Советская Сибирь, 2000, № 129

6. СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ И ИЮЛЯ 2000 г., ♦ №129. На снимке: воспитатель ордынского детского дома «Березка» Людмила Ивановна Найденова со своими воспитан ­ никами. Фото Б. МОСКВИНА. В Сибири места хватит всем и для любой культуры Новосибирцы, очевидно, уже обрати ­ ли внимание на невысокий резной мо ­ нумент с изображением креста, уста ­ новленный чуть поодаль от фонтана в Первомайском сквере. Такой подарок сделал городу и горожанам армянский культурно-общественный центр в честь 2000-летия Рождества Христова. Па ­ мятник именуется хачкар (от «хач» — крест и «кар» — камень), являя собой древнейший художественный символ Армении. Мало кто знает, что именно в Армении христианство впервые было принято как официальная государст ­ венная религия; в 2001 году этому собы ­ тию исполнится 1700 лет. Представители армянской диаспоры, инициаторы установки «каменного креста», провозглашают его символом не только своей исторической родины, но и символом единения всех народов, независимо от вероисповедания и куль ­ турных традиций. Хачкары к тому же уже есть во многих городах планеты, за ­ рекомендовавших себя крупными гео ­ политическими центрами, — например, в Париже, Сан-Франциско, Дамаске и даже в Дели. Автором новосибирского проекта стал Арам Григорян, возглавляющий местное отделение Союза художников России. Справедливо его мнение: наш город в плане «слепка» обеднен. Очень важно, где и как установить в нем памят ­ ник, насколько органично и гармонично впишется он в окружающую обстанов ­ ку. Необходимо многое учесть. В том числе и естественную освещенность. Хачкар, допустим, — весьма тонкая, «ювелирная» ручная работа, своеоб ­ разное каменное кружево, и к солнцу его следовало обратить так, чтобы ор ­ наментика надлежащим образом «заиг ­ рала». Насколько это художнику и его команде удалось — каждый может оце ­ нить самостоятельно. Григорян, впро ­ чем, создал только рисунок и подыскал место («еще двенадцать лет назад гулял по этому скверу с беременной женой — а она у меня скульптор, — и мы вместе размышляли на предмет его обустрой ­ ства»), Выточен же памятник в самой Армении, весит четыре тонны, в основе его горная порода — туф. А с появлени ­ ем хачкара в сквере Новосибирска здешние представители диаспоры вско ­ ре уже были замечены подле него за молитвой. ...В нашей области, по данным меж ­ регионального института культурной интеграции, проживают граждане 89-ти национальностей. И за каждым остает ­ ся право расценивать памятники той или инои культуры на территории НСО по- своему, равно как и добиваться увеко ­ вечения памяти своего народа тем или иным образом. Как это сделали сибир ­ ские армяне, объединив усилия и снис ­ кав поддержку у руководства области и города. Установка символа Армении в Перво ­ майском сквере совершенно мотивиро ­ вана, если вспомнить, насколько армян ­ ская диаспора в нашем регионе разви ­ та, как ее представители осваивали си­ бирские земли, вели и продолжают вести строительство, завязаны на мно ­ гие другие сферы хозяйства. Вносят также свой вклад в культуру (напомним: Союз художников в области возглавля­ ет А. Григорян, ответственный секре ­ тарь Союза композиторов — В. Мина ­ сян, ректор института культурной интег ­ рации — В. Кондахчеан). Вообще же Сибирь — и вряд лис этим кто поспорит — многонациональна, места в ней пре ­ достаточно, посему и самых разных па ­ мятников можно в ней возводить сколь ­ ко угодно. Если они своеобычны, за ­ ключают в себе некий историко-фило ­ софский смысл и способны украсить облик города, то любое решение на сей счет может быть вполне оправдано. Разве нет? н. манторова . Р.Б. Официальное открытие хачкара с последующей концертной програм ­ мой, а также официальный визит в Но ­ восибирск посла Армении и участников президиума Союза армян в России пла ­ нировались на 9 июля, но по ряду при ­ чин переносятся на более поздний пе ­ риод. ШКОЛЬНОЕ ЛЕТО Заняты делом Красноярская средняя школа Татарского района невелика. Выпуск ­ ников в этом году было девять человек, всего учащихся — 90. — Живем мы дружно, — рассказывает директор Татьяна Юрьевна Виноградская. — Правление акционерного общества «Приомское» по ­ могает нам, ну а мы, соответственно, ему. Взаимовыгодное сотрудничество закреплено договором, который заключают стороны между собой на каждое лето. В нем немало пунк ­ тов, касающихся трудовой деятельности учащихся, а также обяза ­ тельств взрослых по отношению к своим детям. Заключение договоров, которое осуществляется в районе уже на про ­ тяжении трех последних лет, — ини ­ циатива районной территориальной администрации, которая решила пос ­ тавить дело отдыха и труда учащихся на официальную законную основу. Теперь есть с кого и главное — есть за что спросить. Школьное зерновое поле обраба ­ тывают механизаторы — пашут, сеют, что-то делают и ребята. Правление высчитывает из доходов стоимость ГСМ, а все остальное идет школе. Сумма за вырученное зерно выпадает крупная. Школа покупает видеотехни ­ ку, пособия — одним словом, все, что требуется для работы и для отдыха учащихся. ВЫСТАВКА | Берлин близкий, но загадочный... В Новосибирской картинной галерее открылась выставка «Берлин, Берлин. Художественная фотография из большого города у моря». Здесь представлены работы семи современных немецких фотографов, чьи судьбы тесно связаны с миром искусств Берлина. В одном из залов экспозиции со ­ браны произведения фотохудожника Андре Кихнера. Черно-белые снимки дают зрителю первое представление о Берлине. Это не просто парадная сто ­ лица Германии. Это город во всем многообразии. Здесь сочетается про ­ шлое, настоящее и будущее. Прошлое — в разрушенных на месте будущих новостроек зданиях, осыпавшейся штукатурке, полустертых надписях и даже в стареньком автомобиле, напо ­ минающем «горбатый» советский «Запорожец». Из прошлого и краси ­ вые архитектурные ансамбли с колон ­ нами, соседствующие с современны ­ ми домами-«свечками» и торговыми палатками — настоящим. А будущее — это растущий город со всей атрибу ­ тикой: строительными лесами на зда ­ ниях, башенными кранами, металли ­ ческими каркасами. В этом городе слишком много ограждений и доро ­ жных знаков, отчего-то больше запре ­ щающих, отгораживающих одну часть Согласно договору АО «Примское» предоставило ребятам на нынешнее лето 25 рабочих мест. Что это за места? В первую очередь самый раз ­ ный ремонт: мехтока, складских поме ­ щений, животноводческих ферм. А также восстановление борон, другой мелкой техники. С удовольствием по ­ могают родному хозяйству Игорь То ­ милов, Саша Шехтель, Саша Попов. Где АО берет деньги, чтобы выплатить зарплату школьникам? На помощь приходит центр занятости населения, который и выделяет определенную сумму АО, работая с ним также на ус ­ ловиях договора. Кроме ремонта хозяйственных пос ­ троек, мальчишки и девчонки заняты сбором целебных трав, совмещая, как этого мира от другой. На снимках практически нет людей, здесь предме ­ ты говорят о городе и его обитателях. Этот город в обычной, каждодневной действительности. Но многие детали, которые мы оставляем незамеченны ­ ми, художник сумел уловить. Близкая тематика в снимках худож ­ ницы из Потсдама Евы Ковальски. Большие цветные фотографии, на ко ­ торых бетонные часы, барьеры, огра ­ ды, фрагменты безликих зданий и ре ­ шетки, решетки, решетки... Оглянешь ­ ся — страшно и холодно. Но это пер ­ вое впечатление. Стоит приглядеться, и можно увидеть за всем этим холо ­ дом особенную глубину. Взгляду от ­ крывается бирюза стекол, блеск ме ­ талла, ажурность решеток и конструк ­ ций. Даже бетонные стены, освещен ­ ные солнцем, кажутся теплыми. Еще одна загадка города — в дви ­ жении. На выставке представлена ра ­ бота берлинского фотографа Кристо ­ фера Келлера «Экспресс». Это тоже говорится, приятное с полезным. С утра до вечера ходят с сумками по лугам и полям, лесам и увалам, соби ­ рая ромашку, тысячелистник, пижму и многие другие растения. На этой ра ­ боте занято полтора десятка ребят. Заработок у них не больно велик, но не меньше пяти рублей в день. Для сельского жителя, не избалованного длинным рублем, тем более для ребя ­ тишек, это что-то да значит. В школе есть свой огород. Карто ­ фель занимает около гектара. Работы с ним много. Надо раза два-три пропо ­ лоть, окучить, собрать и вывезти в пог ­ реб. Кстати, погреб в школе свой. Школа снабжает картофелем столо ­ вую хозяйства, так как своего у акцио ­ нерного общества нет. Механизаторы с удовольствием едят пюре и благода ­ рят ребят. Кроме картошки, у ребят есть овощи: фасоль, свекла, морковь, тыква, кабачки, помидоры. Овощи очень полезны для детского организ ­ ма — в них много витаминов, и поэто ­ му они круглый год присутствуют в меню школьной столовой. Молоко и мясо все по тому же дого ­ вору поставляют акционеры. Недоро ­ совершенно особая реальность, за ­ ключенная в семи фрагментах, ото ­ бражающих движение поезда. Впе ­ чатление такое, что поезд летит сквозь тоннель, а затем стремительно вырывается наружу. Но здесь не про ­ сто город, здесь пространство, ус ­ тремляющееся вслед за поездом. Странное, размытое изображение — как отражение в кривом зеркале. В этом движении городской жизни можно ощущать стремительность вре ­ мени. Городской пейзаж может быть и другим — спокойным, умиротворен ­ ным, даже божественным. Все это в серии «Берлинские храмы» Вильмара Коэнинга. Четкие и ясные компози ­ ции, строгие готические линии... И — небо, чистое или облачное, над ог ­ ромными великолепными храмами и маленькими, как будто деревенскими, церквями. Помимо этой серии Коэнинга обра ­ щают на себя внимание его работы под названием «Диарамы» Это ма ­ ленькие снимки диких животных, сде ­ ланные, казалось бы, в естественной среде. Неужели автор был и в поляр ­ ных людах, и в саванне, и в джунглях? Нет, все эти снимки выполнены в музе ­ ях живой природы. Только наблюда ­ тельный взгляд мастера мог превра ­ тить искусственное в настоящее. Очень необычны работы Вернера Клотца, представляющие созданный в результате манипулящий с объекти ­ вом мир искаженного пространства. Собственно, эти произведения мало напоминают фотографии в обычном го, дети-то свои, родные. Литр молока обходится бюджету в полтора рубля, килограмм мяса — восемнадцать рублей. Овощную производственную бри ­ гаду возглавляет Лена Волчина. Под ее руководством работают ребята, которые проходят трудовую практи ­ ку. Для пятых-шестых классов она со ­ ставляет десять дней, для восьмых- девятых — две недели и почти двад ­ цать дней — для десятиклассников. Но еще есть самые маленькие — это ребята с первого по третий класс. Они тоже заняты делом и не скучают. Предметом заботы самых маленьких является цветник, который все лето, с апреля по сентябрь, растет, цветет и благоухает. Еще есть лагерь дневного пребыва ­ ния. Организовано двухразовое пита ­ ние. Ребята развлекаются: читают книги, ходят в походы — местность вокруг села живописная, рядом речка Омка. Лагерь дневного пребывания рассчитан на детей от шести до четыр ­ надцати лет. Постоянно с ними пре ­ подаватели. Заняты делом и ребята из деревни Комбар, которая входит в АО «При ­ омское», ее малокомплектная школа подчинена директору Виноградской. Время на скуку не остается. В. ПАЛЬЧИКОВ. Татарский район. смысле этого слова. Это, скорее, осо ­ бенный взгляд на вещи и предметы. Но что это? Почему на выставке работ современных фотохудожников представлены документальные кадры хроники конца второй мировой войны? Это сюжеты о сражениях в Берлине, падающие самолеты, разби ­ тые здания... Да, но почему здесь? Все просто. Это постановка. Так «по- настоящему» разрушенная боевая техника — всего лишь модели, а бегу ­ щие, рвущиеся в бой солдаты — про ­ сто игрушки. Но самое интересное, что окружение и фон реальны, и ника ­ кого монтажа здесь нет. Это еще одна «другая действительность», создан ­ ная художником Рейпхардом Кюлем. Развитие темы постановочной фо ­ тографии воплощается в работах Ма ­ тиаса Леупольда, навеянных его пре ­ быванием в Италии. Эти снимки отли ­ чают яркий колорит и интересные сю ­ жеты, многие из которых предстаав- ляют отражение прошлого в сегод ­ няшнем дне. Такая его «Мадонна с младенцем» — женщина с удивитель ­ ным лицом, каких рисовали в эпоху возрождения. Гордый и надменный взгляд на руки толпы, указывающие на нее. Библейский сюжет переплета ется с действительностью. Из всех столиц мира Берлин не ­ особенному интересен русскому зри ­ телю. Тесно переплетались порой во времени судьбы России и Германии, что-то заставляет пристально вгляды ­ ваться в каждый фотоснимок и откры ­ вать для себя свой Берлин. Татьяна БАТАЛОВА. ФУТБОЛ Победа в Братске Последний матч первого круга «Чкаловец-Олимпик» проводил на выезде: в Братске наших зем ­ ляков экзаменовал местный «Си ­ биряк». Хозяева первыми добились успеха, и новосибирцы до перерыва были в роли неудачника. А во втором тайме, на 55-й минуте, Резо Джикия сумел отквитать гол хозяев — 1:1. Дело шло к ничьей, но на исходе третьей добав ­ ленной минуты (после чемпионата Ев ­ ропы мы хорошо усвоили цену этих минут) Олег Лидрик забил победный гол в ворота братчан. 2:1 — и новоси ­ На первенство двора. бирцы ждут итоги последнего, 14-го тура, в котором наши футболисты не участвуют. Этот тур и поставит точку в играх первого круга зоны «Восток». Матчи второго круга начнутся 11 августа. В этот день наш «Чкаловец- Олимпик» будет принимать барнауль ­ ское «Динамо». А вот как выглядят результаты других матчей 13-го тура: «Динамо»Бн — «Звезда» — 2:3, «Ди- намо»0м — «Селенга» — 4:0, «Ме ­ таллург» — «Океан» — 1:0, «Куз ­ басс» — «Луч» — 0:3, «Амур-Энер ­ гия» — «СКА-Энергия» — 0:1. Борис КУЗНЕЦОВ. Фото Б. МОСКВИНА. ЗАМЕТКИ АГРОЭКОЛОГА Тайна сныть-травы ...В иные летние дни раскидистые соцветия зонтичных растении — борщевика, морковника, дягиля, сныти — буквально истекали нектаром. Особенно в тех уголках луговин и опушек, где мало насекомых-нектаро- любов, и мы с внуком даже забавлялись тем, что прикладывались языком к сладким медовым соцветиям. Ну зачем столько нектара пропадает зря? Желая разобраться с этим получше, я набрал целый букет цветущих зон ­ тиков разных диких растений, чтобы дома хорошенько разглядеть цветки в микроскоп и узнать, где и как у зонтичных образуются, хранятся и «вы ­ даются» насекомым капельки слад Поставил банку с букетом на стол, снял головку микроскопа со штатива и, действуя ею, как биноклем, «с руки», стал обследовать зонтики. Как всегда в таких случаях, тут же забыл о цели наблюдений... Букет превратился в дивную страну с прохладными зелены ­ ми закоулками между стеблей и листь ­ ев, с круглыми и гранеными стволами- колоннами, возносящимися вверх. Если поведешь «биноклем» выше по стеблю, то вдруг он разделится на не ­ сколько стволов помельче, а те в свою очередь дадут начало новым веткам, расположенным идеально правиль ­ ным образом. А там, еще выше, цветы каких-то сказочных неземных расте ­ ний, которыми предстают в бинокуляр нехитрые цветочки сибирских скром ­ ных травок. Очаровательно-белые, желтовато-янтарные, с нежными ты ­ чинками и толстенькими лепестками. А каждый лепесток изогнут этаким кра ­ сивейшим изгибом, напоминающим стилизованные формы коринфских капителей древнегреческих храмов, только куда оолее изящный. Путешествую со своим бинокуляром в этих «амазонских дебрях» и вдруг вижу непорядок: лепестки некоторых цветков дягиля и сныти испещрены мельчайшими коричневыми точками — не иначе это следы каких-то неряш ­ ливых и неблагодарных едоков-насе ­ комых. Однако что это: частички сле ­ дов вроде бы как шевелятся? Интерес ­ но! Сорвал цветок, положил его на сто ­ лик микроскопа, вновь установленно ­ го на штатив. И увидел три точки неска ­ занно махоньких, совершенно мик- >го угощения. роскопических пиявочек, которыми был усеян цветок. Они шевелились и напоминали то рыбок, то восклица ­ тельные знаки, прикрепленные узким концом к растению. Некоторые из них покачивались, медленно и ритмично, изгибая тельце в стороны. Иногда одна пиявочка сидела на другой, в не ­ котором роде удлиняя первую, и эта странная «пирамида» тоже качалась, как будто что4о искала и ловила в воз ­ духе около цветка. Я так и думал, что это какие-то кро ­ хотные черви, пока не увидел, исполь ­ зуя более сильное увеличение, что тельца их явно сегментированы и снаб ­ жены головкой, в которой просвечива ­ ют острые жвалы-крючочки. Значит, мои «зверушки» относятся к членисто ­ ногим! Но откуда и как они попали на цветы? И тут вспомнил: несколькими днями раньше мы с внуком насобирали пре ­ интереснейших насекомь!Х, относя ­ щихся к группе так называемых наезд ­ ников — крупненьких, горбатых, с плотным телом черного цвета с зеле ­ ным отливом и чрезвычайно блестя ­ щим сияюще-черным брюшком, кото ­ рое, если смотреть сверху, — тонкое, а сбоку — странным образом тре ­ угольное. Наезднички были очень смирные, и мы собирали их руками, как темно-зеленые драгоценные ка ­ мешки, аккуратно разложенные для нас на зонтиках сныть-травы, морков ­ ника и дягиля. И тут я отметил интерес ­ ную подробность: насекомые эти вос ­ седали на еще не распустившихся бу ­ тончиках, а, значит, сладкий нектар их не интересовал. А не связаны ли эти два явления: странные насекомые на зонтиках и микроскопические «чер ­ вячки» на этих же цветах? Проверить это оказалось нетрудно. Чистое, просмотренное растеньице морковника помещено в банку, туда же вытряхнуто несколько наездников. И вот результат: через несколько дней в бутонах — кучки овальных микрос ­ копических яиц. Еще неделя — и «пия ­ вочками», стоящими торчком на хвос ­ тиках и напоминающими восклица ­ тельные и вопросительные знаки, усе ­ яны лепестки. Было ясно: это начало какой-то неведомой цепи. «Пиявоч ­ ки», несомненно, заняли такие пози ­ ции, чтобы прицепиться к насекомому, которое сядет на цветок, чтобы отпра ­ виться в чье-то гнездо и там продол ­ жить (или завершить) свой цикл разви ­ тия. Но в гнезде какого именно насеко ­ мого? Они мгновенно и очень ловко пере ­ скакивали на любой двищущийся у цветка предмет — кончик иглы, бу ­ мажку, пинцет, стоило лишь «приман ­ ку» приблизить на досягаемое рассто ­ яние. Но, убедившись, что это обман, пиявкообразные личинки проявляли признаки тревоги и начинали ползать по игле или бумажке, забавно при ­ крепляясь к ней то головкой, то подтя ­ гиваемым к ней хвостиком. Шли дни. Личинки явно не росли, ничем не питаясь, и все так же, рассев ­ шись по краям уже завядших лепест ­ ков, терпеливо тянулись в пространст ­ во, слегка покачиваясь. Кого я только не сажал на цветок с «пиявочками»: диких пчел, мух, жуков в надежде, что «угадаю» хозяина. Брал пинцетом от ­ дельную ножку или усик насекомого и под микроскопом подсовывал их ли ­ чинкам. Правда, некоторые из них при ­ цеплялись к приманке и ползали по ней, но «всеобщего энтузиазма» я не замечал. В общем, так ничего и не до ­ бился. Мои терпеливые «зверушки» отка ­ зывались от всякой еды (меда, мясно ­ го сока), они ждали таинственного хо ­ зяина, который увез бы их куда-то для дальнейших превращений. Пришла уже и осень, отцвели пос ­ ледние цветы сибирских луговин и опу ­ шек, погибли и мои невольники-наезд- нички, похожие на зеленоватые блес ­ тящие угольки, и их крохотные, неви ­ димые глазом личинки. Остались лишь рисунки в моем альбоме, скупые строчки записей да неразгаданные тайны. А потом я все выяснил. Увы, не сам: помогли книги. Хотя разгадка была со ­ всем рядом... Что мне мешало подсу ­ нуть моим микропитомцам вместе с мухами, клопишками и жуками му ­ равья, тем более, что тут же, рядом с цветами зонтичных, проживало не ­ сколько муравьиных семей разных видов. Цикл развития эвхаритид (так зовут ­ ся эти наездники) оказался таким. Микроскопическая личинка — плани- дий, — едва коснувшись тела работя ­ ги-муравья, пришедшего на растение за сладким лакомством, прицепляется к волоскам его тела, «едет» с ним в му ­ равейник, а там переползает на му ­ равьиную личинку. Тогда уж планидий превращается в обычную личинку и проникает внутрь жертвы, где и растет (иначе муравьи-няньки немедленно уничтожили бы наружного паразита). Перед смертью личинка муравья сви ­ вает себе традиционный шелковый кокон. Но из него выходит уже не му ­ равей, а крылатая взрослая эвхарити- да, которая выбирается из муравейни ­ ка и улетает. Теперь мне стало понятным преиму ­ щество необычной горбатой формы тела и гладкого полированного брюш ­ ка эвхаритиды: такое бронированное существо выберется, конечно, целым из самого воинственного муравейни ­ ка... А то, что собранные нами эвхари ­ тиды были довольно крупными, озна ­ чает, что сравнительно маленькой ли ­ чинке рыжего или лугового муравья для развития недостаточно и что наез ­ дники воспитаны на более объемистом пайке. Подозрение мое падает на дре ­ воточцев — здоровенных черных му- равьищ, чью семью я частенько наве ­ щал на опушке. Впрочем, паразитиро ­ вание эвхаритид именно на этом виде муравьев — пока что не более чем моя догадка. Но если теперь увижу крохотных планидий на цветах сныть-травы или морковника, непременно постараюсь докопаться до самой сути явления. Беда только в том, что все опушки и поляны наших лесов так тщательно об ­ кашивают, что многие травы не успева ­ ют отцвести и обсемениться, и все реже и реже встречаешь белые и жел ­ тые ажурные зонтики с черно-зелены ­ ми драгоценными камешками — таин ­ ственными эвхаритидами. В. ГРЕБЕННИКОВ. Рисунок автора. УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, трудовые коллективы редакции газеты и издат ел ьско — полиграфического предприятия «Советская Сибирь». ^СОВЕТСКАЯ ШСМБИРЬ АДРЕС РЕДАКЦИИ: 630048, Новосибирск — 48, ул. Немировича-Данченко, 104. Зам. главного редактора В. И. МАЛЬЦЕВА. Газета зарегистрирована в Западно-Сибирском управлении Комитета РФ по печати. Per. № 36. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: • приемная главного редактора, прием телефонограмм — 54-02-91; • первый заместитель главного редактора, политический обозреватель — 54-02-98; • заместитель главного редактора, обозреватель по вопросам науки и высшей школы — 54-56-61; • ответственный секретарь — 54-31-96; • обозреватель по вопросам экономики — 54-31-04; • обозреватель по вопросам культуры и просвещения — 54-56-08; • обозреватель по вопросам права - 54-01-87; • обозреватель по социальным вопросам — 54-40-43. ОТДЕЛЫ: • по работе с государственными органами власти и самоуправления - 54-00-96; • аграрно-промышленный — 54-00-28, 54-40-12; • писем и социальных проблем — 54-28-07; • информационно-репортерская группа - 54-27-76, 54-31-28, 54-06-37; • корреспондент пятничного выпуска — 54-01-32; • фотокорреспонденты — 54-26-93; • главный бухгалтер — 54-01-57; • коммерческий директор — 54-03-61. КОРПУНКТЫ: • Барабинск — 54-28; • Татар ск — 2-08-09; • Карасук — 3-31-71. ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ Тел. (383-2) 54-02-51. Факс (383-2) 54-03-39. 9-й этаж, комн. 74, 75. E-mail: sovsib@online.nsk.su НАШ ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС: - для индивидуальных подписчиков - 52941: - для фирм, организаций, учреждений - 50262. М12345678 П 123456789 10 Номер подписан в печать — 14.00. По графику — 14.00. Материалы, обозначенные символом а, публикуются на коммерческой основе. При использовании материалов ссылк? на «Советскую Сибирь» обязательна. За содержание рекламных объявлении ответственность несут рекламодатели. Газета выходит 5 раз в неделю. Отпечатана в типографии издательско-полиграфического предприятия «Советская Сибирь», г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104. Офсетная печать. Объем 2 п. л. Заказ 11129, Тираж 20014.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2