Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016
В то время севернее села продолжали разворачиваться под готовительные работы. Вот здесь возникает ещё одна загадка. Су ществует выкопировка приложения к рапорту инженера Г. В. Адри анова К. Я. Михайловскому, сделана С. К. Канном в РГИА ещё 20 лет назад, по которой первоначально мост пересекал реку не там, где сейчас, а ближе к Яренскому острову, по северной околице Криво щёково и северной же околице Кривощёковского выселка на пра вом берегу. Мост должен был выходить на сегодняшнюю станцию «Центр». Схема датирована «26.02.1893» и подписана самим Адриа новым, проводившим здесь изыскания летом 1892-го. И только 8 сентября 1893 года инженер Александр Станис лавович Конопчинский подал в управление строительства обосно ванный рапорт о целесообразности переноса моста на 200 саже ней (426 метров) выше, что давало экономию в 800 тысяч рублей на строительных работах. Перенос совпадал со схемой Адрианова! Расчеты были приняты положительно, что отодвинуло выдачу ра бочих чертежей моста на 11 месяцев. Так вот и возникает вопрос: почему уже зимой 1893 года было известно о более удобном варианте южного перехода (к устью Каменки), но документально всё же утвердили северный вариант, а в сентябре появился перевернувший всё доклад Конопчинского? Узнать подробности и источник схемы Адрианова у Сергея Кон стантиновича не удалось - он ещё изучает этот вопрос и посвятит ему отдельное исследование. Кстати, ещё в 1987 году некий «новый вариант» перехода упоминался и Кузьмой Зайцевым «...при возведении железнодо рожного мостового перехода через реку Обь по новому варианту на месте переправы возле устья речки Каменки из Кривощёко- вой. Осуществлявшийся вариант перехода моста перед Яренским островом оставлял село Кривощёково, и развитие города было на мечено от новой узловой железнодорожной станции «Колывань» на том участке, который освоен значительно позднее промплощадкой группы левобережных заводов» [51]. Возможно, «осуществлявшийся (в прошедшем времени, т. е. ранее - К. Г.) вариант перехода моста перед Яренским островом» и есть северный вариант перехода. Более того, Зайцев считает, что это изменение и предопределило запоздавшую застройку левобе режья, поскольку «осуществлявшийся вариант .. .оставлял село...». Будущий город, возможно, повторил бы схему застройки Тоболь ска, раскрывая каменным строительством в сторону Оби с воз вышенности, называемой «Бугор», там, где остановка «Горская».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2