Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

под редакцией полковника Болыпева, действительно нанесён и Транссиб, и Алтайка, и даже подписано Ново-Николаевск. Хотя карта эта и была впервые издана в 1890-м году, но железная дорога через Сибирь и наш город на неё попали позднее, в процессе редак­ ции, о чём на карте стоят соответствующие пометки: «дороги и гра­ ницы исправлены к 01.09.19» и «печатано - X. 1919» [32]. Как известно, изыскания велись на двух магистральных участках. Инженер Николай Павлович Меженинов проводил рабо­ ты в районе Колывани (Скала и Дубровино) с расчётом максималь­ ного приближения железной дороги к существующему Сибирскому тракту. А Константин Яковлевич Михайловский (это не Н. Г. Гарин- Михайловский) курировал направление у Кривощёково, рассчи­ танное на приближение дороги к хлебородному Алтаю и рудному Кузбассу. Здесь рассматривалось два варианта - через Яренский остров к Ельцовке и через Кривощёково к Каменке. Активные изыскания переправы магистрали через Обь на­ чались после того, как 6 июня 1887 года особым совещанием Ко­ митета Министров России из трех был выбран Среднесибирский проект прохождения дороги (Златоуст-Челябинск-Омск-Томск- Красноярск-Иркутск-Чита-Хабаровск-Владивосток). В результате предварительных изысканий 1887-1888 годов, в декабре 1890-го магистральный путь строительства Сибирской железной дороги от Челябинска до Иркутска был утверждён. Дальнейшая проработка направления магистрали на малых отрезках пути была поручена Министерству путей сообщения, в том числе решение «спорно­ го участка» мостовых переходов через реки Обь у Кривощёковой и Томь у Поломошного [52]. Летом 1891-го были назначены и проведены дополнитель­ ные изыскания Западно-Сибирской железной дороги и гидрогра­ фическое обследование реки для окончательного выбора места мо­ стового перехода. В районе Кривощёково обследование реки и сбор инженер­ но-технической информации, необходимой для проекта мостового перехода, проводил отдельный изыскательский отряд во главе с Ви­ кентием Ивановичем Роецким, который формально входил в 5-ю партию, руководимую Н.Г. Михайловским (Гариным). 20 июня отряд Роецкого приступил к изысканиям перехода южнее Колывани. Переход у Кривощёково подтвердился. Из запи­ ски Н.Г. Михайловского: «...инженеру В.И. Роецкому и поручено было обстоятельное изучение этой реки, не ограничиваясь предела­ ми инструкции. Из осмотренных им переходов он остановился на переходе на Кривощёково» [90].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2