Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Странная у нас история. С одной стороны, исследовать её очень интересно, находить новые факты волнительно, с другой, эти факты могут подорвать идеологические и градостроительные устои. Обнаружение новых исторических памятников может при­ вести к замедлению или даже прекращению какого-нибудь важного строительства на данном месте (хотя почти всегда всё-таки проис­ ходит наоборот: археологические стоянки не остановили возведе­ ния новых микрорайонов, доказательства памятного места не сбе­ регли «обречённые» дома от сноса). Увлечение историей вообще может стать опасным. Непро­ стое присоединение Сибири к Российскому Царству почему-то обрекается в сепаратизм. Вот и старинное село Кривощёково, как предшественник Новосибирска, долгое время являлось закрытой темой, поскольку претендовало на пересмотр официальной даты образования города. Толком даже не было известно его местона­ хождение. Наверное, по той же причине мы умалчиваем, что ста­ рейшей в городе школе уже более 150 лет. И преемница этой Кри- вощёково-Бугринской школы учит ребят и сегодня. Ну чем не вели­ кий праздничный повод для департамента образования. Да нет никакого сепаратизма, никакого пересмотра истории. Я уже обращал внимание, что несмотря на то, что русские люди жи­ вут на территории города более 300 лет, нет никакого практическо­ го смысла уводить возраст Новосибирска вглубь веков. Он основан на «дате общественного согласия» - 1893 год. Но это не значит, что мы должны забыть или замалчивать остальные «альтернативные» точки отсчёта. Историю родного края надо знать, чтобы избежать глупых ошибок, скажем, при установке памятников. Например, поклонный крест в честь победы в последней битве над сибирским ханом Кучу- мом возведен на левом берегу реки Ирмень, когда летописные ис­ точники нам прямо указывают, что битва происходила «на правом берегу». Или памятник первому светофору, что установлен за два перекрёстка от действительного, потому что у инициатора памят­ ника рядом офис находится. Быть может, и мелочь, но коробит. А потом мы плачемся, что у нас не история, а сплошные мифы. Так мы ж сами их и плодим! Мы не хотим знать не то что историю сво­ ей страны, своего региона, своего города, но даже историю своей семьи. А зачем? Как правда поможет нашей и так сложной жизни? Конечно, город развивается, прогресса не остановить, да и не надо. Но относиться к историческому и культурному

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2