Советская Сибирь, 2024, № 44

Больше новостей www.sovsibir.ru Новосибирская областная газета «Советская Сибирь» | №44 (27929) | 30 октября 2024 года 30 НА ДОСУГЕ Маргарита Ревзина sovsibir@sovsibir.ru Ничто не дает нам такого от­ четливого представления о прошлом, как фотографии. Впрочем, как и о современ­ ности. Непроходящая мода — запечатлеть себя и окружаю­ щее пространство, детали быта и даже гастрономиче­ ские пристрастия. Да, это и портреты, и среда, и архитектура, и интерьер, и дух времени, и настроение людей, и стиль эпохи, и мода — все, что превращает фотографическое изображение в подлинный до­ кумент своего времени, своего рода окно в историю. Недаром изобретение фотографии на­ звали подарком миру. Вот и задумайтесь, какие подарки, стремясь шагать в ногу с модой, вы или ваши дети и друзья «дарят», как это будут рассматривать потомки лет эдак через 100? ПОРТАЛЫ В ПРОШЛОЕ До чего же интересно раз­ глядывать старые пожелтев­ шие снимки! Они вызывают особый трепет в душе и порож­ дают целую гамму чувств — Записки адвоката. Снится мне деревня, или Немного о туристическом потенциале Вячеслав Денисов, адвокат, драматург, публицист sovsibir@sovsibir.ru Журналист Степан­ цов поехал в деревню писать ста­ тью. Нужно съездить в глубинку. Напомнить о существовании газе­ ты. Собрать богатый материал. Сте­ панцов отвечал за историю родно­ го края. Утром он расстелил на сто­ ле карту области. Деревень на карте было много. Их названия были на­ писаны мелким шрифтом. Степан­ цов стал кругами водить пальцем над картой. Закрыл глаза и ткнул наугад. Убрал руку от глаз и посмотрел. Хорошо чи­ талось: ХОХОТУЙ. Название подходи­ ло скорее для рубрики криминальных новостей. Он повторил трюк с паль­ цем. ВАРВАРИНА ГАЙКА. Он предста­ вил заголовок своей статьи: «Варвари­ ногайцы рассказывают…». И речи быть не может. Прямо из редакции увезут и зашьют насильно… Ушел по карте сильно восточнее и в последний раз стукнул стаканом по столу. ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ. Он вышел из автобуса на автовок­ зале и прошелся вдоль улицы. Селя­ не присутствовали. В своем выборе он положился на смутные внутрен­ ние подсказки. На лавочке у одного из домов сидел мужчина с блуждаю­ щим взглядом. — Разрешите предложить вам на­ питки? — поинтересовался Степан­ цов и рассказал о цели прибытия. Мужчина знал много. Например, в этой деревне была обнаружена сто­ янка первого человека... — В том смысле, что недалеко от­ сюда? — уточнил Степанцов. Вот на этом самом месте, заве­ рил мужчина. Вот тут. Степанцову пришлось отойти, чтобы тот пока­ зал место. Постоял, докурил, как го­ ворится, и ушел. Никому ничего не сказал. Не с кем говорить было. Он был первым. — Я прослеживаю логику в вашем рассказе, — похвалил Степанцов. А еще есть старинный мост, ска­ зал мужчина. Он ровесник Лермон­ това. — Двадцать семь? — Нет, почти двести. Недавно группой археологов у сельсовета были найдены монеты с изображением Нерона. Время беспо­ щадно. Все надписи на монетах стер­ ты. Только по профилю и узнали. Тор­ говля бойкая тогда с Римом шла. Ко­ раблями вся река была забита. Если Степанцов не верит, мужчина может показать сельсовет. — Пройдем лучше к мосту, в та­ ком случае. У моста Степанцов осмотрелся. В деревне двадцать домов в стадии трупного окоченения. За деревней реч­ ка. Между берегами расстояние такое, что первый человек окурок на ту сто­ рону мог щелчком отправить. Воды в речке нет. Через речку, которой нет, мост. Мост каменный. При этом у мо­ ста нет середины. Есть начало, есть ко­ нец. Середины нет, разрушена. — Апачи? — Французы... — тихо возразил мужчина. Рассказал. Французы хотели всех убить, но ничего не вышло. Жители заперлись в избах. Так, кур со дво­ ров потаскали… Пообещали прийти, когда двери открыты будут. А когда ушли, деревенские мужики их догна­ ли. Морды им, как говорится, набили и кур отобрали. Тогда французы вер­ нулись и взорвали мост. Мужики их догнали и снова морды набили. Те — в милицию. А там им говорят: ниче­ го не знаем, свидетелей нет. Здесь народ крепко друг за друга стоит... Мужчина еще хотел показать, где Лев Толстой коней поил. Но Степанцо­ ву пора было на вокзал. Нужно было по дороге в город сойти в какой-ни­ будь деревне и собрать материал. С этим населенным пунктом все ясно. /ИЗОБРАЖЕНИЕ СГЕНЕРИРОВАНО НЕЙРОСЕТЬЮ «ШЕДЕВРУМ» Красивый ав­ торский деко­ ративный обо­ рот фотографии Овчина, вели­ кого энтузиа­ ста фотодела. Новоникола­ евск тогда от­ носился к Том­ ской губернии, о чем и гласит надпись. Овчин прославился своими съем­ ками видов Но­ вониколаев­ ска для альбо­ ма Литвино­ ва. /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 d Уникаль- ное искус- ство И хотя фото- графия стоила недешево, иметь свой портрет хотели все независи- мо от сословия и достатка. В этом особая прелесть фото- графий — на них можно увидеть це- лую жизнь эпохи. А еще уникальность искусства фотографии в том, что оно не знает границ. И, появившись в европейских столицах, фотография в кратчай- шее время полноправно завоевала даже самую удаленную провинцию. Дамы Новони­ колаевска лю­ били шляпы и умели их но­ сить. В шляп­ ные мастер­ ские доставля­ лись материа­ лы из Европы и Петербурга, а по каталогам можно было за­ казать любой понравившийся фасон. Барыш­ ни всех времен любят фото­ графироваться. Снимки наклеи­ вали на блан­ ки, которые не только прида­ вали им изящ­ ный вид, но и служили для их сохранно­ сти. /ФОТО: VK.COM/ CLUB223527969 от восторга до печали, ведь людей, на них изображенных, уже нет. Ни этих милых детей, ни бравых офицеров, ни теле­ графистов, ни приказчиков, ни прекрасных дам, ни мате­ рей семейств, ни стариков… И все же какое счастье, что о них остается зримая память! Кажется, люди на старых фотографиях совсем другие, а присмотришься — и внезап­ но узнаешь своего современ­ ника. Такая ощутимая преем­ ственность поколений… Уже с первых дней своего появления фотография захва­ тила умы и воображение, ведь она давала возможность запе­ чатлеть мгновение. В России фотография была встречена с огромным энтузиазмом. Ка­ меры-обскуры продавались в магазинах Беккерса, а уже в 1840 году стараниями опти­ ческих дел мастера Грекова было налажено отечествен­ ное производство и фотока­ мер, и пластин. И стоили они в несколько раз дешевле за­ граничных. НОВОНИКОЛАЕВСК В ЛИЦАХ Удивительно, что в Сибири фотография появилась почти в то же время, что и в столи­ це. После Москвы путь ново­ го искусства был стремитель­ ным — сначала в Томске, Крас­ ноярске, Барнауле, Тобольске, а в скором времени и в Ново- Николаевске (тогда в названии был дефис). В истории сохра­ нилась дата, когда томский гу­ бернатор разрешил мещани­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2