Шиловский М. В. Первая русская революция 1905-1907гг. в Сибири-2012
Г л а в а 3 ВЗРЫВ. ОКТЯБРЬ 1905 - ЯНВАРЬ 1906 г. 3.1. ОКТЯБРЬСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАЧКА 7 октября 1905 г. началась стачка на Московско-Казанской железной дороге. За несколько последующих дней забастовали рабочие и служащие 40 железных дорог России. Всего в октяб ре забастовки захватили в свою орбиту 120 городов, сотни по селков и железнодорожных станций. В стачке приняли участие 2 млн чел., среди них около 800 тыс. фабрично-заводских рабо чих, 700 тыс. железнодорожников, 500 тыс. представителей сред них городских слоев1. В Сибири первыми 13 октября включи лись в протестные акции железнодорожники Красноярска, Тай ги, служащие управления Сибирской железной дороги в Томске; 14-го - Читы, Верхнеудинска, Иркутска; 15-го стачка распрост ранилась на Курган, Новониколаевск, Татарскую, Боготол, Ачинск, Нижнеудинск. 17-19 октября она приобрела всеобщий характер. Свыше четверти всех стачек в 1905 г. и более трети бастовавших в этом году в регионе пришлось на октябрь2. Вслед за железнодорожниками забастовали торговые и почтово-теле графные служащие, учащиеся и преподаватели, чиновники. В Сибири забастовка совпала с началом перевозки (эваку ации) войск из Маньчжурии. Опасаясь возвращения военно служащих в Россию в обстановке Первой русской революции, по инициативе государственного контролера П. X. Шванебаха было объявлено о том, что солдаты и офицеры с семьями могут селиться в районах Дальнего Востока, Западной Сибири, Ир кутского и Степного генерал-губернаторств. Право на отвод зем ли получали награжденные знаками ордена св. Георгия, ране 1 Первая российская; справочник о революции 1905-1907 гг. М., 1985. С. 63. 2 Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск, 1982. С. 249.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2