Советская Сибирь, 2000, № 11
■ ВЕТСКАЯ <БИРЬ 21 января 2000 г. НАША ОБЩАЯ БОЛЬ 2®i Однажды мне довелось быть сви детелем одной сиены. Из подъезда жилого дома с высоким крыльцом медленно спускалась пожилая тучная женшина, опираясь на руку, как мне показалось, дочери. Их сопровожда ла женшина в белом халате, видимо, врач «Скорой помощи». С трудом пе редвигая ноги, больная подошла к ма шине — «бобику-фургону» с красным крестом. Дочь открыла дверь салона и стала затаскивать мать в машину. Возраст, вес и больные ноги пожилой женщины с трудом ус тупили усилиям молодой. Врач лет 35 — 40 и шофер лет 25 спокойно взирали на эту картину. На просьбу дочери помочь ей поднять мать хотя бы на первую ступеньку ма шины, расположенную от земли на высоте более полуметра, шофер от ветил: «Нам за это не платят». «Да!, — подумалось мне с горечью, — ...вам...за это...не...платят!..» Хотя не уверен, что ставка отсутствующего санитара (или медсестры) не распре делена по заработным платам шофе ра и врача. ммшмммммшмммммммш^ Интересно, конечно, узнать: за что же платят врачам и обслуживающему персоналу бригад «неотложки» (шо ферам, санитарам)? Что входит в их прямые обязанности по доставке больных? Разве нельзя оборудовать машины «Скорой помощи» трапом с двумя-тремя ступеньками еше на за воде, где их изготавливают, чтобы больной мог спокойно подняться в машину своими ногами. И кто должен ' нести носилки, если пациент не может самостоятельно передвигаться? «Скорая помощь» уехала, а мои боль и досада остались. Сразу вспом нились подопечные моей жены — ра- ботнииы центра социального обслуживания населения Централь ного района Новосибирска. Речь идет о молодой женщине, инвалиде I груп пы, колясочнице, воспитывающей двух несовершеннолетних девочек, для которой с большим трудом уда лось достать путевку в санаторий. А также о молодой одинокой соседке по площадке, парализованной, инвалиде I группы, которой нужно было оформ лять документы на жительство в «Дом милосердия». В обоих случаях нужны были консультации невропатолога, фтизиатра, психиатра. И в том, и в другом случаях сотрудники муници пальной поликлиники потребовали от инвалидов оплаты за консультации, за транспортные расходы при посеще нии инвалидов на дому. Это незаконно и безнравственно, и если, как выразился тот шофер, вам «...за это не платят...» (в чем можно и должно усомниться), то, господа-спе циалисты, ступайте работать туда, где платят, где все измеряется «трид цатью сребрениками». Не позорьте честь и достоинство человека и про фессионала! Слава Богу, появилась возмож ность высказать представителям влас ти то, что в другое время придержал бы при себе по формуле: «себе доро же». По телевидению во время пред выборной кампании шла реклама в поддержку губернатора области: «Ежегодно на содержание домов-ин тернатов для престарелых админист рация области тратит 50 миллионов рублей»; «На компенсацию средств по обеспечению пенсионеров и инва лидов льготными лекарствами адми нистрация области ежегодно тратит 64 тысячи рублей»... И мы, жители Новосибирска и области, «должны знать об этом». Как только появлялась такая рекла ма, у меня сразу возникал вопрос: «Столько потратили, а сколько же было нужно?» Все познается в сравне нии. К сожалению, нас — читателей, слушателей, телезрителей — очень часто снабжают однобокой информа цией. Попробуем чисто арифмети чески определить, пусть даже очень приблизительно, сколько нужно денег на компенсацию средств по льготным рецептам на медикаменты инвалидам и пенсионерам? Согласно законода тельству России, инвалиды 1-й, 2-й групп и дети-инвалиды обеспечива ются лекарствами бесплатно, а 50- проиентная скидка предусмотрена для оплаты лекарств инвалидам 3-й группы и пенсионерам-ветеранам. По статистическим данным, инвалидов, пользующихся лекарствами бесплат но, 105 тысяч человек, а пенсионеров, пользующихся 50-проиентной стои мостью лекарств, — около 65 тысяч. Если взять за отправную цифру сумму в 100 рублей, расходуемую каждым из этих людей в среднем в месяц, даже в рамках рекомендуемо го перечня лекарств (что уж тут говорить об индивидуальном лекарственном обеспечении — сойдет и типовой заменитель), умно жим на количество льготников и на 12 СОСТРАДАНИЕ ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ Можно понять и оправдать взимание платы в муниципальных поликли никах за оказание услуг, выполняемых по прихоти посетителей, но вызы вает недоумение и возмущение взимание денег заобслуживание по направлению врачей в поликлинике по месту жительства, тем более с инва- \ лидов, которые проходят обследование по необходимости, а не по прихо ти. «...Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая ле карственное обеспечение, осуществляется бесплатно...» (статья 13 Федерального за кона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г.). месяцев, получим следующие цифры: 126 миллионов рублей для льготного обеспечения, 39 миллионов рублей — для 50-проиентной оплаты за лекарст ва. Годовая потребность денежных средств, необходимых для погашения оплаты за лекарства по льготным ре цептам, — 165 миллионов рублей. Вот и сопоставим: 64 миллиона рублей выплачено в погашение затрат (об этом кричит реклама), тогда как необходимо не менее 165 миллионов рублей. Какая же это заслуга, уважае мый рекламодатель? Чем тут гордить ся? При всем при этом только за 1998 год смертность среди инвалидов воз росла почти в 1,5 раза, в том числе и из-за нехватки у инвалидов в нужный момент нужного персонального ле карства. Отсутствие достоверной информа ции не только вводит в заблуждение и руководителей и население, но и спо собствует принятию ошибочных ре шений по социальным программам. Более трех лет назад администра ции Новосибирской области были пе реданы концептуальные разработки «Социального паспорта и индивиду альной программы реабилитации ин валида (ИПРИ)» и «Удостоверения и ИПРИ», с помощью которых можно было бы без существенных дополни тельных затрат, в плановом порядке переосвидетельствования инвалидов создать за 2 — -3 года регистр инвали дов Новосибирской области — фраг мент единого государственного Регистра инвалидов России. Опроби- ровать эти документы и с 1999 года предложить правительству внедрить эту программу по всей России. Необ ходимость создания государственно го Регистра инвалидов России, высказанная еше в 1996 году, призна на государством в 1999 году введени ем в статью 4 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. дополнительного пункта 20 по созда нию «...единой системы учета инвали дов в Российской Федерации...» Если бы с 1996 года были реализо ваны на практике «Социальный пас порт и ИПРИ», администрация области имела бы уже сегодня досто верную информацию о количестве и составе инвалидов. Сегодня можно было бы точно сказать, сколько в об ласти инвалидов-колясочников, инвалидов-астматиков, инвалидов- сердечников, инвалидов-гипертони ков — инвалидов по любому заболеванию. Сколько из них нужда ются в улучшении жилищных условий по состоянию здоровья. Сколько надо костылей, тростей и других техничес ких средств реабилитации. Сколько и какого профиля необходимо иметь реабилитационных центров. Сколько инвалидов нуждаются в переквали- £ икании и по каким профессиям. колько необходимо для инвалидов и каких именно медикаментов и рас ходных материалов, рабочих мест, учебных мест в школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заве дениях и так далее. На основе данных «Социального паспорта и ИПРИ» можно получить любую информацию, в том числе и для развития экономики, а с введени ем в базу данных стоимостных харак теристик — и финансовые затраты на те или иные социальные программы. Но управление социальной зашиты населения до сих пор пользуется ста рыми статистическими методами по лучения информации и беспокоится не столько об инвалидах, сколько о расширении управленческого персо нала. Один только пример. До 90-х годов вопросами обеспечения инва лидов специальным автотранспортом занимались всего 3 человека в облсо- бесе, и они (втроем!) обеспечивали в год 300 — 500 инвалидов спеиавто- кат, прокурор, судья, судебный при став — такие же люди и граждане Рос- сии, как и мы с вами. А человеку свойственно ошибаться, и не ошиба ется тот, кто не работает. И если мы все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ) и можем опротестовать действия и ре шения в соответствии с Законом «Об обжаловании в суд действий и реше ний, нарушающих права и свободы граждан», то на судей можно не «жа ловаться», так как судьи при этом ру ководствуются своим законом. И если даже судья, по вашему мнению, занимается волокитой, граничащей с преступной предвзятостью, то он не может (как все) быть привлечен к от ветственности. Если раньше судей мы с вами выбирали и могли кого-то ото звать с должности, то теперь их назна- чают, и мы никак на этот процесс повлиять не можем. Отсюда произвол и безнаказанность судей. Вот пример. Судья не стал разби раться по иску инвалида к управле нию социальной защиты администрации области: пусть инва лид сам определяет виновника. Судье «нет дела», что при этом может вы явиться целая кавалькада ответчиков. И пока инвалид доберется до истин ного виновника, никаких моральных и тем более физических сил у него уже не останется. Разве не безнравственно в течение двух с лишним лет заставлять челове ка ходить по кабинетам судов, чтобы признали 1 9-летний стаж инвалида с детства более чем достаточным для получения им нормальной полноцен ной пенсии? Разве не безнравственно со стороны судебной системы, что с августа 1997 года инвалид 1 -й группы, женшина 34 лет с девочками, о кото рой уже говорилось в начале этой статьи, не может получить 401 рубль — положенную ей половинную стои мость авиабилета? Видите ли, работ ники министерства не смогли направить в регион соответствующие талоны, действие которых предусмот рено законом с начала 199/ года. А органы прокуратуры? Имеется не один случай, когда они, как у Раикина, «запускали дурочку» при решении оп ределенных вопросов. Представля ешь в прокуратуру документы с подтверждением об их фальсифика ции и спрашиваешь: «Является фальсификация документов преступ лением или нет?» Вам отвечают: «Пре тензий по необоснованности^) создания общественной организации у прокуратуры нет». Вот так: диалог с правоохранительным органом, как в «испорченном телефоне» у детей. А ведь это государственное учрежде ние, а не детский сад. А вновь созданная система Феде транспортом. Теперь же, с 1992 года, не менее 200 человек занимаются только вопросами спеиавтотранспор- та для инвалидов в районах города и области, а обеспечили они за эти 8 лет автомобилями не более 100 инвали дов. Если учесть, что эти, в обшем-то милые и хорошие, люди получают за работную плату (непонятно за какую работу) из бюджета области, то на эти деньги можно было бы приобрести в течение года автомобили «Ока» для 30 инвалидов бесплатно или 50 инва лидам с зачетом мотоколяски. Администрация области отдала ре шение вопросов материального бла госостояния пенсионеров в руки руководителей Пенсионного фонда, которые сомнительно трактуют по ложения пенсионного закона, не в пользу пенсионеров и инвалидов. Вспомним судебный процесс инвали да детства Г. М. Катаева, ставшего та ковым до 20 лет. Его 1 9-летний стаж Пенсионный фонд расценивает как неполный общий трудовой стаж и вы плачивает ему соответствующую пен сию, тогда как статья 29 Закона о государственных пенсиях узаконила: «...Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, (пенсия) назнача ется... независимо от продолжитель ности общего трудового стажа. В остальных случаях... необходим... трудовой стаж... не более чем 15 лет» . Советник юстиции, нотариус, адво- ральной службы судебных приставов? Что толку от ее создания, если руко водитель по служебной иерархии в те- чение 1,5 года спускает решение вопроса по невыполнению решения суда до секретаря. Так сказать, «стар шему помощнику младшего дворни ка», который некомпетентен решать эти вопросы. Чтобы облегчить инвалидам их фи зические и нравственные страдания, недавно мне'пришлось обратиться с открытым письмом к председателю Правительства России с просьбой о внесении изменений в законодатель ство Российской Федерации «О без отлагательном рассмотрении персональных дел инвалидов и их вне очередном обслуживании» в учреж дениях и организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. На мой взгляд, сейчас представите ли государственной власти даже не задумываются о нравственной сторо не своей деятельности. В свое время мне пришлось обра титься к Президенту России, как к последней инстанции по защите чести и достоинства гражданина. Мало того, что гарант Конституции России не защитил инвалида, так еше и сам высокий пост президента был унижен, с моей точки зрения, тем, что ответ за руководителя великой державы был отдан на подпись какому-то клерку — оператору (даже не начальнику) отде ла писем администрации Президента РФ. «Нравственность — это совокупность исторически изменяющихся при нципов, правил, норм, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и к обществу» — сказано в энциклопедическом словаре. Я призы ваю представителей государственной власти всех «ветвей» и всех уровней не забывать о нравственной стороне своей деятельности. Иначе у всех и каждо го сострадание к людям будет вытеснено тридцатью сребрениками. В. БОГОЛЮБОВ. Инвалид детства 1 -й группы. Консультант по правовой защите инвалидов. Ветеран труда. Коллаже. СИВАКОВСКОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2