Советская Сибирь, 2000, № 42
инх/)оЬма^ионно~а/1а.ши1и^ск,ий выпуск адлмгшап/га^шл. НовосуЛикской области Ns 3) 29), У аю/г/па 2000 г . Эта тематическая страница посвящена первоочередным задачам администрации области в социальной сфере. Решать их предстоит новым руководителям, которых мы здесь представляем. НА ЧТО ИЗРАСХОДОВАНЫ КАКИЕ ЗАДАЧИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СТАЛИ ПРИОРИТЕТНЫМИ? На этот вопрос отвечает В. Н. ДЕНИСОВ, заместитель главы администрации Новосибирской области — Приоритетные задачи опреде лены по всем направлениям социаль ной сферы. В области здравоохра нения: срочно рассчитаться с долга ми по зарплате со всеми медицински ми работниками. У них такая мизер ная зарплата, и то они не могут по лучить ее вовремя, что недопустимо. Такое обязательство взял на себя глава администрации, а соответст венно и я, и сотрудники наших под разделений. Второе — обеспечить бесплатное оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Значит, надо жестко и четко финан сировать все технологические статьи, обеспечить всем, что необходимо для оказания медицинской помощи. Это медикаменты, питание, инстру мент и т. д. Для этого уже принято постановление губернатора «О по рядке финансирования и первооче редных мероприятиях по оптимиза ции затрат системы здравоохране ния в 2000 году». В нем и определены наши важнейшие задачи. На следующей сессии областного Совета на рассмотрение депутатов будет вынесен отчет Фонда обяза тельного медицинского страхования за предыдущие годы и бюджет на 2000 год. Создана новая тарифная комиссия, решены вопросы по душе вому нормативу на неработающее население. И с 1 марта вступят в силу новые принципы финансирования здравоохранения — через ФОМС будет выплачиваться зарплата, на числения на зарплату. При этом не будут больше накапливаться начис ления на зарплату, что очень важно, ведь это те же налоги, поступающие в бюджет, отчисления в Пенсионный фонд и т. д. Из ФОМС пойдет также оплата за медикаменты, питание, мягкий инвентарь. Однако это не значит, что не будут обеспечены все остальные статьи расходов. Для капремонта и закупки остро необходимого оборудования определены соответствующие источ ники в бюджете. Их достаточно при правильном подходе. Есть резерв ный фонд главы администрации. Но, подчеркиваю, сначала — обеспече Справка: ТОВ Никита Львович назначен начальником управления здравоох ранения администрации области 8 февраля 2000 года. Родился в 1953 году в Новокузнецке. В 1977 году окончил Новосибирский государственный медицинский институт, где и работал до 1992 года. Затем возглавил отдел лечебно-профилактической помощи управления здравоох ранения администрации Новосибирской области. Вскоре был назначен за местителем, а с 1994 по 1996 год был первым заместителем начальника уп равления здравоохранения администрации Новосибирской области. После ухода из администрации области работал в Новосибирском государственном медицинском институте. В 1999 году стал заместителем директора Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН. Профессор. Доктор медицинских наук. ние социальных гарантий гражда нам, а потом — дальнейшее разви тие. Да еще в области здравоохране ния нужно погасить кредиторскую задолженность. В платежном кален даре, который находится под личным контролем губернатора, она уже уч тена, и в ближайшее время должна быть погашена. По социальной защите сейчас главное — выплата детских пособий. За январь администрация области уже отдала деньги полностью, пере числяем за февраль. Принимаем все меры для того, чтобы социальная по мощь стала только адресной. Еще одна задача администрации — исключение суррогатных плате жей, всевозможных взаимозачетов. Они могут быть только при расчетах за энергоносители. Когда приучимся выполнять бюджет в денежном выра жении — в рублях, то положение из менится. Если даже на социальные программы и недостаточно средств, но они будут выделены в рублях, все равно их будет больше, чем в случае взаимозачетов и других форм расче тов. Очень сложная задача с обеспече нием медикаментами. Здесь нужны не только средства, но и строгий кон троль за использованием медика ментов, в том числе за тем, что и кому выписывают по льготным рецептам. Будем продолжать принимать ак тивное участие во всех федеральных целевых программах, чтобы добы вать дополнительные средства на со циальную защиту за счет федераль ных источников. Большие надежды я возлагаю на сотрудничество со средствами мас совой информации. Власть должна быть и будет открытой для журналис тов, а такое направление как соци альная сфера — в первую очередь. Люди вправе знать, что для них дела ется, а если не делается, то почему. Но информация может как помочь человеку в чем-то разобраться, так и ранить. Мне ветераны, например, вы сказывали обиду на то, как в некото рых средствах массовой информа ции, особенно центральных, коммен тируется демографическое положе- Справка: Денисов Валерий Николае вич работает заместителем главы администрации области с 1 февраля 2000 года. Родился в г. Бийске Алтайского края в 1947 году. Закончил Ново сибирский государственный меди цинский институт в 1971 году. Тру довой путь начал врачом-хирур гом и главным врачом Красно уральской городской больницы в Свердловской области. С 1975 года живет в Новосибирске. Рабо тал врачом-хирургом, заместите лем главного врача по скорой ме дицинской помощи городской клинической больницы скорой ме дицинской помощи № 1. В течение 5 лет был главным врачом городс кой станции скорой медицинской помощи. Затем перешел в отдел здравоохранения горисполкома. В 1990 году возглавил управление здравоохранения Новосибирско го облисполкома. В 1994 году стал директором департамента соци альной политики, заместителем главы администрации Новосибир ской области. В 1996 году ушел из администрации области на пре подавательскую и научную рабо ту. Перед возвращением в адми нистрацию области работал ди ректором Научного центра клини ческой и экспериментальной ме дицины СО РАМН. Кандидат ме дицинских наук. Доктор медицин ских наук. Профессор. Член-кор респондент Российской академии медицинских наук. ние в России. Чуть ли не до того до ходит, что, мол, мы плохо живем, по тому что много стариков-нахлебни ков. Ветераны такого отношения не заслужили, и не надо доставлять им лишние страдания. Уверен, что найду немало единомышленников среди журналистов, осознающих, что ду ховная нищета общества еще страш нее, чем материальная. БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА Платежный календарь на февраль был утвержден главой администрации Новосибирской области В. А. Толо конским, который взял его исполне ние под личный контроль. Так как поступления собственных доходов в феврале превысили плано вые (при плане 118 млн рублей в бюд жет поступило 143,8 млн рублей), то платежный календарь по расходам выполнен на 129%. Из запланирован ных расходов наибольший удельный вес имели: • расходы на выплату зарплаты — 25%; • дотация районам (также предна значенная для выплаты зарплаты и пособий) — 44%; • пособия гражданам, имеющим ДОЛГИ УМЕНЬШАЮТСЯ Зарплата К началу 2000 года долги перед бюджетниками Новосибирской об ласти составляли почти 400 млн руб лей. Задолженность была как по зар плате, так и по начислениям на нее. Долги в сельских районах и городах областного подчинения были: 134,8 млн рублей — по зарплате и 82,4 млн рублей — по начислениям. В городе Новосибирске долг по зарплате со ставлял 20,6 млн рублей, по начисле ниям — 138,9 млн рублей. В учрежде ниях бюджетной сферы, которые фи нансируются непосредственно из об ластного бюджета, соответственно 14,4 и 1,9 млн рублей. К 1 марта этого года на погашение долгов и выплату текущей зарплаты было выделено 571,6 млн рублей, из них 196,9 млн рублей — на погашение кредиторской задолженности за про шлый год. В результате к 1 марта кредиторс кая задолженность по заработной плате и начислениям на нее за про шлый год снизилась до 199,5 млн руб лей, в том числе по заработной плате до 3,1 млн рублей. В сельских районах и городах областного подчинения за долженность составила 44, 5 млн руб лей, а по учреждениям и организаци ям, финансируемым из областного бюджета, была полностью ликвидиро вана. г Численность ветеранов войны и труда, на которых распространяются льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» Категории льготников Численность на 1.1.99 Численность на 1.1.2000 (+)(-) Инвалиды ВОВ 15051 12251 -2800 Участники ВОВ 22738 17125 -5630 Ветераны боевых действий на территории других государств 3061 3131 +70 Военнослужащие, служившие в период войны в частях, не входивших в действующую армию 2577 2779 +202 I Блокадники Ленинграда 1040 1013 -27 | Работники ПВО 168 162 -6 Труженики тыла 160627 146833 -13794 Семьи погибших (умерших) участников ВОВ 14008 12812 -1196 Ветераны труда 223878 249860 +25982 Итого 443148 445966 +2818 детей, — 11%; • расходы на приобретение топлива - 8,5%. На выплату зарплаты работникам бюджетных организаций, финансиру емых из областного бюджета, направ лено 46,2 млн рублей — 100% от плана. Детские пособия профинансирова ны на 109% — 22,1 млн рублей. Задание по дотации районам облас ти составляло 81,5 млн рублей и вы полнено на 92,5%. Но при этом следу ет учесть, что еще 100 млн руб. — бюджетная ссуда, поступившая из фе дерального бюджета, полностью была направлена на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы рай онов и городов. В районах области началось погаше ние задолженностей по заработной плате социальным работникам. Так, на 1 марта в Болотнинском, Карасукском, Колыванском, Куйбышевском районах выплачена зарплата по январь сотруд никам территориальных комплексных центров социального обслуживания на селения и отделений социального об служивания на дому. Во второй половине февраля Ново сибирская область получила ссуду из Министерства финансов, о выделении которой губернатор В. А. Толоконс кий договорился с и. о. Президента РФ В. В. Путиным. Сто миллионов руб лей из федерального бюджета, по лученные дополнительно нашей об ластью, позволили еще больше сокра тить отставание по выплатам. На совещании с главами территори альных администраций В. А. Толокон ский поставил перед ними задачу; в ближайшее время полностью рассчи таться с долгами за прошлый год. А к 15 апреля область должна выйти на стабильное финансирование и теку щей зарплаты. Детские пособия Главой администрации области В. А. Толоконским принято решение с 1 января 2000 года начать текущие пер воочередные выплаты компенсаций семьям, имеющим детей. Социальная Расходы на выплату стипендий — 2,5 млн рублей (выполнены на 100%). Расходы на питание для детских домов, домов-интернатов и больниц — 3,8 млн рублей (выполнены на 100%). Расходы на медикаменты — 4,6 млн рублей (профинансированы на 100%). Запланированные на февраль за траты на льготную реализацию сжи женного газа жителям области в объ еме 5 млн рублей исполнены пол ностью, а затраты на приобретение то почного мазута в объеме 10,1 млн руб лей перевыполнены на 23%. Кроме того, районы и города облас тного подчинения самостоятельно со брали 63,3 млн рублей (при плане 59,9 млн рублей). Перевыполнили задания поддержка носит адресный характер: на получение пособий пока могут рас считывать семьи, в которых доход на одного человека не превышает про житочного минимума — 1141 рубль. С 23 декабря 1999 года вступил в действие Федеральный закон № 134 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государст венных пособиях гражданам, имею щим детей». Он дает право на получе ние ежемесячного пособия на ребенка семьям, в которых доход на одного человека не превышает 200% прожи точного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Но учитывая ограниченность денежных средств в бюджете области, в област ном бюджете Новосибирской области на 2000 год было предусмотрено на выплату детских пособий лишь 250 млн рублей. В связи с этим выплаты пособий в области в текущем году производятся в соответствии с дейст вующим постановлением губернатора от 13.08.99 г. № 486, которое преду сматривает выплаты семьям, имею щим доход на одного человека ниже одного прожиточного минимума. По данным статистики, в нашей области более 60% детей проживают в семьях с такими низкими доходами. Они и будут получать пособие в первую оче редь, это от 73 до 146 рублей в месяц в зависимости от состава семьи. С началом выплат уже в феврале на- февраля Венгеровский, Здвинский, Каргатский, Колыванский, Кочковс- кий, Маслянинский, Мошковский, Се верный, Черепановский районы. Однако рядом районов и городов план по мобилизации собственных до ходов не выполнен. Это: муниципаль ные образования Бурмистровского сельсовета и поселка Горный, Кара- сукский, Краснозерский, Куйбышевс кий районы, город Искитим. В среднем по районам и городам области на выплату зарплаты направ лялось 69% от собственных денеж ных доходов. Зарплата с начисления ми выплачена за счет собственных до ходов 33,8 млн руб., за счет дотации — 73,7 млн руб. и 100 млн — за счет ссуды. метились изменения к лучшему. Если в январе начисления по детским посо биям составили 20,9 млн рублей, а ре ально из областного бюджета было выделено только 11,1 млн рублей, то в феврале удалось перечислить на вы плату детских пособий даже больше месячной нормы: было начислено 19,3 млн рублей, выплачено 22,3 млн. По сведениям, поступившим из рай онов и городов области, к 15 февраля 2000 года шесть районов и три города областного значения не имели долгов по текущей выплате пособий на детей. Это Кочковский, Маслянинский, Но восибирский, Северный, Сузунский, Татарский районы, города Барабинск, Куйбышев, Татарск. Минимальная за долженность оставалась в Барабинс- ком, Болотнинском, Доволенском, Черепановском районах. Льготное обеспечение медикаментами По информации управления фарма цевтической деятельности админист рации области, в январе — феврал 2000 года в районы области и городе областного подчинения были постав лены централизованно закупленные лекарственные препараты (предна значенные для льготного отпуска) на сумму 2, 461 млн рублей. Из них: • сахароснижающих препаратов (в таблетках) на 371,5 тыс. рублей; • ингаляционных бронхолитических препаратов на 653,6 тыс. рублей; • инсулиновых препаратов на 1, 233 млн рублей; • наркотических препаратов на 203,3 тыс. рублей. В январе этого года также получены препараты для лечения туберкулеза(в счет федеральных целевых программ) на 5, 870 млн рублей, в том числе для сельских жителей — на 3, 887 млн рублей. Кроме того, в январе — феврале 2000 года из областного бюджета уп равление фармацевтической деятель ности получило 1,146 млн рублей. На март 2000 года управлением фарма цевтической деятельности составлена заявка на бюджетное финансирова ние программы централизованного закупа медикаментов в сумме 10 млн рублей. Эти лекарства будут отпус каться нуждающимся бесплатно ил^ на льготных условиях. ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ВЕТЕРАНАМ ПО ЗАКОНУ от 2 января 2000 г. За счет средств федерального бюджета должны быть возмещены расходы на: • оплату проезда на железнодорожном, воздушном, во дном или междугородном автомобильном транспорте; • получение от кредитных организаций разовых льгот ных кредитов банковских учреждений на приобрете ние (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, органи зацию подсобного или фермерского хозяйства; • оплату установки квартирного телефона и абонентс кую плату за пользование им; • санаторно-курортное лечение; • обеспечение транспортными средствами или на транс портное обслуживание вместо получения транспорт ного средства; • обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. За счет средств бюджетов субъектов РФ произво дятся расходы на: • оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; • оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, при обретение и доставку топлива ветеранам, проживаю щих в домах без центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда; • оплату проезда на железнодорожном и водном транс порте пригородного сообщения, на всех видах городс кого пассажирского транспорта (кроме такси), на авто мобильном транспорте общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных и т. д.); • предоставление жилых помещений в домах государст венного и муниципального жилищных фондов; • изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расхо дов на оплату стоимости драгоценных металлов и ме таллокерамики) в государственных или муниципаль ных учреждениях здравоохранения по месу жительст ва; • обеспечение лекарствами; • оплату услуг вневедомственной охраны; • выплату денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и за пасные части к ним; • выплату денежной компенсации вместо путевок в сана торно-курортные организации. ОБЫЧНАЯ РАБОЧАЯ СУББОТА Горячие деньки для управления соци альной защиты — не редкость. И это по нятно. Специфика такая: быть на острие разнообразных людских бед, стараться помочь всем тем, кто нуждается в поддер жке государства, в силу областных воз можностей и в рамках действующих зако нов. В последнее время горячие рабочие дни сотрудников управления заметно уд линились и вышли даже за пределы трудо вой недели. В качестве задачи номер один губернатором поставлена выплата детских пособий. Пока — текущих, и только тем, у кого средний доход на члена семьи не пре вышает прожиточного минимума. Таковы возможности. И при выполнении этой задачи выясни лось, что не только деньги нужны, но и ор ганизационная готовность служб социаль ной защиты в районах, которая не везде одинакова. К тому же объем работы дейст вительно большой: надо подготовить со всем другие документы для выплаты посо бий — выбрать из общего списка тех, у кого низкий уровень дохода и кто подтвер дил это декларацией. Если в районе не одна тысяча детей, то быстро с этим не уп равиться. Одни районы все же развернулись опе ративно. Оповестили людей о необходи мости заполнить декларацию, подготовили первые уточненные списки для районного отделения Сбербанка. И начались выпла ты. В других — деньги лежали без движе ния по две недели, а главы администраций и службы социальной защиты ссылались на всевозможные причины. Причем неко торые из них даже не знали, что деньги поступили в район. Новый начальник управления социаль ной защиты населения С. И. Пыхтин к таким причинам относится без должного уважения. Он признает только стремление выполнить поручение или видит его отсут ствие, что расценивает как настоящий са ботаж. А потому держит ход выплат под личным контролем, и каждый день к 16.00 перед ним выстраивается полная картина результатов деятельности и бездеятель ности. Такая жесткость будет до тех пор, пока не отладится оперативная работа уп равленческого механизма. Поэтому вы ходные дни превратились в рабочие и для районных администраций. Перешли на субботу и многие рабочие совещания. На этот раз в управлении соци альной защиты заместитель главы адми нистрации области В. Н. Денисов собрал представителей нескольких подразделе ний администрации области, мэрии и дру гих ведомств, причастных к выполнению закона «О внесении изменений и дополне ний в Федеральный закон «О ветеранах». Был приглашен и председатель Новоси бирского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и право охранительных органов В. В. Журавлев. Такое представительство позволяет взглянуть на проблему со всех сторон и более комплексно подойти к принятию мер, необходимых для выполнения зако на. Причем, как подчеркнул В. Н. Денисов, время неумолимо, и оно не предоставляет ветеранам возможности долго ждать, пока законы будут выполняться в полной мере. Так что нужно быстрее делать все, завися щее от области, а остальные вопросы на стойчивее решать с федеральными струк турами. Федеральный закон «О ветеранах» был принят 12 февраля 1995 года. Льготы предоставляются в Новосибирской облас ти с 1997 года. Всего льготников по данно му закону свыше 445 тысяч человек, из них около 250 тысяч — ветеранов труда. (См. таблицу 1). После принятия закона в него вносились изменения. Закон «О внесении изменений и допол нений в Федеральный закон «О ветера нах» № 172-ФЗот 18 ноября 1998 г. конк ретизировал источники возмещения рас ходов на предоставление ветеранам льгот. В нем указано, какие льготы финансиру ются из федерального бюджета, а какие из бюджета субъекта Российской Федера ции. Очередные уточнения и дополнения по разделению финансирования льгот были внесены законом № 40-ФЗ от 2 января 2000 года. В нем также определено, что расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуп равления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаимо расчетах федерального бюджета и бюд жетов субъектов РФ и имеют целевое на значение. Однако, как выяснилось в ходе обсуж дения, уже внесенные изменения и допол нения к основному Закону «О ветеранах» все равно не учитывают всех обстоя тельств, связанных с выполнением закона. Есть противоречия в разных статьях, воз никает разночтение. Для их устранения нужно вместе с депутатами областного Со вета выходить с законодательной инициа тивой в Госдуму. Путь не скорый, но иного нет. Главная причина, затрудняющая выпол нение закона, это недостаточное финанси рование как из федерального, так и из об ластного бюджетов. В 1999 году на приоб ретение транспортных средств инвалидам войны и компенсацию на транспортное об служивание было выделено из федераль Выпуск пресс-службы администрации области. Газета «Губерния» выходит один раз в две недели. Ответственная за выпуск Г. И. Ткаченко. Тел.: 22-68-92, 18-06-82. ного бюджета 1447 тысяч рублей, а это всего лишь 3,3% от потребности. Всего на 7% удовлетворены потребности в путев ках на санаторно-курортное лечение. Не лучше положение с реализацией льгот по лекарственному обеспечению и зубопро- тезированию. Никто не компенсирует за траты управлению вневедомственной охраны за предоставление ветеранам льгот по охране жилья. Возникают и другие проблемы, вызыва ющие совершенно справедливые нарека ния ветеранов. Например, что это за льгота на проезд в пригородных поездах, если она действует с октября по май, когда на дачные участки мало кто ездит? Для реализации закона в области было предложено подготовить постановление главы областной администрации, в кото ром должны быть четко указаны ответст венные за предоставление всех видов льгот и установлен порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлени ем. Разработку и согласование постанов ления предложили поручить управлению финансов и налоговой политики админист рации области. Для разработки порядка возмещения расходов создана рабочая группа из специалистов соответствующих управлений администрации области и мэрии. Группа учтет все предложения, вы сказанные на этом совещании. Кроме того, проект постановления исполнительная власть намерена обсудить С представите лями общественных организаций и в сред ствах массовой информации. Словом, ни одно дельное предложение не должно ос таться без внимания. Справка: ПЫХТИН Сергей Иосифович назначен и. о. начальника уп равления социальной защиты населения 8 февраля 2000 года. Сессия областного Совета депу татов 24 февраля дала согласие на утверждение его начальни ком управления. Сергей Иосифович родился в 1950 году в деревне Степногутово (Тогучинский район). После окон чания Новосибирского государст венного медицинского института в 1973 году работал врачом-хирур гом, главным врачом в медицинс ких учреждениях Тогучинского района. С 1988 года — главный врач санатория-профилактория «Тогучинский». Имеет почетное звание «Заслуженный врач Россий ской Федерации».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2