Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

зареченские школьники переходили жить на левый берег Тулы, к центральным. Большая гостиная дома Беневоленских и других вся отдавалась этим детям. А в другое время центральные и заре­ ченские дрались не на шутку. Потом вода уходила, и corpa расцветала - цветы, камыш, болотный кустарник пестрили ярким ковром. «А рыбалка какая! Мы ж не только на удочку ловили, вилкой налимчиков таскали - идёшь-идёшь, и его из-под камня вжик! Ну есть-то хотелось» (Бе­ неволенская Н.П.). «Мы ставили сети, спустившись к реке прямо с огорода по нынешней Тульской, 93. Там была и хозяйская лодка на привязи» (Ларичев В.Ф.). На реке даже охотились (часто сади­ лись утки). Стихии водные перемежались со стихиями огненными. В 1926-м в селе случился большой пожар. Галина Кобзева, прожива­ ющая тогда на улице Тургенева, пишет: «Ой, горело! Пламя кидалось, металось на полнеба, летало от дома к дому, и не было от него спасения. И даже нам, через реку, было жутко. Тогда по домам пошло священство: «Выхо­ дите на улицу с иконами!» И, как сейчас вижу, выходит наша мама из дому, а в руках у нее на вышитом полотенце икона Николая Чудотворца. И у соседнего дома люди с иконами, и дальше, по всей улице. Стали тут все молиться, крестить­ ся, напевы церковные петь. И что бы вы думали? Огонь-то сам по себе и унялся! А ведь никто его не тушил - пожарные не подоспели. Люди тогда говорили: «Чудо Божие!» [18]. Известный новосибирский писатель Игорь Маранин пишет, что после этого пожара 1926 года «в Буграх собрали женщин и за­ ставили принять обращение к городским властям с требованием закрыть церковь «как рассадник дурмана, одурачивания народных масс и противника коллективизации», а колокола снять и отдать на переплавку. Вместо церкви открыли радиостанцию» [24]. Мифы мифами, но Никольскую церковь закрыли лишь в феврале 1930 года. Из ходатайства Бугринского сельсовета: «Село Бугры на 90 % коллективизировано, и население требует закрытия помещения церкви для использования под культурные нужды» [8]. Церковь огородили железной оградой, но разместили в здании не радиостанцию, а колонию для заключенных. Ещё один миф связан со святым источником, неожиданно обнаруженным в Бугринской роще. Газета «Вечерний Новосибирск» усомнилась в его святости и провела целое журналистское рассле­ дование, взяла пробы воды и разнесла миф в пух и прах. В частно­ сти, Валерий Мельников пишет: «Я прожил недалеко от Бугринской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2