Советская Сибирь, 2000, № 11
21 января 2000 г. 21 ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ Говорят и показывают То октябрьское утро в Чанах выдалось хмурое, пасмурное. Накрапывал дождь. Неуютно. Зябко. У церкви стоят люди. Ба бушка — с хлебом-солью. Ждут прихода владыки. Сегодня он будет вести службу. Для местных верующих это событие ог ромного масштаба. Как и для всех жителей — прибытие к ним благотворительной миссии поезда «За духовное возрождение России». Поэтому здесь, у церкви, толпятся и люди светские. Своего героя я сразу не заметила, а оператор привлек внима ние, потому что это была женщина средних лет. По крайней мере, в Новосибирске женщин-операторов я не встречала. Здесь властвуют мужики всех возрастов, с творческой печатью на челе. А потом, по окончании службы, увидела за работой и коррес пондента. И невольно меня прибило к этой паре, так професси онально они работали. Голос, манера говорить, слушать собе седника, задавать вопросы, когда за ними чувствуется глубокое знание предмета, вызвали жгучий интерес. В обшей суете и сама задала им пару вопросов, представилась. И казалось, что я уже давно знаю этих людей. Четвертый год в Чанах работа ет студия телевидения. Создал ее Валерий Александрович Уткин, главный редактор, директор, кор респондент — один во всех лицах. Ежедневный эфир — от двух до трех часов. Есть собствен - ная часовая информационно аналитическая программа «Не деля». Валерий Александрович и Ольга Викторовна Черкасова гостеприимно взяли надо мной «шефство». Мы вместе побывали в школе, где Епископ Новосибир ский и Бердский Сергий встре чался с детьми, прошлись по ули цам Чанов, показали мне и сту дию. Приятно пахли свежеоструган- ные доски, которыми обшито не большое помещение телестудии, — здесь еше не закончен ремонт. Лымился в чашках традиционный кофе. К слову сказать, Уткин — профессиональный журналист, работал в газетах области, на Дальнем Востоке, в Кемеровской области, в Новосибирске. А кроме того, он еше и художник. 15 лет профессионально зани мался народными промыслами, керамикой. И эти изящные ко фейные чашки — плод его труда и таланта. И тогда мне стало понят но, откуда это художественное изящество, законченность и кра сота его телевизионных сюжетов. Эти передачи делал художник! Валерий Александрович вклю чил монитор, поставил кассеты. И я увидела панораму жизни. Один сюжет сменял другой: о подготовке хозяйств к зимовке, новости из районов области, рас сказ о работе местных дорожных служб, о модернизации путевого хозяйства на Западно-Сибирс кой железной дороге, о перспек тивах развития школы, крими нальная хроника района, сельс кие дела, репортаж с сессии тер риториального Совета народных депутатов, сюжеты об озере Чаны, о заводе минеральной воды в Карачах. Вроде бы все обычно, традици онно. Но чуть дольше, чем мы привыкли видеть, взгляд журна листа останавливается на челове ке. Чуть глубже идет анализ ситу ации. Выпукло и ярко ставится проблема. И авторы сюжета вместе с героями пытаются найти, если не ее решение, то подходы, пути к пониманию про блемной ситуации. А свое творческое кредо Вале рий Уткин выразил так: «Нейтральный эфир у нас чем забит? Давайте проанализируем любую информационную про грамму: 2 — 3-минутный показ президента, Чечня, Путин. Если НТВ, — то живая перекличка с теми регионами, где находятся специальные корреспонденты. Эфир у нас постоянно забит «гло бальными» проблемами. А кто должен показывать про стого человека? Вот я приезжаю в поле. Мы делаем материал из сов хоза. Стоят мужики. Комбайны стоят. Машины стоят. Зарплаты низкие — 3 — 8 рублей вдень. Все это надо показывать. И не от того, что сельские труженики такие патриоты и работают из чувства долга и любви к своему хозяйст ву. Телевидение — это не только экран для новостей. О человеке сказал или показал, как хорошо он работает, а это для него, может, награду заменяет. Он поделился своими проблемами, ему тоже стало легче. Телевидение должно не только давить этими новостями, беспро светностью. Оно должно способ ствовать тому, чтобы человек чувствовал, что он Человек». К 35-летию Татарских электри ческих сетей Ольга Черкасова и Валерий Уткин сняли 10-минут ный документальный фильм «Ра бота у нас такая». «Веком элект ричества назовут историки ухо дящий двадцатый», — с такой фразы начинается рассказ. Под энергичную музыку как будто летят в кадре по сибирским про сторам линии электропередач. Труд людей — монтеров, элект риков, инженеров. Подстанции, цеха, пульты, огни. Журналисты подняли большой исторический пласт. Съемки велись в шести районах области. Попали в кадр и ветераны отрасли в минуты тор жества и отдыха. Очень поэтич ные материалы,теплый,искрен ний слог, внимательный, добрый взгляд на человека — на таких принципах работает В. А. Уткин. Работу чановских тележурна листов высоко оценил генераль ный директор ОАО «Новоси бирскэнерго» В. Томилов: «Это лучшее, — сказал он, — что я видел за последние 10 лет об энергетиках». Раньше Ольга Черкасова рабо тала бухгалтером. Но жила в душе тяга к творчеству. На студии она со дня основания, освоила рабо ту оператора, и получился у них с Уткиным замечательный твор ческий тандем. «Чувство кадра, его красота постигаются не так- то просто. Надо видеть и тонко чувствовать. Это талант, дар Божий», — говорит о ней Вале рий Александрович. Чтобы сделать красивый видеоряд Ольга Викторовна без устали разъезжала по районам, городам и весям на машинах, снимала с вертолетов. 10 секунд идут кадры — и дн и, меся цы рабо ты уходят на их поиски. «Должен быть не просто кадр. Должна быть философия кадра», — считает Уткин. Кажется, ничто не ускользает от их внимания. В их программах участвуют извест ные политики, главы территори альных администраций, тружени ки городов и сел, артисты. Сняли они и документальный фильм о том, как делается любимая наро дом передача «Играй, гармонь». Здесь и братья Заволокины с ан самблем «Частушка», и интервью с дочерью Г. Заволокина Анаста сией, и село наше сибирское, и народ поюший. Задушевно звучит русская песня. Съемки за околицей. За снеженная улица. За кустами спрятан прожектор, продумана сложная система технических трюков. Под музыку кружатся пары. И зритель видит, как с ноч ного неба уютно и в то же время торжественно падает искрящий ся, пушистый снег... И хотя было в тот октябрьский день в Чанах холодно, не покида ло ощущение тепла. То ли от того, что кофе был обжигающе горяч, то ли от мощного заряда любви к жизни этих двух замечательных людей, яркий свет которого кос нулся и меня. Г. ЧЕРЕЗОВА. На снимках автора: В. А. Уткин, директор Чановской студии теле видения; местные сюжеты. ПОЙДЕМ В КИНО Ретро-экран Первое пришествие Тарзана наш город пережил, еше будучи Ново-Николаевском, в двадна- ! тые годы. С тех пор в мальчи шечьем обиходе остались кана- ты-качели по имени «тарзанка». А Тарзан обосновался в галерее самых часто экранизируемых ; образов. В компании с Дракулой и Шерлоком Холмсом. В при нципе, он у каждого поколения свой. У нынешних детей, к при меру, Тарзан — анимационный, • диснеевский. Место встречи с ним — кино театр имени Маяковского. Прав да, время не самое удобное — су губо детское, 1 1 часов (один сеанс). Жаль. Потому что взрос лым взглянуть на это тоже будет любопытно. И на мой взрослый (и пристрастный) взгляд, мультяш ный Тарзан будет даже «потарза- нистее» своего прототипа из иг рового кино 20 — 50-х. Те герои, честно говоря, поголовно выгля дели так, будто их вынули из вит рины «Спорттоваров», наспех оживили и пустили сигать по вет вям в изящных леопардовых плавках. Мульт-Тарзан же скроен так, что одного взгляда достаточно для вывода: «Это закономерно I могло вырасти только в диких- предиких джунглях, в компании обезьян». Ибо анатомия у парня совершенно в духе его друзей-го рилл: хваткие руки-крюки до ■ колен и столь же ухватистые но- I жиши. В общем, разбит не только I стереотип старинной «живой» | тарзаниады, но и классический I типаж диснеевского героя. Джунгли в фильме сделаны | виртуозно. Цветом, линией и му- | зыкой. И в этой пестрой смеси I носятся Тарзан, Джейн и прочие. 1 Лихо использован эффект лета- | юшей кинокамеры. Словно это и I не мультик вовсе. О сюжете умолчим, дабы не I вредить будущим зрителям. Тот I же Эдгар Берроуз плюс некото- I рые диснеевские модификации. * * * В «Синема-саунде» воскрес I другой ретро-сюжет — «Мумия». Истории о фараоно вом проклятии в ходу со времен I Эдгара По и Артура Конан- Дойла. Почти сразу же после ро ждения кинематографа по экра нам побрели злобные субъекты в гнилых бинтах. Самый знамени тый среди них — персонаж, сыг ранный Борисом Карловым. * Именно та «Мумия» 30-х с учас тием Карлова стала прообразом | для фильма Стивена Соммерса. Мораль и сюжет фильма про- I сты, как мычание зомби. «Не хо- | дите, дети, в Африку гулять». В | частности, не надо соваться в за- I претные древнеегипетские горо- I да, какие бы сокровища в них ни | таились. Иначе в нагрузку к цен- I ным сувенирам можно выкопать | Великое Мировое Зло. Но герои I «Мумии» Чуковского не читали, I ибо были англоязычными (юная | британская любительница архе- | ологии, ее брат-авантюрист и I удалой ирландец, буквально сня- I тый ими с виселицы каирской I тюрьмы). Итак, вопреки запретам, всей I оравой сунулись, выкопали и ос- I вободили злобный дух казненно- I го жреца. Вкупе с его мумифиии- I рованным телом. Точнее, от тела I там мало что было. Но это «мало I что» уверенно стало обрастать | плотью, здороветь да красиветь. | А любители древностей приня- I лись поочередно мертветь. Пос- | редством разных «казней египет- I ских» . Этими страшноватыми чу- | лесами компьютерщики щедро | нафаршировали фильм — тут и | полчища хищных жуков, и огнен- | ные дожди, и самоходные скеле- | ты, и гигантская песчаная маска, I глотающая самолетик-кукуруз- | ник. | Прежняя «Мумия» была мрач- | ной и пафосной картиной. I Новая, образца 1 999-го, — яркая I и пестрая. Дело не только в пре- I восходстве цветного кино над I черно-белым. Просто в новой I версии этой истории страх и | смех взболтаны в один терпкий I коктейль. Плюс изрядная доля I «сафари-стиля» от «Индианы ■ Джонса». Игорь СМОЛЬНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2