Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

которому было поручено исправить прошлогодние изыскания Ми­ хайловского-2, показавшиеся «негодными» из-за сложного рельефа рек и мелких притоков в междуречье Оби и Томи. Надо заметить, что характер местности и условия работы по линии Обь-Почитанская действительно были очень сложными, и год назад Михайловскому-2 на провешивании этой магистрали пришлось несладко. На проектируемом участке дороге от Омска до Томска не существовало точных топографических съёмок мест­ ности (восьмиверстовку начальника межевания казенных земель барона Г. К. Сильверьгельма, 1859 года и десятиверстовку 1864 года полковника межевого корпуса Ф. X. Мейна считать таковы­ ми трудно). Военная «Сибирская нивелировка» этот участок захва­ тить не успела. Уход от исторической дороги Сибирского тракта, спрямление его петель уводили на топографическую целину. Реког­ носцировки на лету, страшнейший гнус на всём протяжении пути вынудил начальника партии «возбуждать премировкой усиленную работу служащих», не заботясь о дальнейшем возмещении своих средств. Николай Георгиевич пишет, что «сделал в это лето, вы­ нужденный необходимостью, лично 747 верст... при том в пересе­ ченной лесной местности, при отсутствии сколько-нибудь верных карт... К концу лета мы имели всю линию» [14]. То же касается и перехода у Кривощёково, которое стояло в стороне как Сибирского тракта, так и Барнаульского. В отчёте генерал-майора Э.А. Коверского, начальника геодезического отде­ ления Главного штаба, сказано, что выбор магистрального направ­ ления на Кривощеково был обеспечен лишь «опытностью и искус­ ством наших инженеров в производстве изысканий» [11]. Адрианов провел трассировку магистрали по прочному хребту на 15-25 верст южнее трассы Михайловского. Дальней­ шие расчеты показали, что это дало экономию в 52 тысячи рублей на строительстве земляной насыпи, но удлинило трассу на 8 вёрст, что сулило в процессе эксплуатации более миллиона убытков. Естественно, что в результате целесообразным был признан про­ ект Н. Г. Михайловского-2, проведшего магистраль в 85 километрах южнее Томска. Кандидат исторических наук С. К. Канн утверждает, что «именно в связи с этим и появилась широко известная фраза: «я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена» [9]. Т. е. эти растиражированные слова никак не относятся к мостовому переходу через Обь и Новосибирску? Интересно, но судя по книге очерков «По Корее, Манчжурии и Ля­ одунскому полуострову», они написаны именно в Кривощёково [1]. Тогда, в июле 1898 года, спустя 7 лет после изысканий писатель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2