Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016
Битва закончилась почти в 50 км ниже по Оби (район Но восибирской ГЭС), куда сумел отойти Кучум с остатками гвардии. Здесь, прикрывая отход хозяина, гвардия Кучума окончательно по легла, а сам хан ушел на лодке вниз по Оби с несколькими прибли женными. Воейков счел за благо оставить старика в покое, так как воевать далее ему было не с руки - неподалеку стояло войско «белых калмыков». «А в Чаты, Государь, я холоп твой воевать не пошол... из- воевать их не мочно». Впереди была зима. Войско вернулось в Тару. Победители не знали о судьбе самого Кучума, и Воейков указывает: «А про Кучума, государь, царя языки многие сказыва ют, что Кучум в Оби реке утоп, а иные языки сказывают, что Кучум в судне утек за Обь реку. И я холоп твой плавал на плотах за Обь реку, по лесом в крепях, и по островом на Оби-реке искал и нигде его не нашол». В следующей отписке от 17 октября Воейков уже со общает следы поверженного хана, полученные накануне от чатских мурз: что укрылся де он «за Обью рекою, на лесу, вниз по Оби реке, от Кучумова побою в двух днищах... а утек Кучум с бою, в судне, вниз по Оби-реке, сам-третий». Согласно легенде, беглецы пристали к берегу и устремились вверх по берегу впадавшей здесь в Обь речки Каменки под защи ту чатской крепости Цаттыр («Чертово городище»). Эта последняя ханская ставка оказалась местом, где уставший от поражений Ку чум принял свое знаменитое решение отказаться от короны Сибир ского Царства. После чего Кучум вместе с приближенным ханом Тул-Мухаммед-сеидом вернулся на место последнего сражения, в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца в сосед нюю волость к мурзе Кожбахтыю, «просил лошадей и платья на чом бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Но хан не стал встречаться с мурзой и ночью бежал прочь. Больше того, кто гордо называл себя «Кочум-царь вольной человек», никто не видел. Знатные пленники, взятые в Ирменском сражении, были от правлены в Москву, где в январе 1599 года были торжественно при няты царём Борисом Годуновым. Вся столица вышла на улицы по смотреть на их приезд. Н.М. Карамзин сообщает, что царское пра вительство разработало специальную церемонию торжественного въезда в Москву сибирских царевичей и цариц. Царь Борис Годунов пожаловал царевичам Асманаку, Шаиму и Бипатше богатые шубы, меховые шапки, кафтаны, сафьяновые сапоги. Салатным-царице - кунью шубу, покрытую атласом с серебром, с пуговицами из дра гоценных камней. Суйдимжан-царице - соболью шубу, покрытую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2