Советская Сибирь, 2000, № 11

21 января 2000 г. 21 ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ Говорят и показывают То октябрьское утро в Чанах выдалось хмурое, пасмурное. Накрапывал дождь. Неуютно. Зябко. У церкви стоят люди. Ба ­ бушка — с хлебом-солью. Ждут прихода владыки. Сегодня он будет вести службу. Для местных верующих это событие ог ­ ромного масштаба. Как и для всех жителей — прибытие к ним благотворительной миссии поезда «За духовное возрождение России». Поэтому здесь, у церкви, толпятся и люди светские. Своего героя я сразу не заметила, а оператор привлек внима ­ ние, потому что это была женщина средних лет. По крайней мере, в Новосибирске женщин-операторов я не встречала. Здесь властвуют мужики всех возрастов, с творческой печатью на челе. А потом, по окончании службы, увидела за работой и коррес ­ пондента. И невольно меня прибило к этой паре, так професси ­ онально они работали. Голос, манера говорить, слушать собе ­ седника, задавать вопросы, когда за ними чувствуется глубокое знание предмета, вызвали жгучий интерес. В обшей суете и сама задала им пару вопросов, представилась. И казалось, что я уже давно знаю этих людей. Четвертый год в Чанах работа ­ ет студия телевидения. Создал ее Валерий Александрович Уткин, главный редактор, директор, кор ­ респондент — один во всех лицах. Ежедневный эфир — от двух до трех часов. Есть собствен - ная часовая информационно ­ аналитическая программа «Не ­ деля». Валерий Александрович и Ольга Викторовна Черкасова гостеприимно взяли надо мной «шефство». Мы вместе побывали в школе, где Епископ Новосибир ­ ский и Бердский Сергий встре ­ чался с детьми, прошлись по ули ­ цам Чанов, показали мне и сту ­ дию. Приятно пахли свежеоструган- ные доски, которыми обшито не ­ большое помещение телестудии, — здесь еше не закончен ремонт. Лымился в чашках традиционный кофе. К слову сказать, Уткин — профессиональный журналист, работал в газетах области, на Дальнем Востоке, в Кемеровской области, в Новосибирске. А кроме того, он еше и художник. 15 лет профессионально зани ­ мался народными промыслами, керамикой. И эти изящные ко ­ фейные чашки — плод его труда и таланта. И тогда мне стало понят ­ но, откуда это художественное изящество, законченность и кра ­ сота его телевизионных сюжетов. Эти передачи делал художник! Валерий Александрович вклю ­ чил монитор, поставил кассеты. И я увидела панораму жизни. Один сюжет сменял другой: о подготовке хозяйств к зимовке, новости из районов области, рас ­ сказ о работе местных дорожных служб, о модернизации путевого хозяйства на Западно-Сибирс ­ кой железной дороге, о перспек ­ тивах развития школы, крими ­ нальная хроника района, сельс ­ кие дела, репортаж с сессии тер ­ риториального Совета народных депутатов, сюжеты об озере Чаны, о заводе минеральной воды в Карачах. Вроде бы все обычно, традици ­ онно. Но чуть дольше, чем мы привыкли видеть, взгляд журна ­ листа останавливается на челове ­ ке. Чуть глубже идет анализ ситу ­ ации. Выпукло и ярко ставится проблема. И авторы сюжета вместе с героями пытаются найти, если не ее решение, то подходы, пути к пониманию про ­ блемной ситуации. А свое творческое кредо Вале ­ рий Уткин выразил так: «Нейтральный эфир у нас чем забит? Давайте проанализируем любую информационную про ­ грамму: 2 — 3-минутный показ президента, Чечня, Путин. Если НТВ, — то живая перекличка с теми регионами, где находятся специальные корреспонденты. Эфир у нас постоянно забит «гло ­ бальными» проблемами. А кто должен показывать про ­ стого человека? Вот я приезжаю в поле. Мы делаем материал из сов ­ хоза. Стоят мужики. Комбайны стоят. Машины стоят. Зарплаты низкие — 3 — 8 рублей вдень. Все это надо показывать. И не от того, что сельские труженики такие патриоты и работают из чувства долга и любви к своему хозяйст ­ ву. Телевидение — это не только экран для новостей. О человеке сказал или показал, как хорошо он работает, а это для него, может, награду заменяет. Он поделился своими проблемами, ему тоже стало легче. Телевидение должно не только давить этими новостями, беспро ­ светностью. Оно должно способ ­ ствовать тому, чтобы человек чувствовал, что он Человек». К 35-летию Татарских электри ­ ческих сетей Ольга Черкасова и Валерий Уткин сняли 10-минут ­ ный документальный фильм «Ра ­ бота у нас такая». «Веком элект ­ ричества назовут историки ухо ­ дящий двадцатый», — с такой фразы начинается рассказ. Под энергичную музыку как будто летят в кадре по сибирским про ­ сторам линии электропередач. Труд людей — монтеров, элект ­ риков, инженеров. Подстанции, цеха, пульты, огни. Журналисты подняли большой исторический пласт. Съемки велись в шести районах области. Попали в кадр и ветераны отрасли в минуты тор ­ жества и отдыха. Очень поэтич ­ ные материалы,теплый,искрен ­ ний слог, внимательный, добрый взгляд на человека — на таких принципах работает В. А. Уткин. Работу чановских тележурна ­ листов высоко оценил генераль ­ ный директор ОАО «Новоси ­ бирскэнерго» В. Томилов: «Это лучшее, — сказал он, — что я видел за последние 10 лет об энергетиках». Раньше Ольга Черкасова рабо ­ тала бухгалтером. Но жила в душе тяга к творчеству. На студии она со дня основания, освоила рабо ­ ту оператора, и получился у них с Уткиным замечательный твор ­ ческий тандем. «Чувство кадра, его красота постигаются не так- то просто. Надо видеть и тонко чувствовать. Это талант, дар Божий», — говорит о ней Вале ­ рий Александрович. Чтобы сделать красивый видеоряд Ольга Викторовна без устали разъезжала по районам, городам и весям на машинах, снимала с вертолетов. 10 секунд идут кадры — и дн и, меся цы рабо ­ ты уходят на их поиски. «Должен быть не просто кадр. Должна быть философия кадра», — считает Уткин. Кажется, ничто не ускользает от их внимания. В их программах участвуют извест ­ ные политики, главы территори ­ альных администраций, тружени ­ ки городов и сел, артисты. Сняли они и документальный фильм о том, как делается любимая наро ­ дом передача «Играй, гармонь». Здесь и братья Заволокины с ан ­ самблем «Частушка», и интервью с дочерью Г. Заволокина Анаста ­ сией, и село наше сибирское, и народ поюший. Задушевно звучит русская песня. Съемки за околицей. За ­ снеженная улица. За кустами спрятан прожектор, продумана сложная система технических трюков. Под музыку кружатся пары. И зритель видит, как с ноч ­ ного неба уютно и в то же время торжественно падает искрящий ­ ся, пушистый снег... И хотя было в тот октябрьский день в Чанах холодно, не покида ­ ло ощущение тепла. То ли от того, что кофе был обжигающе горяч, то ли от мощного заряда любви к жизни этих двух замечательных людей, яркий свет которого кос ­ нулся и меня. Г. ЧЕРЕЗОВА. На снимках автора: В. А. Уткин, директор Чановской студии теле ­ видения; местные сюжеты. ПОЙДЕМ В КИНО Ретро-экран Первое пришествие Тарзана наш город пережил, еше будучи Ново-Николаевском, в двадна- ! тые годы. С тех пор в мальчи ­ шечьем обиходе остались кана- ты-качели по имени «тарзанка». А Тарзан обосновался в галерее самых часто экранизируемых ; образов. В компании с Дракулой и Шерлоком Холмсом. В при­ нципе, он у каждого поколения свой. У нынешних детей, к при ­ меру, Тарзан — анимационный, • диснеевский. Место встречи с ним — кино ­ театр имени Маяковского. Прав ­ да, время не самое удобное — су ­ губо детское, 1 1 часов (один сеанс). Жаль. Потому что взрос ­ лым взглянуть на это тоже будет любопытно. И на мой взрослый (и пристрастный) взгляд, мультяш ­ ный Тарзан будет даже «потарза- нистее» своего прототипа из иг ­ рового кино 20 — 50-х. Те герои, честно говоря, поголовно выгля ­ дели так, будто их вынули из вит ­ рины «Спорттоваров», наспех оживили и пустили сигать по вет ­ вям в изящных леопардовых плавках. Мульт-Тарзан же скроен так, что одного взгляда достаточно для вывода: «Это закономерно I могло вырасти только в диких- предиких джунглях, в компании обезьян». Ибо анатомия у парня совершенно в духе его друзей-го ­ рилл: хваткие руки-крюки до ■ колен и столь же ухватистые но- I жиши. В общем, разбит не только I стереотип старинной «живой» | тарзаниады, но и классический I типаж диснеевского героя. Джунгли в фильме сделаны | виртуозно. Цветом, линией и му- | зыкой. И в этой пестрой смеси I носятся Тарзан, Джейн и прочие. 1 Лихо использован эффект лета- | юшей кинокамеры. Словно это и I не мультик вовсе. О сюжете умолчим, дабы не I вредить будущим зрителям. Тот I же Эдгар Берроуз плюс некото- I рые диснеевские модификации. * * * В «Синема-саунде» воскрес I другой ретро-сюжет — «Мумия». Истории о фараоно ­ вом проклятии в ходу со времен I Эдгара По и Артура Конан- Дойла. Почти сразу же после ро ­ ждения кинематографа по экра ­ нам побрели злобные субъекты в гнилых бинтах. Самый знамени ­ тый среди них — персонаж, сыг ­ ранный Борисом Карловым. * Именно та «Мумия» 30-х с учас ­ тием Карлова стала прообразом | для фильма Стивена Соммерса. Мораль и сюжет фильма про- I сты, как мычание зомби. «Не хо- | дите, дети, в Африку гулять». В | частности, не надо соваться в за- I претные древнеегипетские горо- I да, какие бы сокровища в них ни | таились. Иначе в нагрузку к цен- I ным сувенирам можно выкопать | Великое Мировое Зло. Но герои I «Мумии» Чуковского не читали, I ибо были англоязычными (юная | британская любительница архе- | ологии, ее брат-авантюрист и I удалой ирландец, буквально сня- I тый ими с виселицы каирской I тюрьмы). Итак, вопреки запретам, всей I оравой сунулись, выкопали и ос- I вободили злобный дух казненно- I го жреца. Вкупе с его мумифиии- I рованным телом. Точнее, от тела I там мало что было. Но это «мало I что» уверенно стало обрастать | плотью, здороветь да красиветь. | А любители древностей приня- I лись поочередно мертветь. Пос- | редством разных «казней египет- I ских» . Этими страшноватыми чу- | лесами компьютерщики щедро | нафаршировали фильм — тут и | полчища хищных жуков, и огнен- | ные дожди, и самоходные скеле- | ты, и гигантская песчаная маска, I глотающая самолетик-кукуруз- | ник. | Прежняя «Мумия» была мрач- | ной и пафосной картиной. I Новая, образца 1 999-го, — яркая I и пестрая. Дело не только в пре- I восходстве цветного кино над I черно-белым. Просто в новой I версии этой истории страх и | смех взболтаны в один терпкий I коктейль. Плюс изрядная доля I «сафари-стиля» от «Индианы ■ Джонса». Игорь СМОЛЬНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2