Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

Весна 1941 года в Новосибирске запомнилась ранней и бы­ строй. Отцвел школьный сад, отгремел последний звонок, закон­ чился выпускной. Надежда Беневоленская вспоминает, как пришла война: «Папа повёл нас гулять в рощу, в колки около строящегося оловозавода. Я у папы на шее (иногда) и Ёлка, средний брат. И мы идём назад мимо согры, по мосточку, а навстречу мама бежит: «Война, война!». Потом мама и папа долго сидели на этом здоровом крыльце. Я сидела рядышком. Тревога». Война. Большинство выпускников, учителя, директор ушли на фронт. Но школа продолжала жить. Пришли молодые учителя, к новому учебному году было сформировано 12 начальных клас­ сов (с 1 по 4) с общим числом учащихся 500 человек. Плюс столько же старшеклассников. В 1943 году вновь было введено раздельное обучение, и для мальчиков выделили здание №2, а для девочек здание №3-1. Кроме того, после переезда семьи Беневоленских в соцгородок в их доме на Тульской, 66 был образован детский дом №13 (позднее №17), воспитанниками которого в основном были «дети войны». Завуч бугринской школы Елена Львовна Цендровская, тогда работавшая директором у девочек, вспоминает: «... бывало, после педсоветов, идя в город, домой, идешь через Обь по направлению, где мост сейчас. Такая темнота, ни од­ ного огонька, дорожки переметет, и придерживаешься гудка паровоза, которой проходит через мост. А эхо передаёт впра­ во. Вот и ушагаешь к Коровьему острову. И только по дровам, где их заготавливали на зиму, узнаёшь, что заблудилась! Та­ кая темнота, какой дорогой бы ты не пошел в город. Ни одно­ го огонька!». После занятий большинство ребят работали на заводах, старшеклассницы заготавливали дрова для отопления школы. «Вес­ ной во время ледохода девочки отчаянно крючками ловили бревна, привязывая веревками, и лошадь вытаскивала их на берег, пилили и возили к школе. Мне, как директору школы, много приходилось пе­ реживать за их отвагу, но все обошлось». Кроме того, в 1944-м между школьными зданиями девочки разбили цветник и плодовый сад. Тамара Харитонова (выпуск 1953 года) рассказала, что в вой­ ну ученики ходили в школу со своими дровами. Они приносили по­ лешки и складывали их у печки. «Детей начальных классов старались угощать, - продолжает Тамара, - время от времени давали конфетку (без обёртки) и хлеб, а бывало, даже булочку, в середине которой был кусочек рыбки, очень солёной, а иногда и 5-6 лососевых икринок».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2