Советская Сибирь, 2024, № 44

Подписка на газету «Советская Сибирь» удаленно 16+ Подписка на электронную версию газеты по e-mail podpiska@sovsibir.ru №44 (27929) | 30 октября 2024 года | Новосибирская областная газета «Советская Сибирь» ГОСТИ РЕДАКЦИИ 19 Светлана Фролова frolova@sovsibir.ru Субкультуры бывают раз- ные: пока одни бегают на чет- вереньках, другие предлага- ют чаще собираться вместе, петь хорошие песни и под- держивать друг друга. С Викторией и ее дедушкой Александром мы познакоми- лись накануне праздника, по- священного 105-летию «Совет- ской Сибири» и презентации нашего благотворительного проекта «Книга для Тёмы». Искали солистку, которая ис- полнит завершающую торже- ство песню про алые паруса и прекрасную Ассоль. Так и от- крыли мы свою Ассоль-Вик- торию — на квартирнике бар- довского проекта «Станция Сибирь» в ДК имени Октябрь- ской революции. А помог нам познакомиться Сергей Алексе- ев, лидер новосибирского бард- сообщества, хозяин квартирни- ка и руководитель фестиваля «Станция Сибирь». Отшумел наш концерт для юных авторов книги, и нам очень хочется познакомить чи- тателя с теми, кто искренне и совершенно бескорыстно по- могал нам и нашему проекту. Итак, семейная бардовская группа «Свои». НУЖНО БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО Александр Чернышев, по со- вместительству дедушка Вик- тории, уже 28 лет руководит детско-юношеским коллек- тивом самодеятельной песни «Лад». Работает в Центре до- суга молодежи «Респект» по линии молодежной полити- ки. Здесь подростки осваива- ют игру на гитаре и занима- ются вокалом. Начинают тут с самых азов — нотной грамоты и далее оттачивают исполни- тельское мастерство. — То есть я в 1996 году его создал, и сейчас в нем третье поколение — учил и дочь, и внучку, — рассказывает Алек- сандр Чернышев. — В репер- туаре нашем, помимо обуче- ния гитаре, — хорошая песня. То есть прежде всего это, ко- нечно, бардовские классиче- ские песни и эстрада — 60-х, 70-х годов. В 2009 году я делал проект с ребятишками — пес- ни из кино и мультфильмов в нашей аранжировке. И даже с концертом выступали в «Ста- ром доме». Песни были из «Дев- чат», «Гардемаринов» — те, ко- торые на слуху. По профессии Александр — инженер-радиотехник, но в бардовское движение влился еще со школьной скамьи: из- вестный новосибирский писа- тель и журналист Николай Са- мохин был другом отца буду- щего барда Александра и при- общил парня к хорошей музы- ке. — Дядя Коля познакомил меня с Высоцким: приносил бобины, какие-то пластин- ки, а потом я и сам стал поку- пать, — комментирует Алек- сандр. — А когда гитару осво- ил, стал помаленьку что-то петь. Поступив в институт в 1981 году, увидел, что есть та- кой конкурс — «Солист гита- ры». Пошел туда, ничего не за- нял, но, по крайней мере, по- мелькал, и меня пригласили в Клуб песенной поэзии при НЭТИ. Я там до сих пор состою, потому что он «то потухнет, то погаснет», но все еще есть. В то время я и не думал, что хоб- би перерастет в работу. Закон- чил институт, поступил на за- вод, 15 лет на нем отработал, а потом завод обанкротился. И в 1996 году я увидел объявление, что требуются в детский клуб по месту жительства люди, ко- торые умеют играть на гитаре и общаться с подростками. Так и возник клуб «Лад». А еще в послужном списке Александра работа с трудны- ми подростками, комитет ком- сомола, и даже со своей буду- щей женой он познакомился в педотряде. И такое «педаго- гическое увлечение» можно вполне списать на корни, ведь дед Александра был сельским учителем. — Когда Вика попросила, чтобы я научил ее играть на гитаре, я ей показывал какие- то песни в виде аккордов и воспроизводил их голосом. Она подпевала, — рассказы- вает Александр. — Потом мы поехали на фестиваль в Ново­ уральск, это в Свердловской области. В номинации «Уче- ник — учитель» показали пе- сенку, стали лауреатами и да- вай развивать эту тему. ЧТО ДОРОГОГО СТОИТ Виктория Прокопенко, уче- ница 8-го класса школы№195 и 8-го же класса музыкальной школы № 25, на концерте, по- священном книге, которую не- давно выпустила «Советская Сибирь», солировала. Пела о том, что нужно верить в чуде- са. Но когда вместе с дедуш- кой участвует в бардовских фестивалях, еще играет на ги- таре — сама себе аккомпаниру- ет. Говорит, что в будущем ви- дит себя все-таки тоже в музы- кальной сфере. — Что-то вроде уже полу- чается, а вот что именно хо- чется, пока непонятно, — объ- ясняет Виктория. — Наверное, больше у меня тяга к гитаре. В будущем, возможно, тоже буду гитару развивать. Ну и, конечно, вокал. А насчет того, чтобы самой создать музыкальную группу, пока не знаю, слишком много их стало сейчас. А почему так? Кого-то из моих сверстни- ков родители заставляют за- ниматься музыкой, а кто-то сам к этому приходит: услы- шал где-то песню — круто, я тоже так хочу. Сегодня есть интернет, он позволяет пока- зать себя: кто-то выкладыва- ет свои песни, получает лай- ки. Но мне больше нравится выступать перед реальной публикой, офлайн. Я люблю живые зрительские эмоции, аплодисменты, грусть или ра- дость. И конечно, проводить время в хорошей компании, а на бардовских фестивалях со- бираются ребята, с которыми есть о чем поговорить. — Когда ты работаешь в зале, с залом вернее, ты чувствуешь эту волну, которая идет отту- да, — соглашается Александр. — Волна бывает разная — теплая или холодная. Если чувству- ешь холод, ты должен тут же на сцене переключиться, что- бы «пошло тепло». А когда теп- ло идет, ты просто радуешь- ся этому и купаешься в этом счастье, чувствуешь, на лице зрителя улыбка настоящая или вымученная. Я думаю, что у ребятишек такая же ситуация, потому что все равно отдача зала — она дорогого стоит. ПРИЯТНЫЙ БОНУС ДЛЯ УМНОЙ ПЕСНИ Виктория — активный участ- ник и лауреат множества бар- довских конкурсов, которые, кстати, проходят сейчас по всей России. — Самое впечатляющее вы- ступление, которое я больше всего запомнила, было в Мо- скве — Первый всероссийский слет бардов, — рассказывает Виктория. — А еще однажды с одного из конкурсов мне при- слали подарок — плюшевого медведя и, кажется, наушни- ки с плеером. Это был такой приятный бонус. Хотя в целом мы, кроме аплодисментов и дипломов, никаких подарков не получаем. Недавно семейная группа вернулась со Всероссийско- го фестиваля детско-юноше- ской авторской песни «Здрав- ствуйте, люди мои дорогие!» — он проходил в Куйбышеве Но- восибирской области. Кстати, «Лад» тоже неод- нократно становился лауреа- том и дипломантом городских, областных, всероссийских и международных конкурсов ав- торской песни. Сейчас в клу- бе Александра состоит больше 30 человек. «В основном дети приходят научиться играть на гитаре, но есть и поющий ко- стяк, который я могу выста- вить на конкурс, — говорит Александр. — Самой старшей моей ученице 32 года, а самой маленькой — 11 лет». Некоторые ученики даже успели создать свои клубы. — Чем интересна бардов- ская песня? Тем, что можно подумать, посмаковать, — ре- зюмирует Александр. — Вот этот стих можно посмаковать, чтобы получить вкус и после­ вкусие. Ведь в первую очередь это умные песни. Возвраща- ясь к моему клубу — как-то все совпало, что, во-первых, есть такой музыкальный термин — «лад», во-вторых, это семей- ный термин, потому что у нас как бы маленькая такая семья. Прежде всего, нормальная се- мья — это место, где люди слу- шают друг друга, дают выго- вориться. Не переходят сразу на личности и на крик. И еще семья — это как минимум об- щее дело. А когда будет взаи­ мопонимание и общее дело, тогда и в семье все на лад пой- дет. Когда всё идёт на «Лад» «Книга для Тёмы». Как дед и внучка организовали бардовскую группу и что из этого вышло Виктория и ее дед Александр побывали в гостях у «Советской Сибири». /ФОТО: АНДРЕЙ ЗАРЖЕЦКИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2