Голодяев К.А., Старый Новосибирск-2016

И снова деревня - Больше-Кривощёкова Можно сколько угодно спорить о возрасте города, об обра­ зовании его именно на правобережье, но игнорировать тот факт, что именно Кривогцёково являлось основной строительной пло­ щадкой железнодорожного моста, признанного градообразующим, невозможно. Вид с правого берега Оби на строительство железнодорожного моста, 1895-96 гг. Мост являлся единым инженерным сооружением, формаль­ но относился к Западно-Сибирскому участку дороги и монтиро­ вался именно с левого берега, хотя торжественная закладка моста и произошла на правом. Именно на Кривощёково приходила дей­ ствующая уже железная дорога, которая и привозила большинство строительных и прочих грузов. Здесь с 1892 года находилась и од­ ноименная железнодорожная станция. Соответственно, именно в этом районе и было сосредоточено множество контор: 9-й участок Западно-Сибирской железной до­ роги (начальник - томский купец первой гильдии Шамовский Зелих Иосифович, впоследствии круп­ ный ново-николаевский предпри­ ниматель, в доме которого разме­ стилась первая городская синагога) [120, с. 63], пакзаузы, каменоломни, мастерские, жилые помещения. А Среднесибирский участок доро­ ги, начинавшийся за Обью, делал ещё только первые шаги. На плане города 1912 (1913) года Левобережье тоже присутству­ ет, хотя и как промышленная зона.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2