Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016
Гарин проезжал по уже построенному мосту через Обь в своё пу тешествие на Восток. Литературное отступление-фантазия, «отвле чённая публицистика»? Ещё одна загадка. Кстати, о литературе. Видимо, сибирские зарисовки стали одним из важных шагов, подтолкнувших Михайловского-2 к идеям народовольчества. В своих путевых очерках «Карандашом с нату ры: по Западной Сибири» писатель рисует печальные картины кре стьянской нужды, объективно говорит о безысходной тоске и от чаянии крестьян. Весной 1891 года в одном из писем жене Николай Георгиевич делится сибирскими впечатлениями: «Скучно... Живут люди как свиньи. Ни им ни до кого, ни другим до них никакого дела. Все дала природа: и лес, и вода, и пожни, и поля, которые можно и удобрять и орошать, - извлекать столько, что с избытком хвати ло бы на 10 таких деревень для разумной сносной жизни...». Или: «Хозяин этой жизни - нужда, - бесконечная, суровая, беспощадная нужда, которая ведет свою жертву, не давая ему в утешение даже со знания, что он жертва» [2]. Впервые эти письма стали публиковать ся в августе 1894 года в петербургской газете «Русская жизнь», но уже через месяц публикации были прекращены, а вскоре писатель познакомился с Максимом Горьким. К. Я. Михайловский-1 тоже бывал в Кривощёково после окончания изысканий. Ну, во-первых, по должности начальника строительства Западно-Сибирской дороги, а во-вторых, точно из вестно, что 20.07.1894 года он присутствовал на торжественной за кладке железнодорожного моста через Обь [19]. Весной 1894 года К. Я. Михайловский, сдавая отчетность по изысканиям Западно- Сибирской дороги, внёс в неё возврат в казну остатка выделенных средств: 5 (пять) копеек. Этот анекдотичный случай был отмечен проверяющими чиновниками двумя жирными восклицательными знаками на полях отчёта [13]. Ещё через два года К. Я. Михайлов ский телеграфирует в Петербург: «В 12 часов ночи по петербург скому времени с 14 на 15 октября 1896 года по Западно-Сибирской открывается правильное движение и она сдается мною в ведение инженера Павловского, который с этого времени вступает в долж ность начальника дороги...» [4]. Вскоре пришел и ответ: «Управ ление по сооружению Сибирской железной дороги, приветствуя вступление в общую железнодорожную сеть первого звена Велико го Сибирского пути, шлет Вам и Вашим сотрудникам сердечные поздравления столь успешным завершением возложенного на Вас дела». Начинается официальный отсчет истории Западно-Сибир- ской железной дороги. (Цв. вкл. 30).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2