Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016
БАННАЯ ОДА (О «Фёдоровских» и не только...) «В баню входят разные, а выходят счастливые...» Эта поговорка поможет нам понять смысл бани не только как места помывки или оздоровления, но и откровенного разго вора или ещё каких надобностей. Насколько я помню своё детство и юность, баня была для меня кусочком счастья. Причем открыл я это счастье тогда, когда семье уже дали квартиру с горячей водой и ванной. А мы с отцом продолжали ходить в баню. Сборы в баню - это была целая эпопея. Выбор бани, сборы белья, рукавиц, шапок, тапочек, заваривание чая с травками, подготовка веников. Веники продавали и в самой бане, но брать веники в бане было дурным то ном. Да и плохенькие они были. А у частников покупать дороговато. Веников брали два, чтоб в обе руки, дома их предварительно зама чивали в холодной воде (чтобы неторопливо «раскрывались»). По том появилась книжка «Щедрый жар», зачитанная до дыр. Позже, во времена хипповских странствий по нашей стране, приезжая в очередной город, я в первую очередь старался посетить местную баню и церковь и только потом формулировал суждение о городе. Лучше наших Фёдоровских, надо отметить, было не так много. Конечно же, «Сандуны», да, пожалуй, относительно совре менные Краснопресненские в Москве и Невские в Питере на Марата. Другие областные центры не тянули. Так что есть, с чем сравнить. Возвращаясь к Новосибирску, первое место всё же за Фёдо ровскими. Когда большинство остальных бань (на Петропавлов ской, Плахотного, Расточке, Восточном, Гурьевской, 25 лет Октября, Владимировской) всё еще выдавали пар из крана, Фёдоровские уже парили каменкой. Поэтому и ездили сюда с левого берега неодно кратно. Даже когда я перебрался жить на Советскую, по субботам мы с отцом встречались в Фёдоровских. Мужской зал был налево, в коридоре очередь как минимум на час. Это ещё до почасовых сеансов, талонов на очередь и муж ских/женских дней. Вот были ли кабинки в раздевалке - не помню. А дальше начинается ритуал. Неизменное «здравствуйте!». Грозные мужики, моющие парилку и запирающие её на швабру. Не входить. Потом толпа побаловаться свежим парком. Все полки заняты. Эвка липт, липа, хвоя. И бесконечные рассказы - как надо готовить вкус ный пар. «Нет прохода здесь, клянусь вам, от любителей искусства». Потом шоу веников с поухиванием и покряхтыванием. А потом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2