Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

Битва закончилась почти в 50 км ниже по Оби (район Но­ восибирской ГЭС), куда сумел отойти Кучум с остатками гвардии. Здесь, прикрывая отход хозяина, гвардия Кучума окончательно по­ легла, а сам хан ушел на лодке вниз по Оби с несколькими прибли­ женными. Воейков счел за благо оставить старика в покое, так как воевать далее ему было не с руки - неподалеку стояло войско «белых калмыков». «А в Чаты, Государь, я холоп твой воевать не пошол... из- воевать их не мочно». Впереди была зима. Войско вернулось в Тару. Победители не знали о судьбе самого Кучума, и Воейков указывает: «А про Кучума, государь, царя языки многие сказыва­ ют, что Кучум в Оби реке утоп, а иные языки сказывают, что Кучум в судне утек за Обь реку. И я холоп твой плавал на плотах за Обь реку, по лесом в крепях, и по островом на Оби-реке искал и нигде его не нашол». В следующей отписке от 17 октября Воейков уже со­ общает следы поверженного хана, полученные накануне от чатских мурз: что укрылся де он «за Обью рекою, на лесу, вниз по Оби реке, от Кучумова побою в двух днищах... а утек Кучум с бою, в судне, вниз по Оби-реке, сам-третий». Согласно легенде, беглецы пристали к берегу и устремились вверх по берегу впадавшей здесь в Обь речки Каменки под защи­ ту чатской крепости Цаттыр («Чертово городище»). Эта последняя ханская ставка оказалась местом, где уставший от поражений Ку­ чум принял свое знаменитое решение отказаться от короны Сибир­ ского Царства. После чего Кучум вместе с приближенным ханом Тул-Мухаммед-сеидом вернулся на место последнего сражения, в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца в сосед­ нюю волость к мурзе Кожбахтыю, «просил лошадей и платья на чом бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Но хан не стал встречаться с мурзой и ночью бежал прочь. Больше того, кто гордо называл себя «Кочум-царь вольной человек», никто не видел. Знатные пленники, взятые в Ирменском сражении, были от­ правлены в Москву, где в январе 1599 года были торжественно при­ няты царём Борисом Годуновым. Вся столица вышла на улицы по­ смотреть на их приезд. Н.М. Карамзин сообщает, что царское пра­ вительство разработало специальную церемонию торжественного въезда в Москву сибирских царевичей и цариц. Царь Борис Годунов пожаловал царевичам Асманаку, Шаиму и Бипатше богатые шубы, меховые шапки, кафтаны, сафьяновые сапоги. Салатным-царице - кунью шубу, покрытую атласом с серебром, с пуговицами из дра­ гоценных камней. Суйдимжан-царице - соболью шубу, покрытую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2