Советская Сибирь, 2000, № 111
СПРОСИМ У СПЕЦИАЛИСТА — На своих тренингах я ста раюсь научить детей уверенно сти, умению справляться с не удачами. Еше я провожу никл за нятий, который условно назва ла «Школа выживания». Сейчас идет пора экзаменов, и независимо от того, выпуск ные они, переводные или всту пительные, переживаний хвата ет на всех. Как постараться уменьшить нагрузку на нервную систему, как выйти из испытаний с чес тью? Для этого я предлагаю де тям... поиграть. Выбираются «приемная ко миссия» из трех человек и «эк заменующиеся» (обычно три — четыре человека). Суть тренин га такая. Необходимо сохранять уверенность в себе, несмотря ни на какие «выпады» приемной комиссии. Комиссия, возможно, не имеет к тебе никаких претен зий. Просто дома у кого-то про блемы или здоровье кого-то под водит в данный момент. Небольшое теоретичес кое отступле ние. Через слова (то есть при помощи вер бальных слов обшения) мы перелаем семь процентов ин формации, 38 — через зву ковые сред ства (включая тон голоса, интонацию), а через несловесные (невербальные средства обшения) — уже 55 процентов. Язык телодвижений красноречив. И в отличие от слов выдает с головой наши чув ства и намерения. Потому что наше подсознание работает ав томатически и независимо от нас. Раскрытые ладони обычно ас социируются с честностью, с го товностью обшаться. Но, когда обманшик раскрывает нам свои объятия и улыбается, говоря ложь, микросигналы его орга низма выдадут тайные его мыс ли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, искрив ленный уголок рта. И все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке. Так вот на тренинге есть воз можность научиться читать язык тела и пользоваться им. «Экзаменующимся» я предла гаю в первую очередь сесть в ненапряженную позу, то есть СЛОВА? СЛОВА! СЛОВА... Конечно, можно чувствовать одиночество в большой толпе. Но все же человек не Робинзон на острове. И от того, насколько он умеет обшаться, зависит его успех, его душевное равновесие. К примеру, экзамен — это то же обшение. (Совсем не обязательно, что при этом один из двух обшаюшихся считает себя умнее другого). Тогда почему некоторые, даже вполне прилично зная предмет, впадают в мандраж и... «тонут»? Может ли школьный психолог научить ребенка гармоничному обшению, так сказать, «обшению по науке», но на практике? ДАРЬЯ НА ЮРЬЕВНА БУЗОВЕРОВА как раз представитель этой профессии. Работает в новосибирской школе № 205. Ей и карты в руки. ноги параллельно друг другу (ни в коем случае не нога на ногу, эта поза напряженная, закрытая). Руки не в замке и не сложены на груди, а разведены в разные сто роны. Необходимо также, чтобы сидяшие люди видели твои запяс тья (открытые с внутренней сто роны запястья на языке жестов означают большую степень от крытости, доброжелательности и доверия к окружающим). Еше советую следить за темб ром и частотой голоса, не час тить, а говорить ровно и уверен но. Даже если у вас в запасе ос талось три фразы, говорите их с таким видом, будто материала у вас еше на целый доклад. Экза менаторы, видя свободного и рас слабленного человека, который на невербальном уровне посыла ет им доброжелательные сигналы, будут относиться к вам доброже лательнее. Все это особенно ка сается вступительных экзаменов, ведь члены комиссии видят вас впервые. Первое впечатление можно произвести только один раз. Желательно, чтобы оно было хорошим». Кроме подобных тренингов, я провожу занятия по тренировке навыков «подстройки» к собесед нику. Чтобы не перегружать ма териал специфическими термина ми, расскажу только о некоторых моментах занятий. Например, можно попытаться принять ту же позу, что и собеседник, и если поза закрытая (нога на ногу, руки скрешены на груди), в постепен ном разговоре попытаться «рас крыть» собеседника. Как? Разво дим в стороны ноги и ставим их параллельно друг другу. Затем руки укладываем ладонями квер ху на колени. Эта поза сигналит вашим визави, что вы доброже лательны и готовы к контакту. Есть техника речевой под стройки к собеседнику. Для это го в точности повторяют фразу собеседника, предварительно добавив: «Правильно ли я вас понимаю?» Например: — Я хотела бы завести собаку, но пока не могу этого сделать. — Правильно ли я вас поняла, что на данном этапе вы не може те завести собаку? Такая техника позволяет чело веку почувствовать, что вам ин тересно, о чем он говорит. На первых занятиях в тренин говой группе мы принимаем пра вила, которые тоже помогают наладить контакт. Вот некоторые из них. 1. Недопустимость непосред ственных опенок человека. То есть мы стараемся оценивать не человека, а поступок. (Сравните: «Мне ты не нравишься» — «Мне не нравится твоя манера общать ся»). 2. Персонификация высказы вания («Большинство людей счи тают» — «Я считаю», «Меня все не любят» — «Петя меня не лю бит»). 3. Обшение по принципу «Здесь и теперь». Группа — это своеобразное зеркало, где каж дый смотрит на себя со стороны, лучше узнает себя. Для этого не обходимо говорить о том, что ты чувствуешь сейчас, что именно сейчас тебя волнует. Есть еше много других деловых игр. Они позволяют пережить мини-конфликт в классе. Когда неправильное решение принято в игре, то переживания обычно не такие горькие, какими могли бы быть в реальной жизни. Как я уже говорила, часть моих занятий посвящена «Школе вы живания». Вот один эпизод. В реальной жизни вполне возмож ны встречи на темной улице с людьми, явно агрессивно настро енными. На тренинге мы играем в сказку «Колобок». Каждый уча стник игры становится каким-то персонажем сказки, и главное действующее лицо — Колобок пытается уйти от преследовате лей (совершенно с различными характерами). Так как каждый «актер» дает своему герою инди видуальный стиль поведения, то при анализе игры можно рас крыть детям их ошибки, удачи, находки при выходе из критичес кой ситуации. Игра проигрыва ется несколько раз, и каждый участник примеряет на себя роль преследуемого и преследователя, Еше я знакомлю детей с прави лами поведения в критических ситуациях. Например, при напа дении на улице я советую бить по стеклам стоящих машин, а если машина на сигнализации — то вообше чудесно. Любой хозя ин при угрозе своему имуществу выскочит на улицу быстрее, чем если бы вы просто взывали о по мощи... ПОЛЕТ ШМЕЛЯ Перед вами четыре «портрета» шмелей в окрестностях Новосибирска, уточню: это самки шмелей малого земляного, садового, городского, мохового, пока еше водящихся в наших краях. А два-три десятилетия назад их было тут не менее двух с половиной десятков видов — разноцветных, пушистых, работящих. Бывало, запустит шмель хоботок в недра цветка льнянки или дельфиниума, чтоб втянуть нектар, так, что в цветке скроется голова, — можно было смело погладить мохнатого труженика по теплой спинке, совершенно не боясь, что он ужалит. Вообше шмели жалят человека лишь в двух случа ях: будучи схваченными или при разорении гнезда. Шмели могут заинтересоваться синей или желтой частью вашей одежды — не бойтесь их нисколько: они «думают», что это цветок, но, убедившись в ошибке, улетают. А тепло поглаживаемого вами шмеля не кажущееся: температура тела летящего шмеля равна нашей (измерено) — плюс тридцать семь градусов; без генерируемого шмелями тепла (почти жары) внутри шмелиного гнезда не смогут развиваться личинки и куколки. Напомним, что шмели, как домашние пчелы, муравьи, осы, живут только семьями: одна крупная самка-основательница, несколько рабочих особей (по мельче), а к осени семья дает большое количество самцов и крупных молодых самок, кото рые после оплодотворения раз летаются по лесам и лугам, за рываются неглубоко в землю и впадают в спячку, конечно, до сыта заправившись «горючим» — медом. А по весне мы видим их, изголодавшихся, на соцвети ях вербы и других ранних медо носов. Затем станут попадаться шме- лихи, летающие низко над зем лей и как бы ищущие что-то. Дей ствительно, они ищут, но уже не цветы, а подходящие места для устройства гнезда: старые мы шиные нерки, сухие кочки мха, прошлогодние птичьи гнезда. Сделав из уже подготовленного утепляющего материала уютную пешерку, шмелиха лепит у вхо да в нее из лоска аккуратную тонкостенную вазочку, которую наполняет нектаром. А в центре пешерки из воска и цветня ма маша делает как бы кирпичик, на который откладывает с полдю жины первых яиц и тут же за лепляет их пергой — цветочной пыльцой, особым образом пере работанной. Вышедшие из яиц личинки будут выедать крышу и стенки своего вместилища и, со ответственно, толстеть. «Обо лочка» из перги поэтому треска ется, и главная работа самки те перь — летать за пыльной к цве там и заделывать эти щели, то есть кормить своих детей. Повзрослев, они совьют себе из шелка аккуратные овальные коконы; самка обмажет их вос ком, и внутри этих колыбелек личинки сделаются куколками. Первые, вышедшие из них, — рабочие, маленькие, ростом с муху; они помогают друг другу прогрызть верхушки коконов и выйти своим собратьям, а при нужде выдергивают новорож денного из кокона, ухватив его за шиворот. Теперь все работы по снабже нию гнезда кормом проводят вместо самки рабочие; ее же дело — только откладывать яйна да греть коконы второго поко ления, припав к ним телом. Вы шедшие из них шмелихи — а это уже середина лета — заметно крупнее, и они тут же принима ются за разнообразные работы по расширению гнезда, его утеп ТАЙНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ лению, заготовке меда и перги, уходу за молодью. У меня было много интерес нейших случаев со шмелями — занимался я ими двадцать лет. Имел даже «свой» заказник для опытов со шмелями плошадью семь гектаров, сохранявшийся почти 30 лет, — дело было в Омской области (под Новоси бирском наши «насекомьи» за казники — а их было пять, — были вскоре уничтожены). Так вот, один из подземных «ульев» со шмелиной семьей я перевез в город и определил по чти в квартире — в форточке нашего третьего этажа. Семья нормально отработала, дала мне нужный материал для наблюде ний. К осени, как и положено, в ней появились крупные молодые самочки, какое-то время потру дились на обшее благо, достав ляя вместе с рабочими пыльцу и нектар для последних шмелей семьи (она ведь существует толь ко один сезон) и разлетелись кто куда, на зимовку. Зимуют они каждая по отдельности, за рывшись неглубоко под дерн где- нибудь в укромных уголках. На следующий год я работал только в заказнике и домашних ульев не устраивал. Зато весной и в начале лета домочадцы мне рассказали: какие-то шмелихи этого же вида вьются подле фор точки, иногда даже как бы «сту чатся» в нее. Конечно же, это те, что разлетелись на зимовку осе нью: некоторые самки ишут ме сто для нового гнезда неподале ку от своей родины — это явле ние довольно обычное. Мне было не до них, и, потолкавшись у форточки с неделю, они раз летелись устраивать свои гнез да где-то в других местах. Прошел еше один год. Я давно забыл о тех шмелихах, как вдруг в конце мая вижу: в форточку к нам «стучится» крупная молодая самочка того же вида бомбус лю- корум! Не может этого быть: самки живут самое большее от осени до осени, а эта откуда взя лась? Может, это другая, случайная самочка? Нет, исключено: люко- румы ишут места для гнездова ния только у земли (по-русски их нередко зовут «малый земляной шмель»), в старых норах грызу нов. На третий же этаж их не заманишь, разве только к цве там; но цветов здесь не было, да и полет у самки явно «гнездо- ишуший», а не «фуражировоч- ный». На балконах и чердаках в наших краях гнездятся шмели лишь трех видов: гипнорум, аг рорум и эквестрис, так что са мочка бомбус люкорум не дол жна бы ни с того ни с сего ис кать место для гнезда у форточ ки нашего третьего этажа, да так долго и настойчиво. Вывод напрашивается один: информация о точном месте рождения передалась от поза прошлогодней прародительницы не только ее дочерям, но и тре тьему поколению — вот этой ее внучке, с полнейшим разрывом во времени в целый год. Где у шмелей хранится такая инфор мация, как извлекается, посред ством чего и как передается — узнать мне не удалось. Разве не открытие будет, ска жем, химического вещества или физического поля, в котором на длительное время с точностью до дециметра закодирована долго та, широта и даже высота опре деленного геодезического пунк та? В. ГРЕБЕННИКОВ. Заслуженный эколог России. Рисунок С. Гребенникова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2