Советская Сибирь, 2024, № 44
Подписка на газету «Советская Сибирь» удаленно 16+ Подписка на электронную версию газеты по e-mail podpiska@sovsibir.ru №44 (27929) | 30 октября 2024 года | Новосибирская областная газета «Советская Сибирь» 31 ну Т.И. Новосёлову открыть за- ведение по производству фо- тографических работ: 7 марта 1898 года. Позже для открытия фото- мастерской нужно было по- лучить специальный билет у обер-полицмейстера и требо- вались два свидетеля для под- тверждения благонадежности «открывателя», а также уплата пошлины (два рубля серебром в год). Нужен был и стартовый капитал для оборудования са- лона. Но дело было прибыль- ным, поэтому фотосалоны рос- ли в больших и малых городах как грибы. История сохранила имена новониколаевских фотографов и адреса их салонов: А.А. Хай- мович, затем новый владелец его салона Е.А. Князев — на углу Болдыревской и Александ ровской улиц; П.Я. Овчин — на улице Дворцовой, М.И. Лорон — на Николаевском проспекте, И.А. Бигальке, Р.С. Шалль — на Вокзальной, М.Е. Лунц — на углу Александровской и Во- ронцовской улиц; Р.П. Лунц — «Центральная Фотография» на ул. Асинкритовской; Г.Н. Пожи- даев на Гудимовской; М.Д. Тов- стоух, М.С. Моторин (Журин- ская); В.В. Мрозовский (ул. Ка- бинетская); И.С. Мото- рин (ул. Журинская); И.Т. Хромов, «Ново-Ни- колаевск» (ст. Обь); И.Н. Шепелев (угол Ми- хайловской и Межени- новской). Это далеко не все, а самые успешные, чьи имена до сих пор на слуху, потому что они снимали не толь- ко людей, но и расту- щий на глазах город, и чьи работы сейчас со- ставляют подлинное историческое насле- дие как истинные и самые правдивые до- кументы эпохи. По сути, это были натурально летопис- цы и документалисты. Память о них жива в виде их работ, которые мож- но найти в государственных архивах, частных или музей- ных коллекциях, а в нашу циф- ровую эпоху они доступны для просмотра и всем нам. ВСЁ ЕСТЬ МОДА Конечно, исторические мо- менты, снятые фотографами, бесценны. Но самое дорогое, что они оставили потомкам, — портреты. По ним мы можем получить исчерпывающую ин- формацию о том, как одевались люди разных социальных сло- ев, чинов, национальностей, возрастов. Можно сказать, сни- мая людей, мастера увековечи- вали моду, ведь мода — это не только наряды, это, прежде все- го, повседневность, реальная действительность на опреде- ленном этапе времени. Сейчас даже маленький ре- бенок сумеет сделать снимок смартфоном, а когда-то фото- графирование было уделом профессионалов и считалось ремеслом избранных. Может, потому портреты того времени так притягательны, что стара- тельно сняты мастерами свое- го дела? Не потому ли сейчас снова стали популярными сту- дийные съемки и семейные фотосессии? Вот бы к нам вернулась та самая старая мода! Нет, не обя- зательно на платья и шляпки. Амода на те человеческие цен- ности, которые одухотворяли лица наших предшественни- ков. d Факт По данным Фотографи- ческого ка- лендаря (сост. И.И. Карпов) на 1891 г. ис- пользовались следующие форматы блан- ков-паспарту для фотогра- фий: M миньон (40х78), M визит- ный (VISIT PORTRAIT), или «Вик- тория» (VIKTORIA PORTRAIT) (62х101), M стереоско- пический (88х178), M кабинет- ный (Cabinet Portrait) (108х166), M променадный (или Makart Portrait) (105х210), M будуарный (135х220), M империаль (175х250), M панель (180х320). d Морская фигура, замри Процесс создания первого фотопортрета был очень сложным: из-за длинной выдержки заказчику при- ходилось позировать до двадцати минут, замерев и не шевелясь, сохраняя неподвижность мимики и статичность позы, как в детской игре «Море волнует- ся раз». Были кресла со специальными подушечками и даже зажимами для головы. Чуть шевельнулся — и изображение «смазалось». Так что было не до смеха, вот почему так напряжены лица, так статичны позы на старинных дагерротипах. На портрете-ви- зитке — первая красавица Но- вониколаевска Пелагея Гречко. Высокая приче- ска, шелковое платье, драго- ценная брошь — все самые мод- ные вещи того времени. Уди- вительно совре- менное лицо! /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 Статичность поз на старых снимках объясняется продолжительностью съемки. Если присмотреться, все предметы являются точками опо- ры. У двух мужчин парадные костю- мы, третий в военной форме. У всех начищенная до блеска обувь (такая услуга была в каждом салоне). /ФОТО: VK.COM/CLUB223527969 Горожане очень трепетно относились к процессу фотографирования. Они тщательно готовились, на- глаживали костюмы, чистили обувь, женщины де- лали прически, надевали лучшие платья и шляп- ки, а детей старались разодеть как кукол. На кра- сивой молодой маме городское цветастое мусли- новое платье, нарядные белые платьица на детях. Отец семейства серьезен, но по глазам видно, как он счастлив. Какая же хорошая фотография! /ФОТО: VK.COM/CLUB223527969 Портрет трех женщин разно- го возраста в похожих свет- лых платьях, не обязательно, кстати, белых. Тогда в моде были и розо- вые, и голубые оттенки. Ка- бинет-портре- ты печатались обычно на за- каз по 12 штук. /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 Не просто мода. ФОТОГРАФИЯ — ПОДАРОК МИРУ Какой галантный текст газетного объявления об ус- лугах фотографа! Неудивительно, что на этой стезе преуспевали коммуникабельные и комплиментар- ные люди. /ФОТО: VK.COM/CLUB223527969
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2