Советская Сибирь, 2000, № 42

инх/)оЬма^ионно~а/1а.ши1и^ск,ий выпуск адлмгшап/га^шл. НовосуЛикской области Ns 3) 29), У аю/г/па 2000 г . Эта тематическая страница посвящена первоочередным задачам администрации области в социальной сфере. Решать их предстоит новым руководителям, которых мы здесь представляем. НА ЧТО ИЗРАСХОДОВАНЫ КАКИЕ ЗАДАЧИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СТАЛИ ПРИОРИТЕТНЫМИ? На этот вопрос отвечает В. Н. ДЕНИСОВ, заместитель главы администрации Новосибирской области — Приоритетные задачи опреде ­ лены по всем направлениям социаль ­ ной сферы. В области здравоохра ­ нения: срочно рассчитаться с долга ­ ми по зарплате со всеми медицински ­ ми работниками. У них такая мизер ­ ная зарплата, и то они не могут по ­ лучить ее вовремя, что недопустимо. Такое обязательство взял на себя глава администрации, а соответст ­ венно и я, и сотрудники наших под ­ разделений. Второе — обеспечить бесплатное оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Значит, надо жестко и четко финан ­ сировать все технологические статьи, обеспечить всем, что необходимо для оказания медицинской помощи. Это медикаменты, питание, инстру ­ мент и т. д. Для этого уже принято постановление губернатора «О по ­ рядке финансирования и первооче ­ редных мероприятиях по оптимиза ­ ции затрат системы здравоохране ­ ния в 2000 году». В нем и определены наши важнейшие задачи. На следующей сессии областного Совета на рассмотрение депутатов будет вынесен отчет Фонда обяза ­ тельного медицинского страхования за предыдущие годы и бюджет на 2000 год. Создана новая тарифная комиссия, решены вопросы по душе ­ вому нормативу на неработающее население. И с 1 марта вступят в силу новые принципы финансирования здравоохранения — через ФОМС будет выплачиваться зарплата, на ­ числения на зарплату. При этом не будут больше накапливаться начис ­ ления на зарплату, что очень важно, ведь это те же налоги, поступающие в бюджет, отчисления в Пенсионный фонд и т. д. Из ФОМС пойдет также оплата за медикаменты, питание, мягкий инвентарь. Однако это не значит, что не будут обеспечены все остальные статьи расходов. Для капремонта и закупки остро необходимого оборудования определены соответствующие источ ­ ники в бюджете. Их достаточно при правильном подходе. Есть резерв ­ ный фонд главы администрации. Но, подчеркиваю, сначала — обеспече ­ Справка: ТОВ Никита Львович назначен начальником управления здравоох ­ ранения администрации области 8 февраля 2000 года. Родился в 1953 году в Новокузнецке. В 1977 году окончил Новосибирский государственный медицинский институт, где и работал до 1992 года. Затем возглавил отдел лечебно-профилактической помощи управления здравоох ­ ранения администрации Новосибирской области. Вскоре был назначен за ­ местителем, а с 1994 по 1996 год был первым заместителем начальника уп ­ равления здравоохранения администрации Новосибирской области. После ухода из администрации области работал в Новосибирском государственном медицинском институте. В 1999 году стал заместителем директора Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН. Профессор. Доктор медицинских наук. ние социальных гарантий гражда ­ нам, а потом — дальнейшее разви ­ тие. Да еще в области здравоохране ­ ния нужно погасить кредиторскую задолженность. В платежном кален ­ даре, который находится под личным контролем губернатора, она уже уч ­ тена, и в ближайшее время должна быть погашена. По социальной защите сейчас главное — выплата детских пособий. За январь администрация области уже отдала деньги полностью, пере ­ числяем за февраль. Принимаем все меры для того, чтобы социальная по ­ мощь стала только адресной. Еще одна задача администрации — исключение суррогатных плате ­ жей, всевозможных взаимозачетов. Они могут быть только при расчетах за энергоносители. Когда приучимся выполнять бюджет в денежном выра ­ жении — в рублях, то положение из ­ менится. Если даже на социальные программы и недостаточно средств, но они будут выделены в рублях, все равно их будет больше, чем в случае взаимозачетов и других форм расче ­ тов. Очень сложная задача с обеспече ­ нием медикаментами. Здесь нужны не только средства, но и строгий кон ­ троль за использованием медика ­ ментов, в том числе за тем, что и кому выписывают по льготным рецептам. Будем продолжать принимать ак ­ тивное участие во всех федеральных целевых программах, чтобы добы ­ вать дополнительные средства на со ­ циальную защиту за счет федераль ­ ных источников. Большие надежды я возлагаю на сотрудничество со средствами мас ­ совой информации. Власть должна быть и будет открытой для журналис ­ тов, а такое направление как соци ­ альная сфера — в первую очередь. Люди вправе знать, что для них дела ­ ется, а если не делается, то почему. Но информация может как помочь человеку в чем-то разобраться, так и ранить. Мне ветераны, например, вы ­ сказывали обиду на то, как в некото ­ рых средствах массовой информа ­ ции, особенно центральных, коммен ­ тируется демографическое положе- Справка: Денисов Валерий Николае ­ вич работает заместителем главы администрации области с 1 февраля 2000 года. Родился в г. Бийске Алтайского края в 1947 году. Закончил Ново ­ сибирский государственный меди ­ цинский институт в 1971 году. Тру ­ довой путь начал врачом-хирур ­ гом и главным врачом Красно ­ уральской городской больницы в Свердловской области. С 1975 года живет в Новосибирске. Рабо ­ тал врачом-хирургом, заместите ­ лем главного врача по скорой ме ­ дицинской помощи городской клинической больницы скорой ме ­ дицинской помощи № 1. В течение 5 лет был главным врачом городс ­ кой станции скорой медицинской помощи. Затем перешел в отдел здравоохранения горисполкома. В 1990 году возглавил управление здравоохранения Новосибирско ­ го облисполкома. В 1994 году стал директором департамента соци ­ альной политики, заместителем главы администрации Новосибир ­ ской области. В 1996 году ушел из администрации области на пре ­ подавательскую и научную рабо ­ ту. Перед возвращением в адми ­ нистрацию области работал ди ­ ректором Научного центра клини ­ ческой и экспериментальной ме ­ дицины СО РАМН. Кандидат ме ­ дицинских наук. Доктор медицин ­ ских наук. Профессор. Член-кор ­ респондент Российской академии медицинских наук. ние в России. Чуть ли не до того до ­ ходит, что, мол, мы плохо живем, по ­ тому что много стариков-нахлебни ­ ков. Ветераны такого отношения не заслужили, и не надо доставлять им лишние страдания. Уверен, что найду немало единомышленников среди журналистов, осознающих, что ду ­ ховная нищета общества еще страш ­ нее, чем материальная. БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА Платежный календарь на февраль был утвержден главой администрации Новосибирской области В. А. Толо ­ конским, который взял его исполне ­ ние под личный контроль. Так как поступления собственных доходов в феврале превысили плано ­ вые (при плане 118 млн рублей в бюд ­ жет поступило 143,8 млн рублей), то платежный календарь по расходам выполнен на 129%. Из запланирован ­ ных расходов наибольший удельный вес имели: • расходы на выплату зарплаты — 25%; • дотация районам (также предна ­ значенная для выплаты зарплаты и пособий) — 44%; • пособия гражданам, имеющим ДОЛГИ УМЕНЬШАЮТСЯ Зарплата К началу 2000 года долги перед бюджетниками Новосибирской об ­ ласти составляли почти 400 млн руб ­ лей. Задолженность была как по зар ­ плате, так и по начислениям на нее. Долги в сельских районах и городах областного подчинения были: 134,8 млн рублей — по зарплате и 82,4 млн рублей — по начислениям. В городе Новосибирске долг по зарплате со ­ ставлял 20,6 млн рублей, по начисле ­ ниям — 138,9 млн рублей. В учрежде ­ ниях бюджетной сферы, которые фи ­ нансируются непосредственно из об ­ ластного бюджета, соответственно 14,4 и 1,9 млн рублей. К 1 марта этого года на погашение долгов и выплату текущей зарплаты было выделено 571,6 млн рублей, из них 196,9 млн рублей — на погашение кредиторской задолженности за про ­ шлый год. В результате к 1 марта кредиторс ­ кая задолженность по заработной плате и начислениям на нее за про ­ шлый год снизилась до 199,5 млн руб ­ лей, в том числе по заработной плате до 3,1 млн рублей. В сельских районах и городах областного подчинения за ­ долженность составила 44, 5 млн руб ­ лей, а по учреждениям и организаци ­ ям, финансируемым из областного бюджета, была полностью ликвидиро ­ вана. г Численность ветеранов войны и труда, на которых распространяются льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» Категории льготников Численность на 1.1.99 Численность на 1.1.2000 (+)(-) Инвалиды ВОВ 15051 12251 -2800 Участники ВОВ 22738 17125 -5630 Ветераны боевых действий на территории других государств 3061 3131 +70 Военнослужащие, служившие в период войны в частях, не входивших в действующую армию 2577 2779 +202 I Блокадники Ленинграда 1040 1013 -27 | Работники ПВО 168 162 -6 Труженики тыла 160627 146833 -13794 Семьи погибших (умерших) участников ВОВ 14008 12812 -1196 Ветераны труда 223878 249860 +25982 Итого 443148 445966 +2818 детей, — 11%; • расходы на приобретение топлива - 8,5%. На выплату зарплаты работникам бюджетных организаций, финансиру ­ емых из областного бюджета, направ ­ лено 46,2 млн рублей — 100% от плана. Детские пособия профинансирова ­ ны на 109% — 22,1 млн рублей. Задание по дотации районам облас ­ ти составляло 81,5 млн рублей и вы ­ полнено на 92,5%. Но при этом следу ­ ет учесть, что еще 100 млн руб. — бюджетная ссуда, поступившая из фе ­ дерального бюджета, полностью была направлена на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы рай ­ онов и городов. В районах области началось погаше ­ ние задолженностей по заработной плате социальным работникам. Так, на 1 марта в Болотнинском, Карасукском, Колыванском, Куйбышевском районах выплачена зарплата по январь сотруд ­ никам территориальных комплексных центров социального обслуживания на ­ селения и отделений социального об ­ служивания на дому. Во второй половине февраля Ново ­ сибирская область получила ссуду из Министерства финансов, о выделении которой губернатор В. А. Толоконс ­ кий договорился с и. о. Президента РФ В. В. Путиным. Сто миллионов руб ­ лей из федерального бюджета, по ­ лученные дополнительно нашей об ­ ластью, позволили еще больше сокра ­ тить отставание по выплатам. На совещании с главами территори ­ альных администраций В. А. Толокон ­ ский поставил перед ними задачу; в ближайшее время полностью рассчи ­ таться с долгами за прошлый год. А к 15 апреля область должна выйти на стабильное финансирование и теку ­ щей зарплаты. Детские пособия Главой администрации области В. А. Толоконским принято решение с 1 января 2000 года начать текущие пер ­ воочередные выплаты компенсаций семьям, имеющим детей. Социальная Расходы на выплату стипендий — 2,5 млн рублей (выполнены на 100%). Расходы на питание для детских домов, домов-интернатов и больниц — 3,8 млн рублей (выполнены на 100%). Расходы на медикаменты — 4,6 млн рублей (профинансированы на 100%). Запланированные на февраль за ­ траты на льготную реализацию сжи ­ женного газа жителям области в объ ­ еме 5 млн рублей исполнены пол ­ ностью, а затраты на приобретение то ­ почного мазута в объеме 10,1 млн руб ­ лей перевыполнены на 23%. Кроме того, районы и города облас ­ тного подчинения самостоятельно со ­ брали 63,3 млн рублей (при плане 59,9 млн рублей). Перевыполнили задания поддержка носит адресный характер: на получение пособий пока могут рас ­ считывать семьи, в которых доход на одного человека не превышает про ­ житочного минимума — 1141 рубль. С 23 декабря 1999 года вступил в действие Федеральный закон № 134 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государст ­ венных пособиях гражданам, имею ­ щим детей». Он дает право на получе ­ ние ежемесячного пособия на ребенка семьям, в которых доход на одного человека не превышает 200% прожи ­ точного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Но учитывая ограниченность денежных средств в бюджете области, в област ­ ном бюджете Новосибирской области на 2000 год было предусмотрено на выплату детских пособий лишь 250 млн рублей. В связи с этим выплаты пособий в области в текущем году производятся в соответствии с дейст ­ вующим постановлением губернатора от 13.08.99 г. № 486, которое преду ­ сматривает выплаты семьям, имею ­ щим доход на одного человека ниже одного прожиточного минимума. По данным статистики, в нашей области более 60% детей проживают в семьях с такими низкими доходами. Они и будут получать пособие в первую оче ­ редь, это от 73 до 146 рублей в месяц в зависимости от состава семьи. С началом выплат уже в феврале на- февраля Венгеровский, Здвинский, Каргатский, Колыванский, Кочковс- кий, Маслянинский, Мошковский, Се ­ верный, Черепановский районы. Однако рядом районов и городов план по мобилизации собственных до ­ ходов не выполнен. Это: муниципаль ­ ные образования Бурмистровского сельсовета и поселка Горный, Кара- сукский, Краснозерский, Куйбышевс ­ кий районы, город Искитим. В среднем по районам и городам области на выплату зарплаты направ ­ лялось 69% от собственных денеж ­ ных доходов. Зарплата с начисления ­ ми выплачена за счет собственных до ­ ходов 33,8 млн руб., за счет дотации — 73,7 млн руб. и 100 млн — за счет ссуды. метились изменения к лучшему. Если в январе начисления по детским посо ­ биям составили 20,9 млн рублей, а ре ­ ально из областного бюджета было выделено только 11,1 млн рублей, то в феврале удалось перечислить на вы ­ плату детских пособий даже больше месячной нормы: было начислено 19,3 млн рублей, выплачено 22,3 млн. По сведениям, поступившим из рай ­ онов и городов области, к 15 февраля 2000 года шесть районов и три города областного значения не имели долгов по текущей выплате пособий на детей. Это Кочковский, Маслянинский, Но ­ восибирский, Северный, Сузунский, Татарский районы, города Барабинск, Куйбышев, Татарск. Минимальная за ­ долженность оставалась в Барабинс- ком, Болотнинском, Доволенском, Черепановском районах. Льготное обеспечение медикаментами По информации управления фарма ­ цевтической деятельности админист ­ рации области, в январе — феврал 2000 года в районы области и городе областного подчинения были постав ­ лены централизованно закупленные лекарственные препараты (предна ­ значенные для льготного отпуска) на сумму 2, 461 млн рублей. Из них: • сахароснижающих препаратов (в таблетках) на 371,5 тыс. рублей; • ингаляционных бронхолитических препаратов на 653,6 тыс. рублей; • инсулиновых препаратов на 1, 233 млн рублей; • наркотических препаратов на 203,3 тыс. рублей. В январе этого года также получены препараты для лечения туберкулеза(в счет федеральных целевых программ) на 5, 870 млн рублей, в том числе для сельских жителей — на 3, 887 млн рублей. Кроме того, в январе — феврале 2000 года из областного бюджета уп ­ равление фармацевтической деятель ­ ности получило 1,146 млн рублей. На март 2000 года управлением фарма ­ цевтической деятельности составлена заявка на бюджетное финансирова ­ ние программы централизованного закупа медикаментов в сумме 10 млн рублей. Эти лекарства будут отпус ­ каться нуждающимся бесплатно ил^ на льготных условиях. ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВЕТЕРАНАМ ПО ЗАКОНУ от 2 января 2000 г. За счет средств федерального бюджета должны быть возмещены расходы на: • оплату проезда на железнодорожном, воздушном, во ­ дном или междугородном автомобильном транспорте; • получение от кредитных организаций разовых льгот ­ ных кредитов банковских учреждений на приобрете ­ ние (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, органи ­ зацию подсобного или фермерского хозяйства; • оплату установки квартирного телефона и абонентс ­ кую плату за пользование им; • санаторно-курортное лечение; • обеспечение транспортными средствами или на транс ­ портное обслуживание вместо получения транспорт ­ ного средства; • обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. За счет средств бюджетов субъектов РФ произво ­ дятся расходы на: • оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; • оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, при ­ обретение и доставку топлива ветеранам, проживаю ­ щих в домах без центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда; • оплату проезда на железнодорожном и водном транс ­ порте пригородного сообщения, на всех видах городс ­ кого пассажирского транспорта (кроме такси), на авто ­ мобильном транспорте общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных и т. д.); • предоставление жилых помещений в домах государст ­ венного и муниципального жилищных фондов; • изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расхо ­ дов на оплату стоимости драгоценных металлов и ме ­ таллокерамики) в государственных или муниципаль ­ ных учреждениях здравоохранения по месу жительст ­ ва; • обеспечение лекарствами; • оплату услуг вневедомственной охраны; • выплату денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и за ­ пасные части к ним; • выплату денежной компенсации вместо путевок в сана ­ торно-курортные организации. ОБЫЧНАЯ РАБОЧАЯ СУББОТА Горячие деньки для управления соци ­ альной защиты — не редкость. И это по ­ нятно. Специфика такая: быть на острие разнообразных людских бед, стараться помочь всем тем, кто нуждается в поддер ­ жке государства, в силу областных воз ­ можностей и в рамках действующих зако ­ нов. В последнее время горячие рабочие дни сотрудников управления заметно уд ­ линились и вышли даже за пределы трудо ­ вой недели. В качестве задачи номер один губернатором поставлена выплата детских пособий. Пока — текущих, и только тем, у кого средний доход на члена семьи не пре ­ вышает прожиточного минимума. Таковы возможности. И при выполнении этой задачи выясни ­ лось, что не только деньги нужны, но и ор ­ ганизационная готовность служб социаль ­ ной защиты в районах, которая не везде одинакова. К тому же объем работы дейст ­ вительно большой: надо подготовить со ­ всем другие документы для выплаты посо ­ бий — выбрать из общего списка тех, у кого низкий уровень дохода и кто подтвер ­ дил это декларацией. Если в районе не одна тысяча детей, то быстро с этим не уп ­ равиться. Одни районы все же развернулись опе ­ ративно. Оповестили людей о необходи ­ мости заполнить декларацию, подготовили первые уточненные списки для районного отделения Сбербанка. И начались выпла ­ ты. В других — деньги лежали без движе ­ ния по две недели, а главы администраций и службы социальной защиты ссылались на всевозможные причины. Причем неко ­ торые из них даже не знали, что деньги поступили в район. Новый начальник управления социаль ­ ной защиты населения С. И. Пыхтин к таким причинам относится без должного уважения. Он признает только стремление выполнить поручение или видит его отсут ­ ствие, что расценивает как настоящий са ­ ботаж. А потому держит ход выплат под личным контролем, и каждый день к 16.00 перед ним выстраивается полная картина результатов деятельности и бездеятель ­ ности. Такая жесткость будет до тех пор, пока не отладится оперативная работа уп ­ равленческого механизма. Поэтому вы ­ ходные дни превратились в рабочие и для районных администраций. Перешли на субботу и многие рабочие совещания. На этот раз в управлении соци ­ альной защиты заместитель главы адми ­ нистрации области В. Н. Денисов собрал представителей нескольких подразделе ­ ний администрации области, мэрии и дру ­ гих ведомств, причастных к выполнению закона «О внесении изменений и дополне ­ ний в Федеральный закон «О ветеранах». Был приглашен и председатель Новоси ­ бирского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и право ­ охранительных органов В. В. Журавлев. Такое представительство позволяет взглянуть на проблему со всех сторон и более комплексно подойти к принятию мер, необходимых для выполнения зако ­ на. Причем, как подчеркнул В. Н. Денисов, время неумолимо, и оно не предоставляет ветеранам возможности долго ждать, пока законы будут выполняться в полной мере. Так что нужно быстрее делать все, завися ­ щее от области, а остальные вопросы на ­ стойчивее решать с федеральными струк ­ турами. Федеральный закон «О ветеранах» был принят 12 февраля 1995 года. Льготы предоставляются в Новосибирской облас ­ ти с 1997 года. Всего льготников по данно ­ му закону свыше 445 тысяч человек, из них около 250 тысяч — ветеранов труда. (См. таблицу 1). После принятия закона в него вносились изменения. Закон «О внесении изменений и допол ­ нений в Федеральный закон «О ветера ­ нах» № 172-ФЗот 18 ноября 1998 г. конк ­ ретизировал источники возмещения рас ­ ходов на предоставление ветеранам льгот. В нем указано, какие льготы финансиру ­ ются из федерального бюджета, а какие из бюджета субъекта Российской Федера ­ ции. Очередные уточнения и дополнения по разделению финансирования льгот были внесены законом № 40-ФЗ от 2 января 2000 года. В нем также определено, что расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуп ­ равления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаимо ­ расчетах федерального бюджета и бюд ­ жетов субъектов РФ и имеют целевое на ­ значение. Однако, как выяснилось в ходе обсуж ­ дения, уже внесенные изменения и допол ­ нения к основному Закону «О ветеранах» все равно не учитывают всех обстоя ­ тельств, связанных с выполнением закона. Есть противоречия в разных статьях, воз ­ никает разночтение. Для их устранения нужно вместе с депутатами областного Со ­ вета выходить с законодательной инициа ­ тивой в Госдуму. Путь не скорый, но иного нет. Главная причина, затрудняющая выпол ­ нение закона, это недостаточное финанси ­ рование как из федерального, так и из об ­ ластного бюджетов. В 1999 году на приоб ­ ретение транспортных средств инвалидам войны и компенсацию на транспортное об ­ служивание было выделено из федераль ­ Выпуск пресс-службы администрации области. Газета «Губерния» выходит один раз в две недели. Ответственная за выпуск Г. И. Ткаченко. Тел.: 22-68-92, 18-06-82. ного бюджета 1447 тысяч рублей, а это всего лишь 3,3% от потребности. Всего на 7% удовлетворены потребности в путев ­ ках на санаторно-курортное лечение. Не лучше положение с реализацией льгот по лекарственному обеспечению и зубопро- тезированию. Никто не компенсирует за ­ траты управлению вневедомственной охраны за предоставление ветеранам льгот по охране жилья. Возникают и другие проблемы, вызыва ­ ющие совершенно справедливые нарека ­ ния ветеранов. Например, что это за льгота на проезд в пригородных поездах, если она действует с октября по май, когда на дачные участки мало кто ездит? Для реализации закона в области было предложено подготовить постановление главы областной администрации, в кото ­ ром должны быть четко указаны ответст ­ венные за предоставление всех видов льгот и установлен порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлени ­ ем. Разработку и согласование постанов ­ ления предложили поручить управлению финансов и налоговой политики админист ­ рации области. Для разработки порядка возмещения расходов создана рабочая группа из специалистов соответствующих управлений администрации области и мэрии. Группа учтет все предложения, вы ­ сказанные на этом совещании. Кроме того, проект постановления исполнительная власть намерена обсудить С представите ­ лями общественных организаций и в сред ­ ствах массовой информации. Словом, ни одно дельное предложение не должно ос ­ таться без внимания. Справка: ПЫХТИН Сергей Иосифович назначен и. о. начальника уп ­ равления социальной защиты населения 8 февраля 2000 года. Сессия областного Совета депу ­ татов 24 февраля дала согласие на утверждение его начальни ­ ком управления. Сергей Иосифович родился в 1950 году в деревне Степногутово (Тогучинский район). После окон ­ чания Новосибирского государст ­ венного медицинского института в 1973 году работал врачом-хирур ­ гом, главным врачом в медицинс ­ ких учреждениях Тогучинского района. С 1988 года — главный врач санатория-профилактория «Тогучинский». Имеет почетное звание «Заслуженный врач Россий ­ ской Федерации».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2