий труда. Оленевод­ ство А. было мелкотабунным, стадо являлось кол- лект. собственностью 4—6 семей родственников. Поч­ ти каждый «оседлый» А. имел 1 или неск. оленей в стаде своего «кочующего» родственника. В результа­ те модернизации традиц. хоз-ва и ухудшения экол. обстановки оленеводство у А. утратило былое значе­ ние, ныне представляет собой подсоб, промысел, ва­ риант пастушества. Вопрос о статусе А. в науч. лит. дискуссионен: одни исследователи склонны считать А. самостоят. этносом, др. —этногр. группой коряков. В любом случае можно с уверенностью констатировать общность происхождения А. и коряков. Специфич. черты духов, и мат. культуры, язык, обособление от групп собств. коряк, населения явились следствием относительно изолир. проживания А. на Камчатском перешейке, а также интенсив, кон­ тактов А. с эскимос, населением. Традиц. религ. представления А. сводятся к палео­ азиат. варианту шаманизма, с развитыми культами пред­ ков, духов-хозяев природ, объектов, мор. промыслов. Христианизация А. происходила с сер. XVIII в., одна­ ко реальных успехов в деле воцерковления А. правосл. миссия достигла лишь в нач. XX в., с открытием при­ ход. школы в пос. Тилички. Традиц. хоз-во А. представляло собой сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. В период наибольшего хода лосося, с сер. июня до сер. сент., А. занимались рыболовством, объе­ диняясь по родственному признаку в большие артели, и переселялись на устья рек. Большая часть пойманной неводом рыбы шла на юколу, к-рую в течение года А. в осн. и потребляли в перераб. виде. Без обработки юкола использовалась на корм ездовым собакам. Мор. промыслом А. занимались в весен, и осен. се­ зоны, отъезжая по льду за 5—10 км от берега. Охотят­ ся А. артелью в 7—8 чел., в осн. на мелких тюленей — лахтака и нерпу. Мясо мор. зверя употребляли в пищу свежим и заготавливали впрок, жир служил для осве­ щения, из шкур выделывали ремни и подошвы. С дек. по февр. охотились на пушного зверя: лисицу, росома­ ху, выдру, горностая. По суше А. передвигались на нартах, запрягая собак или оленей. Для ходьбы по снегу и льду применялись ступательные лыжи. Для передвижения по воде А. ис­ пользовали многомест. кожаные байдары и долбленые челноки-баты. Поселения А. располагались обычно по берегам рек на возвышенных местах, откуда хорошо просмат­ ривались окрестности. До XIX в. единств, видом жи­ лища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме 8-угольника, свода- кровли в виде усеченного конуса и наружного щита- заслона, напоминающего огромную воронку. Входи­ ли и выходили по бревенч. лестнице через квадрат, отверстие в центре кровли, служившее также и ды­ моходом, и световым проемом. В полуземлянке про­ живало 3—5 семей (22—25 чел.). На летниках соору­ жали палаткообразные шалаши со входом в наклон, стене. На деревян. решетчатый остов параллельно земле вокруг остова клали связанные из травы маты. В каждом поселке А. были т. н. балаганы, или юколь- ники — конусообразные сооружения на столбах для хранения заготовлявшихся летом продуктов и нек- рых хоз. предметов. Осн. видом одежды А. в XIX —нач. XX вв. была кухлянка, сшитая из оленьих шкур, меховые зимние штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, тор­ баса. Жен. одежда состояла из комбинезона кэркэр (из оленьей кожи) и гагали — легкой кухлянки. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов, демисезонная —из кож тюленей и оленьей замши. Традиц. пища А. — толкуша — готовилась в спец. деревян. корытце. Вяленое мясо с кореньями растира­ ли пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получа­ лась густая вязкая масса. А. варили похлебку из кро­ ви оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка; свежие почки, хрящи и костный мозг оленя съедались сырыми. Оседлые А. широко употребляли в пищу мясо и жир мор. млекопитающих и свежую рыбу, к-рую ва­ рили или жарили на вертеле. Зимой ели строганину — тонко наструганную мороженую рыбу. У А. было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, заимствованное у эскимосов. Из моржового клыка и рога горного барана А. выделыва­ ли украшенные орнаментом трубки, ложки, ковши, иг­ рушки. До наст, времени сохранилось жен. искусство А., связанное с худ. обработкой меха, кожи, птичьих шкурок. Как и др. народы Севера, в 1930—70 А. испытали воздействие сов. социокультур, экспериментов. Так, по­ ворот. моментом в судьбе алютор. яз. стало обучение детей в интернате на рус. яз. в то время как их родите­ ли были заняты работой в стойбище, к-рое обычно на­ ходится в тундре. Негатив, роль сыграло и переселение жителей из одних поселков в др., где жители говорили на др. диалекте или говоре. В результате молодое по­ коление выросло в поселках, где осн. языком общения был рус. яз., что привело к почти полной утрате род­ ного языка и традиц. культуры. Лит.: Стебницкий С .Н . Нымыланы-алюторцы. (К вопросу о происхождении оленеводства у южных коряков) / / Сов. этногра­ фия. Л ., 1938. № 1; Он же. Нымыланы-карагинцы по материалам С.П. Крашенинникова/УСов. Север. Л., 1939. № 2; Он же. Очерки по языку и фольклору коряков. СПб., 1994; Крашенинников С .П. Описание земли Камчатки. Изд. 4-е. М.; Л., 1949; Вдовин И .С . История изучения палеоазиатских языков. М.; Л., 1954; Он же. Очерки этнической истории коряков. Л ., 1973; Антропова В .В . Культура и быт коряков. Л., 1971; Мелетинский Е .М . Палеоази­ атский мифологический эпос. М., 1979; История и культура ко­ ряков. СПб., 1993; Кибрик А .Е ., Кодзасов С .В ., М уравьева И .А. Язык и фольклор алюторцев. М., 2000. А.Ю. Охотников АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4 авг. 1787, Тобольск —22 февр. 1851, Москва), композитор. Сын тобол. губернатора А.В. Алябьева. Участвовал в Отеч. войне 1812, был ранен и награжден орденами за бое­ вые заслуги. До 1823 служил в армии, вышел в отставку в чине подполков­ ника. В 1825 арестован по ложному обвинению в убийстве, лишен чинов и дворянства. После 3-летнего заточе­ ния в крепости сослан в Сибирь (То­ больск, 1828—32), затем переведен на Кавказ, позднее на Юж. Урал (Орен­ бург). В 1835 вернулся в Россию, в 1843 —в Москву. Во время сиб. ссылки А. организовал оркестр ь То­ больске, устраивал симф. концерты, выступал как ди­ рижер и пианист. А. —представитель муз. романтизма в России. В его наследии —симфонии, концерт, увертюры, соч. для со­ лирующих инструментов с оркестром, танц. сюиты, ка- мерно-инструм. соч. —квинтеты, квартеты, трио, сонаты и т. д. Из произведений духов, музыки (более 100) вы­ деляется Литургия концерт, типа. Среди театр, соч. — оперы (6, полностью завершены 3, поставлена только «Лунная ночь, или Домовые», 1823), балет, музыка к водевилям (ок. 20, в т. ч. 10 опер-водевилей), канта­ ты, музыка к драм, спектаклям, в т. ч. «Буря» (1827) и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2