Советская Сибирь, 2000, № 111

СПРОСИМ У СПЕЦИАЛИСТА — На своих тренингах я ста ­ раюсь научить детей уверенно ­ сти, умению справляться с не ­ удачами. Еше я провожу никл за ­ нятий, который условно назва ­ ла «Школа выживания». Сейчас идет пора экзаменов, и независимо от того, выпуск ­ ные они, переводные или всту ­ пительные, переживаний хвата ­ ет на всех. Как постараться уменьшить нагрузку на нервную систему, как выйти из испытаний с чес ­ тью? Для этого я предлагаю де ­ тям... поиграть. Выбираются «приемная ко ­ миссия» из трех человек и «эк ­ заменующиеся» (обычно три — четыре человека). Суть тренин ­ га такая. Необходимо сохранять уверенность в себе, несмотря ни на какие «выпады» приемной комиссии. Комиссия, возможно, не имеет к тебе никаких претен ­ зий. Просто дома у кого-то про ­ блемы или здоровье кого-то под ­ водит в данный момент. Небольшое теоретичес ­ кое отступле ­ ние. Через слова (то есть при помощи вер ­ бальных слов обшения) мы перелаем семь процентов ин ­ формации, 38 — через зву ­ ковые сред ­ ства (включая тон голоса, интонацию), а через несловесные (невербальные средства обшения) — уже 55 процентов. Язык телодвижений красноречив. И в отличие от слов выдает с головой наши чув ­ ства и намерения. Потому что наше подсознание работает ав ­ томатически и независимо от нас. Раскрытые ладони обычно ас ­ социируются с честностью, с го ­ товностью обшаться. Но, когда обманшик раскрывает нам свои объятия и улыбается, говоря ложь, микросигналы его орга ­ низма выдадут тайные его мыс ­ ли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, искрив ­ ленный уголок рта. И все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке. Так вот на тренинге есть воз ­ можность научиться читать язык тела и пользоваться им. «Экзаменующимся» я предла ­ гаю в первую очередь сесть в ненапряженную позу, то есть СЛОВА? СЛОВА! СЛОВА... Конечно, можно чувствовать одиночество в большой толпе. Но все же человек не Робинзон на острове. И от того, насколько он умеет обшаться, зависит его успех, его душевное равновесие. К примеру, экзамен — это то же обшение. (Совсем не обязательно, что при этом один из двух обшаюшихся считает себя умнее другого). Тогда почему некоторые, даже вполне прилично зная предмет, впадают в мандраж и... «тонут»? Может ли школьный психолог научить ребенка гармоничному обшению, так сказать, «обшению по науке», но на практике? ДАРЬЯ НА ЮРЬЕВНА БУЗОВЕРОВА как раз представитель этой профессии. Работает в новосибирской школе № 205. Ей и карты в руки. ноги параллельно друг другу (ни в коем случае не нога на ногу, эта поза напряженная, закрытая). Руки не в замке и не сложены на груди, а разведены в разные сто ­ роны. Необходимо также, чтобы сидяшие люди видели твои запяс ­ тья (открытые с внутренней сто ­ роны запястья на языке жестов означают большую степень от ­ крытости, доброжелательности и доверия к окружающим). Еше советую следить за темб ­ ром и частотой голоса, не час ­ тить, а говорить ровно и уверен ­ но. Даже если у вас в запасе ос ­ талось три фразы, говорите их с таким видом, будто материала у вас еше на целый доклад. Экза ­ менаторы, видя свободного и рас ­ слабленного человека, который на невербальном уровне посыла ­ ет им доброжелательные сигналы, будут относиться к вам доброже ­ лательнее. Все это особенно ка ­ сается вступительных экзаменов, ведь члены комиссии видят вас впервые. Первое впечатление можно произвести только один раз. Желательно, чтобы оно было хорошим». Кроме подобных тренингов, я провожу занятия по тренировке навыков «подстройки» к собесед ­ нику. Чтобы не перегружать ма ­ териал специфическими термина ­ ми, расскажу только о некоторых моментах занятий. Например, можно попытаться принять ту же позу, что и собеседник, и если поза закрытая (нога на ногу, руки скрешены на груди), в постепен ­ ном разговоре попытаться «рас ­ крыть» собеседника. Как? Разво ­ дим в стороны ноги и ставим их параллельно друг другу. Затем руки укладываем ладонями квер ­ ху на колени. Эта поза сигналит вашим визави, что вы доброже ­ лательны и готовы к контакту. Есть техника речевой под ­ стройки к собеседнику. Для это ­ го в точности повторяют фразу собеседника, предварительно добавив: «Правильно ли я вас понимаю?» Например: — Я хотела бы завести собаку, но пока не могу этого сделать. — Правильно ли я вас поняла, что на данном этапе вы не може ­ те завести собаку? Такая техника позволяет чело ­ веку почувствовать, что вам ин ­ тересно, о чем он говорит. На первых занятиях в тренин ­ говой группе мы принимаем пра ­ вила, которые тоже помогают наладить контакт. Вот некоторые из них. 1. Недопустимость непосред ­ ственных опенок человека. То есть мы стараемся оценивать не человека, а поступок. (Сравните: «Мне ты не нравишься» — «Мне не нравится твоя манера общать ­ ся»). 2. Персонификация высказы ­ вания («Большинство людей счи ­ тают» — «Я считаю», «Меня все не любят» — «Петя меня не лю ­ бит»). 3. Обшение по принципу «Здесь и теперь». Группа — это своеобразное зеркало, где каж ­ дый смотрит на себя со стороны, лучше узнает себя. Для этого не ­ обходимо говорить о том, что ты чувствуешь сейчас, что именно сейчас тебя волнует. Есть еше много других деловых игр. Они позволяют пережить мини-конфликт в классе. Когда неправильное решение принято в игре, то переживания обычно не такие горькие, какими могли бы быть в реальной жизни. Как я уже говорила, часть моих занятий посвящена «Школе вы ­ живания». Вот один эпизод. В реальной жизни вполне возмож ­ ны встречи на темной улице с людьми, явно агрессивно настро ­ енными. На тренинге мы играем в сказку «Колобок». Каждый уча ­ стник игры становится каким-то персонажем сказки, и главное действующее лицо — Колобок пытается уйти от преследовате ­ лей (совершенно с различными характерами). Так как каждый «актер» дает своему герою инди ­ видуальный стиль поведения, то при анализе игры можно рас ­ крыть детям их ошибки, удачи, находки при выходе из критичес ­ кой ситуации. Игра проигрыва ­ ется несколько раз, и каждый участник примеряет на себя роль преследуемого и преследователя, Еше я знакомлю детей с прави ­ лами поведения в критических ситуациях. Например, при напа ­ дении на улице я советую бить по стеклам стоящих машин, а если машина на сигнализации — то вообше чудесно. Любой хозя ­ ин при угрозе своему имуществу выскочит на улицу быстрее, чем если бы вы просто взывали о по ­ мощи... ПОЛЕТ ШМЕЛЯ Перед вами четыре «портрета» шмелей в окрестностях Новосибирска, уточню: это самки шмелей малого земляного, садового, городского, мохового, пока еше водящихся в наших краях. А два-три десятилетия назад их было тут не менее двух с половиной десятков видов — разноцветных, пушистых, работящих. Бывало, запустит шмель хоботок в недра цветка льнянки или дельфиниума, чтоб втянуть нектар, так, что в цветке скроется голова, — можно было смело погладить мохнатого труженика по теплой спинке, совершенно не боясь, что он ужалит. Вообше шмели жалят человека лишь в двух случа ­ ях: будучи схваченными или при разорении гнезда. Шмели могут заинтересоваться синей или желтой частью вашей одежды — не бойтесь их нисколько: они «думают», что это цветок, но, убедившись в ошибке, улетают. А тепло поглаживаемого вами шмеля не кажущееся: температура тела летящего шмеля равна нашей (измерено) — плюс тридцать семь градусов; без генерируемого шмелями тепла (почти жары) внутри шмелиного гнезда не смогут развиваться личинки и куколки. Напомним, что шмели, как домашние пчелы, муравьи, осы, живут только семьями: одна крупная самка-основательница, несколько рабочих особей (по ­ мельче), а к осени семья дает большое количество самцов и крупных молодых самок, кото ­ рые после оплодотворения раз ­ летаются по лесам и лугам, за ­ рываются неглубоко в землю и впадают в спячку, конечно, до ­ сыта заправившись «горючим» — медом. А по весне мы видим их, изголодавшихся, на соцвети ­ ях вербы и других ранних медо ­ носов. Затем станут попадаться шме- лихи, летающие низко над зем ­ лей и как бы ищущие что-то. Дей ­ ствительно, они ищут, но уже не цветы, а подходящие места для устройства гнезда: старые мы ­ шиные нерки, сухие кочки мха, прошлогодние птичьи гнезда. Сделав из уже подготовленного утепляющего материала уютную пешерку, шмелиха лепит у вхо ­ да в нее из лоска аккуратную тонкостенную вазочку, которую наполняет нектаром. А в центре пешерки из воска и цветня ма ­ маша делает как бы кирпичик, на который откладывает с полдю ­ жины первых яиц и тут же за ­ лепляет их пергой — цветочной пыльцой, особым образом пере ­ работанной. Вышедшие из яиц личинки будут выедать крышу и стенки своего вместилища и, со ­ ответственно, толстеть. «Обо ­ лочка» из перги поэтому треска ­ ется, и главная работа самки те ­ перь — летать за пыльной к цве ­ там и заделывать эти щели, то есть кормить своих детей. Повзрослев, они совьют себе из шелка аккуратные овальные коконы; самка обмажет их вос ­ ком, и внутри этих колыбелек личинки сделаются куколками. Первые, вышедшие из них, — рабочие, маленькие, ростом с муху; они помогают друг другу прогрызть верхушки коконов и выйти своим собратьям, а при нужде выдергивают новорож ­ денного из кокона, ухватив его за шиворот. Теперь все работы по снабже ­ нию гнезда кормом проводят вместо самки рабочие; ее же дело — только откладывать яйна да греть коконы второго поко ­ ления, припав к ним телом. Вы ­ шедшие из них шмелихи — а это уже середина лета — заметно крупнее, и они тут же принима ­ ются за разнообразные работы по расширению гнезда, его утеп ­ ТАЙНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ лению, заготовке меда и перги, уходу за молодью. У меня было много интерес ­ нейших случаев со шмелями — занимался я ими двадцать лет. Имел даже «свой» заказник для опытов со шмелями плошадью семь гектаров, сохранявшийся почти 30 лет, — дело было в Омской области (под Новоси ­ бирском наши «насекомьи» за ­ казники — а их было пять, — были вскоре уничтожены). Так вот, один из подземных «ульев» со шмелиной семьей я перевез в город и определил по ­ чти в квартире — в форточке нашего третьего этажа. Семья нормально отработала, дала мне нужный материал для наблюде ­ ний. К осени, как и положено, в ней появились крупные молодые самочки, какое-то время потру ­ дились на обшее благо, достав ­ ляя вместе с рабочими пыльцу и нектар для последних шмелей семьи (она ведь существует толь ­ ко один сезон) и разлетелись кто куда, на зимовку. Зимуют они каждая по отдельности, за ­ рывшись неглубоко под дерн где- нибудь в укромных уголках. На следующий год я работал только в заказнике и домашних ульев не устраивал. Зато весной и в начале лета домочадцы мне рассказали: какие-то шмелихи этого же вида вьются подле фор ­ точки, иногда даже как бы «сту ­ чатся» в нее. Конечно же, это те, что разлетелись на зимовку осе ­ нью: некоторые самки ишут ме ­ сто для нового гнезда неподале ­ ку от своей родины — это явле ­ ние довольно обычное. Мне было не до них, и, потолкавшись у форточки с неделю, они раз ­ летелись устраивать свои гнез ­ да где-то в других местах. Прошел еше один год. Я давно забыл о тех шмелихах, как вдруг в конце мая вижу: в форточку к нам «стучится» крупная молодая самочка того же вида бомбус лю- корум! Не может этого быть: самки живут самое большее от осени до осени, а эта откуда взя ­ лась? Может, это другая, случайная самочка? Нет, исключено: люко- румы ишут места для гнездова ­ ния только у земли (по-русски их нередко зовут «малый земляной шмель»), в старых норах грызу ­ нов. На третий же этаж их не заманишь, разве только к цве ­ там; но цветов здесь не было, да и полет у самки явно «гнездо- ишуший», а не «фуражировоч- ный». На балконах и чердаках в наших краях гнездятся шмели лишь трех видов: гипнорум, аг ­ рорум и эквестрис, так что са ­ мочка бомбус люкорум не дол ­ жна бы ни с того ни с сего ис ­ кать место для гнезда у форточ ­ ки нашего третьего этажа, да так долго и настойчиво. Вывод напрашивается один: информация о точном месте рождения передалась от поза ­ прошлогодней прародительницы не только ее дочерям, но и тре ­ тьему поколению — вот этой ее внучке, с полнейшим разрывом во времени в целый год. Где у шмелей хранится такая инфор ­ мация, как извлекается, посред ­ ством чего и как передается — узнать мне не удалось. Разве не открытие будет, ска ­ жем, химического вещества или физического поля, в котором на длительное время с точностью до дециметра закодирована долго ­ та, широта и даже высота опре ­ деленного геодезического пунк ­ та? В. ГРЕБЕННИКОВ. Заслуженный эколог России. Рисунок С. Гребенникова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2