Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

черного барона Унгерна, и по одной из версий именно за это убитый в Улан-Баторе при «неясных обстоятельствах». 9 августа 1934-го на его могиле вместо временного был установлен мраморный памят­ ник со звездой. После эту глыбу мрамора поменяли на бронзовый бюст, изображавший легендарного партизана в «кубанке» и бекеше, который простоял на могиле по 1957 год. В 1957 году бюст пере­ несли к ДК им. Дзержинского, а после перестройки, опасаясь ван­ дализма, его демонтировали и спрятали в подвальных помещениях Дома культуры. Сегодня энтузиасты ведут работу по возвращению бюста на место. Но вернёмся и мы в наш сквер. Место это никогда не воспринималось кладбищем. В 1930-е сквер был огорожен не так жёстко, как сейчас. В заборе были огром­ ные дыры, по которым желающие могли проникнуть на популярную эстраду, которая находилась в створе нынешней мемориальной ал­ леи. Место было больше парковым. После войны здесь похоронили ещё одного революционера, но уже французского - последнего ветерана Парижской коммуны Адриена Лежена, который с началом войны был эвакуирован в Но­ восибирск и умер здесь 9 января 1942 года в возрасте 94 лет. В сквер его прах перенесли с городского кладбища в 1946-м, а в 1971-м пе­ резахоронили в Париже, на Пер-Лашез. Мемориальность в сквер уже Героев революции пришла к 40-летию этой самой Октябрьской революции. Проект мемори­ ала был составлен архитектором Э. Гороховским и скульптором М. Меньшиковым. В 1957 году были установлены мемориальные плиты на могилах Щетинкина и Лежена, в сквер были перенесе­ ны и перезахоронены за бывшей эстрадой останки большевиков, членов Новониколаевского исполкома: Петухова, Серебренникова, Горбаня, Шмурыгина; на центральной аллее сквера появились мра­ морные постаменты и скульптурные бюсты Щетинкина, Романо­ ва, Петухова, Серебренникова (ещё 4 бюста Горбаня, Шмурыгина, Полковникова и Ковальчук установили позже, в октябре 1977-го). В 1960-м в противоположной части сквера на задней стене склада декораций ТЮЗа было смонтировано монументальное соро­ каметровое панно из бетонных плит, на котором высечена художе­ ственная композиция на тему революции. Его создала группа авто­ ров во главе с молодым ещё художником А. С. Чернобровцевым. Но некоторые элементы произведения так и остались неосуществлен­ ными, что постоянно вызывает вопросы у посетителей. Перейдя Красный проспект, мы попадаем в Первомайский сквер (16). Эта ещё одна часть бывшей ярмарочной площади, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2