Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016
которому было поручено исправить прошлогодние изыскания Ми хайловского-2, показавшиеся «негодными» из-за сложного рельефа рек и мелких притоков в междуречье Оби и Томи. Надо заметить, что характер местности и условия работы по линии Обь-Почитанская действительно были очень сложными, и год назад Михайловскому-2 на провешивании этой магистрали пришлось несладко. На проектируемом участке дороге от Омска до Томска не существовало точных топографических съёмок мест ности (восьмиверстовку начальника межевания казенных земель барона Г. К. Сильверьгельма, 1859 года и десятиверстовку 1864 года полковника межевого корпуса Ф. X. Мейна считать таковы ми трудно). Военная «Сибирская нивелировка» этот участок захва тить не успела. Уход от исторической дороги Сибирского тракта, спрямление его петель уводили на топографическую целину. Реког носцировки на лету, страшнейший гнус на всём протяжении пути вынудил начальника партии «возбуждать премировкой усиленную работу служащих», не заботясь о дальнейшем возмещении своих средств. Николай Георгиевич пишет, что «сделал в это лето, вы нужденный необходимостью, лично 747 верст... при том в пересе ченной лесной местности, при отсутствии сколько-нибудь верных карт... К концу лета мы имели всю линию» [14]. То же касается и перехода у Кривощёково, которое стояло в стороне как Сибирского тракта, так и Барнаульского. В отчёте генерал-майора Э.А. Коверского, начальника геодезического отде ления Главного штаба, сказано, что выбор магистрального направ ления на Кривощеково был обеспечен лишь «опытностью и искус ством наших инженеров в производстве изысканий» [11]. Адрианов провел трассировку магистрали по прочному хребту на 15-25 верст южнее трассы Михайловского. Дальней шие расчеты показали, что это дало экономию в 52 тысячи рублей на строительстве земляной насыпи, но удлинило трассу на 8 вёрст, что сулило в процессе эксплуатации более миллиона убытков. Естественно, что в результате целесообразным был признан про ект Н. Г. Михайловского-2, проведшего магистраль в 85 километрах южнее Томска. Кандидат исторических наук С. К. Канн утверждает, что «именно в связи с этим и появилась широко известная фраза: «я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена» [9]. Т. е. эти растиражированные слова никак не относятся к мостовому переходу через Обь и Новосибирску? Интересно, но судя по книге очерков «По Корее, Манчжурии и Ля одунскому полуострову», они написаны именно в Кривощёково [1]. Тогда, в июле 1898 года, спустя 7 лет после изысканий писатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2