Советская Сибирь, 2024, № 44
Больше новостей www.sovsibir.ru Новосибирская областная газета «Советская Сибирь» | №44 (27929) | 30 октября 2024 года 30 НА ДОСУГЕ Маргарита Ревзина sovsibir@sovsibir.ru Ничто не дает нам такого от четливого представления о прошлом, как фотографии. Впрочем, как и о современ ности. Непроходящая мода — запечатлеть себя и окружаю щее пространство, детали быта и даже гастрономиче ские пристрастия. Да, это и портреты, и среда, и архитектура, и интерьер, и дух времени, и настроение людей, и стиль эпохи, и мода — все, что превращает фотографическое изображение в подлинный до кумент своего времени, своего рода окно в историю. Недаром изобретение фотографии на звали подарком миру. Вот и задумайтесь, какие подарки, стремясь шагать в ногу с модой, вы или ваши дети и друзья «дарят», как это будут рассматривать потомки лет эдак через 100? ПОРТАЛЫ В ПРОШЛОЕ До чего же интересно раз глядывать старые пожелтев шие снимки! Они вызывают особый трепет в душе и порож дают целую гамму чувств — Записки адвоката. Снится мне деревня, или Немного о туристическом потенциале Вячеслав Денисов, адвокат, драматург, публицист sovsibir@sovsibir.ru Журналист Степан цов поехал в деревню писать ста тью. Нужно съездить в глубинку. Напомнить о существовании газе ты. Собрать богатый материал. Сте панцов отвечал за историю родно го края. Утром он расстелил на сто ле карту области. Деревень на карте было много. Их названия были на писаны мелким шрифтом. Степан цов стал кругами водить пальцем над картой. Закрыл глаза и ткнул наугад. Убрал руку от глаз и посмотрел. Хорошо чи талось: ХОХОТУЙ. Название подходи ло скорее для рубрики криминальных новостей. Он повторил трюк с паль цем. ВАРВАРИНА ГАЙКА. Он предста вил заголовок своей статьи: «Варвари ногайцы рассказывают…». И речи быть не может. Прямо из редакции увезут и зашьют насильно… Ушел по карте сильно восточнее и в последний раз стукнул стаканом по столу. ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ. Он вышел из автобуса на автовок зале и прошелся вдоль улицы. Селя не присутствовали. В своем выборе он положился на смутные внутрен ние подсказки. На лавочке у одного из домов сидел мужчина с блуждаю щим взглядом. — Разрешите предложить вам на питки? — поинтересовался Степан цов и рассказал о цели прибытия. Мужчина знал много. Например, в этой деревне была обнаружена сто янка первого человека... — В том смысле, что недалеко от сюда? — уточнил Степанцов. Вот на этом самом месте, заве рил мужчина. Вот тут. Степанцову пришлось отойти, чтобы тот пока зал место. Постоял, докурил, как го ворится, и ушел. Никому ничего не сказал. Не с кем говорить было. Он был первым. — Я прослеживаю логику в вашем рассказе, — похвалил Степанцов. А еще есть старинный мост, ска зал мужчина. Он ровесник Лермон това. — Двадцать семь? — Нет, почти двести. Недавно группой археологов у сельсовета были найдены монеты с изображением Нерона. Время беспо щадно. Все надписи на монетах стер ты. Только по профилю и узнали. Тор говля бойкая тогда с Римом шла. Ко раблями вся река была забита. Если Степанцов не верит, мужчина может показать сельсовет. — Пройдем лучше к мосту, в та ком случае. У моста Степанцов осмотрелся. В деревне двадцать домов в стадии трупного окоченения. За деревней реч ка. Между берегами расстояние такое, что первый человек окурок на ту сто рону мог щелчком отправить. Воды в речке нет. Через речку, которой нет, мост. Мост каменный. При этом у мо ста нет середины. Есть начало, есть ко нец. Середины нет, разрушена. — Апачи? — Французы... — тихо возразил мужчина. Рассказал. Французы хотели всех убить, но ничего не вышло. Жители заперлись в избах. Так, кур со дво ров потаскали… Пообещали прийти, когда двери открыты будут. А когда ушли, деревенские мужики их догна ли. Морды им, как говорится, набили и кур отобрали. Тогда французы вер нулись и взорвали мост. Мужики их догнали и снова морды набили. Те — в милицию. А там им говорят: ниче го не знаем, свидетелей нет. Здесь народ крепко друг за друга стоит... Мужчина еще хотел показать, где Лев Толстой коней поил. Но Степанцо ву пора было на вокзал. Нужно было по дороге в город сойти в какой-ни будь деревне и собрать материал. С этим населенным пунктом все ясно. /ИЗОБРАЖЕНИЕ СГЕНЕРИРОВАНО НЕЙРОСЕТЬЮ «ШЕДЕВРУМ» Красивый ав торский деко ративный обо рот фотографии Овчина, вели кого энтузиа ста фотодела. Новоникола евск тогда от носился к Том ской губернии, о чем и гласит надпись. Овчин прославился своими съем ками видов Но вониколаев ска для альбо ма Литвино ва. /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 d Уникаль- ное искус- ство И хотя фото- графия стоила недешево, иметь свой портрет хотели все независи- мо от сословия и достатка. В этом особая прелесть фото- графий — на них можно увидеть це- лую жизнь эпохи. А еще уникальность искусства фотографии в том, что оно не знает границ. И, появившись в европейских столицах, фотография в кратчай- шее время полноправно завоевала даже самую удаленную провинцию. Дамы Новони колаевска лю били шляпы и умели их но сить. В шляп ные мастер ские доставля лись материа лы из Европы и Петербурга, а по каталогам можно было за казать любой понравившийся фасон. Барыш ни всех времен любят фото графироваться. Снимки наклеи вали на блан ки, которые не только прида вали им изящ ный вид, но и служили для их сохранно сти. /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 от восторга до печали, ведь людей, на них изображенных, уже нет. Ни этих милых детей, ни бравых офицеров, ни теле графистов, ни приказчиков, ни прекрасных дам, ни мате рей семейств, ни стариков… И все же какое счастье, что о них остается зримая память! Кажется, люди на старых фотографиях совсем другие, а присмотришься — и внезап но узнаешь своего современ ника. Такая ощутимая преем ственность поколений… Уже с первых дней своего появления фотография захва тила умы и воображение, ведь она давала возможность запе чатлеть мгновение. В России фотография была встречена с огромным энтузиазмом. Ка меры-обскуры продавались в магазинах Беккерса, а уже в 1840 году стараниями опти ческих дел мастера Грекова было налажено отечествен ное производство и фотока мер, и пластин. И стоили они в несколько раз дешевле за граничных. НОВОНИКОЛАЕВСК В ЛИЦАХ Удивительно, что в Сибири фотография появилась почти в то же время, что и в столи це. После Москвы путь ново го искусства был стремитель ным — сначала в Томске, Крас ноярске, Барнауле, Тобольске, а в скором времени и в Ново- Николаевске (тогда в названии был дефис). В истории сохра нилась дата, когда томский гу бернатор разрешил мещани
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2