Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

иностранных инвесторов. Так, в том же 1857-м английский инженер Дуль «задумал провести конно-железную дорогу от Нижнего Нов­ города через Казань и Пермь до одного из сибирских портов Тихого океана». В том же году американец Коллинс ходатайствует о разре­ шении «учреждения акционерного общества Амурской компаней­ ской железной дороги для соединения Иркутска с Читой». В следую­ щем году опять англичане Морисон, Горн и Слейг просят о разреше­ нии постройки сквозной дороги от Москвы до Тихого океана [102]. С осуществлением этих планов сибирская промышленность и торговля грозила оказаться в руках иностранцев. Но и общество, и правительство понимали необходимость такой дороги, особенно в свете усиления Китая и Японии. С 1861 года появляются русские проекты - Рашета, Кокорева, Богдановича, Любимова, Баранова, Софронова, Посьета, Боголюбского, Копытова. Проекты были не­ полными, поначалу тянули их лишь до Тюмени, непрерывный рель­ совый путь откладывался на отдалённое будущее. И если на Даль­ нем Востоке проекты местных железнодорожных сообщений вновь стали обсуждаться в 1875 году, то направление сквозной (отдельные участки, в т.ч. Среднесибирский, изыскивались и ранее) магистраль­ ной линии через Сибирь стало просматриваться только в 1880-х го­ дах направлением инженера Николая Степановича Островского. Тем не менее, наши краеведы говорят о гораздо более ран­ нем начале проектирования. Так, Кузьма Зайцев пишет, что весть о постройке «чугунки» прокатилась по Московскому тракту еще в 1856-1857 годах. Тогда же здесь появились первые геодезисты и то­ пографы. «Когда на карте Сибири появилась сплошная линия желез­ ной дороги от Урала до Владивостока, шел 1858 год» [49]. К сожале­ нию, в своем утверждении Кузьма Петрович не сослался на источник данной информации. Возможно, он имел ввиду «экспедицию из ме­ жевых чинов под начальством межевого инженера капитана Мейена I-го», Высочайшим повелением снаряженную в Алтайский горный округ в 1856 году [63]. Но в задачи этой экспедиции не входил вопрос поиска пути для дороги. Работа экспедиции продолжалась 26 лет, до 1882 года, и охватывала всю территорию округа - от Васюганских болот до Алтайской горной системы. Результатом работы стали не­ сколько разномасштабных топографических карт округа (в том чис­ ле десятиверстка, фрагмент которой представлен выше), а также об­ ширный свод сведений о земельном устройстве и недрах края. Также надо пояснить по часто цитируемой сороковерстке. На IV листе «Карты южной пограничной полосы Азиатской России», изданной картографическим отделом корпуса военных топографов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2