Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

И было это не где-нибудь, а у нас, на мысу Ташаткана и Омара (Ка­ менки и Оби) [96, С. 51,52]. Писатель развивает свои идеи из преды­ дущей книги о поколениях русских первопроходцев Сибири. Автор пишет, что в ту же осень 1598-го Ерофеем Таврило сыном Ивано­ вым, посланным воеводой Андреем Войековым, была поставлена не отдельная избушка, а русский «острожок с четырьмя угловыми башнями» и часовней, названный писателем «Чатский Верхний острожок» [97, С. 35-37]. Оказывается, этот острожек, построен­ ный на месте Чатского городища, перенесший несколько осад и со­ жжение, и есть то легендарно-мифическое «Чёртово городище» или Шайтан-город для инородцев [96, С. 135]. Выходит, Умревинский «далеко не первый»... Анатолий Садыров из книги в книгу пишет, что в 1604 году на правом берегу Оби на Елани, вблизи речек Ташаткан (Каменки) и Танганьиха был посажен на землю охочий мужик Евдок Гусев. Бе­ долага Евдок на пути из Сольвычегодска в Томск был коварно споен и (извините) «подложен» под татарскую княжну тем самым Ерофеем, основателем русского острожка [96, С. 65-67; 97, С. 45,46; 98, С. 15]. Какая история! Какая литература! Ссылаться в историче­ ском исследовании на литератора, пусть даже и хорошего, смешно, если не преступно. Но ведь последователи внимают и транслируют! Заманчиво - основание Новосибирска уже уходит аж в XVI век, в 1598-й! Версии шерти, припадания чатов и самого русского острож­ ка несостоятельны хотя бы потому, что в самом-самом начале за­ воевания Приобья белые калмыки вряд ли бы дали хотя бы месяц продержаться здесь малочисленным колонизаторам, несущим «на­ каз Государев», да ещё и с требованием ясака. Просто спрятаться отшельником в лесу Гусев с товарищами не мог, поскольку более ве­ роятная легенда говорит о том, что в месте у устья Каменки издавна существовал брод, по которому перегоняли скот и коней. А вот спустя век ставить здесь поселение как некий русский маркер вблизи южной границы по реке Тула, да ещё и на месте скот­ ного брода, смысл был, да ещё какой. По дате образования Криво- щёково точной даты нет, но хотя бы период сомнений не вызывает. Исследователи указывают следующий диапазон основания дерев­ ни - от 1697 до 1708 года. Значение этого поселения в советские годы явно принижалось, а в последние десятилетия раздувается до фантастических размеров. Адепт раннего основания, журналист Фёдор Григорьев считает датой закладки Кривощёково лето 1697 года, «когда в со­ предельной телеутской землице к власти пришел Сал Табунов».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2