Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

«закона божьего» учили детей арифметике, русскому и славянским языкам, естествознанию... Проводили уроки труда, на которых де­ вочек учили шить, вышивать. Мальчики занимались столярным и слесарным делом. На уроках пения разучивали, главным образом, божественные молитвы и церковные песни. На уроках физкульту­ ры занимались сокольской гимнастикой». Но это уже история другого здания, отличного от первого ещё и тем, что оно имело свою революционную историю, благодаря чему вошло в список памятников истории и культуры Новосибир­ ска и охраняется государством. То, что исследуемый нами дом стоит на этом месте как ми­ нимум с 1906 года - факт. Это легко доказывается планом и, напри­ мер, фотоснимком места 2010 года от Google Earth. Промежуточ­ ные снимки объекта только подтверждают этот факт. 1906, 2010 гг. ГАНО. Ф. 1917, Google Earth, 2010 год Единственной фотографией, кардинально выбивающейся из ряда остальных и ломающих эту стройную линию, является от­ крытка №5 2-й серии (1902-1903 гг.) из издания Н.П. Литвинова: «Здание железнодорожной школы». Она не «привязывается» ни к первому, ни ко второму зда­ нию. Дальше только догадки. Это тот самый «казённый барак жи­ лого типа», о котором пишет известный историк Л. М. Горюшкин? Но на жилое здание не похоже. Или это «специально выстроенное» новое здание школы, открытой в 1898-м, а через два года перестро­ енное? В принципе, если внимательно разбирать, общие черты есть. В общем, даты и здания в десятку «не бьют», а, быть может, из-за противоречия первичных источников бить никогда и не бу­ дут. Поиск продолжается, и данная заметка - это только первый, поверхностный взгляд на вопрос. История школы требует дальней­ шего, более глубокого изучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2