Советская Сибирь, 2000, № 11

■ ВЕТСКАЯ <БИРЬ 21 января 2000 г. НАША ОБЩАЯ БОЛЬ 2®i Однажды мне довелось быть сви ­ детелем одной сиены. Из подъезда жилого дома с высоким крыльцом медленно спускалась пожилая тучная женшина, опираясь на руку, как мне показалось, дочери. Их сопровожда ­ ла женшина в белом халате, видимо, врач «Скорой помощи». С трудом пе ­ редвигая ноги, больная подошла к ма ­ шине — «бобику-фургону» с красным крестом. Дочь открыла дверь салона и стала затаскивать мать в машину. Возраст, вес и больные ноги пожилой женщины с трудом ус ­ тупили усилиям молодой. Врач лет 35 — 40 и шофер лет 25 спокойно взирали на эту картину. На просьбу дочери помочь ей поднять мать хотя бы на первую ступеньку ма ­ шины, расположенную от земли на высоте более полуметра, шофер от ­ ветил: «Нам за это не платят». «Да!, — подумалось мне с горечью, — ...вам...за это...не...платят!..» Хотя не уверен, что ставка отсутствующего санитара (или медсестры) не распре ­ делена по заработным платам шофе ­ ра и врача. ммшмммммшмммммммш^ Интересно, конечно, узнать: за что же платят врачам и обслуживающему персоналу бригад «неотложки» (шо ­ ферам, санитарам)? Что входит в их прямые обязанности по доставке больных? Разве нельзя оборудовать машины «Скорой помощи» трапом с двумя-тремя ступеньками еше на за ­ воде, где их изготавливают, чтобы больной мог спокойно подняться в машину своими ногами. И кто должен ' нести носилки, если пациент не может самостоятельно передвигаться? «Скорая помощь» уехала, а мои боль и досада остались. Сразу вспом ­ нились подопечные моей жены — ра- ботнииы центра социального обслуживания населения Централь ­ ного района Новосибирска. Речь идет о молодой женщине, инвалиде I груп ­ пы, колясочнице, воспитывающей двух несовершеннолетних девочек, для которой с большим трудом уда ­ лось достать путевку в санаторий. А также о молодой одинокой соседке по площадке, парализованной, инвалиде I группы, которой нужно было оформ ­ лять документы на жительство в «Дом милосердия». В обоих случаях нужны были консультации невропатолога, фтизиатра, психиатра. И в том, и в другом случаях сотрудники муници ­ пальной поликлиники потребовали от инвалидов оплаты за консультации, за транспортные расходы при посеще ­ нии инвалидов на дому. Это незаконно и безнравственно, и если, как выразился тот шофер, вам «...за это не платят...» (в чем можно и должно усомниться), то, господа-спе ­ циалисты, ступайте работать туда, где платят, где все измеряется «трид ­ цатью сребрениками». Не позорьте честь и достоинство человека и про ­ фессионала! Слава Богу, появилась возмож ­ ность высказать представителям влас ­ ти то, что в другое время придержал бы при себе по формуле: «себе доро ­ же». По телевидению во время пред ­ выборной кампании шла реклама в поддержку губернатора области: «Ежегодно на содержание домов-ин ­ тернатов для престарелых админист ­ рация области тратит 50 миллионов рублей»; «На компенсацию средств по обеспечению пенсионеров и инва ­ лидов льготными лекарствами адми ­ нистрация области ежегодно тратит 64 тысячи рублей»... И мы, жители Новосибирска и области, «должны знать об этом». Как только появлялась такая рекла ­ ма, у меня сразу возникал вопрос: «Столько потратили, а сколько же было нужно?» Все познается в сравне ­ нии. К сожалению, нас — читателей, слушателей, телезрителей — очень часто снабжают однобокой информа ­ цией. Попробуем чисто арифмети ­ чески определить, пусть даже очень приблизительно, сколько нужно денег на компенсацию средств по льготным рецептам на медикаменты инвалидам и пенсионерам? Согласно законода ­ тельству России, инвалиды 1-й, 2-й групп и дети-инвалиды обеспечива ­ ются лекарствами бесплатно, а 50- проиентная скидка предусмотрена для оплаты лекарств инвалидам 3-й группы и пенсионерам-ветеранам. По статистическим данным, инвалидов, пользующихся лекарствами бесплат ­ но, 105 тысяч человек, а пенсионеров, пользующихся 50-проиентной стои ­ мостью лекарств, — около 65 тысяч. Если взять за отправную цифру сумму в 100 рублей, расходуемую каждым из этих людей в среднем в месяц, даже в рамках рекомендуемо ­ го перечня лекарств (что уж тут говорить об индивидуальном лекарственном обеспечении — сойдет и типовой заменитель), умно ­ жим на количество льготников и на 12 СОСТРАДАНИЕ ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ Можно понять и оправдать взимание платы в муниципальных поликли ­ никах за оказание услуг, выполняемых по прихоти посетителей, но вызы ­ вает недоумение и возмущение взимание денег заобслуживание по направлению врачей в поликлинике по месту жительства, тем более с инва- \ лидов, которые проходят обследование по необходимости, а не по прихо ­ ти. «...Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая ле ­ карственное обеспечение, осуществляется бесплатно...» (статья 13 Федерального за кона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г.). месяцев, получим следующие цифры: 126 миллионов рублей для льготного обеспечения, 39 миллионов рублей — для 50-проиентной оплаты за лекарст ­ ва. Годовая потребность денежных средств, необходимых для погашения оплаты за лекарства по льготным ре ­ цептам, — 165 миллионов рублей. Вот и сопоставим: 64 миллиона рублей выплачено в погашение затрат (об этом кричит реклама), тогда как необходимо не менее 165 миллионов рублей. Какая же это заслуга, уважае ­ мый рекламодатель? Чем тут гордить ­ ся? При всем при этом только за 1998 год смертность среди инвалидов воз ­ росла почти в 1,5 раза, в том числе и из-за нехватки у инвалидов в нужный момент нужного персонального ле ­ карства. Отсутствие достоверной информа ­ ции не только вводит в заблуждение и руководителей и население, но и спо ­ собствует принятию ошибочных ре ­ шений по социальным программам. Более трех лет назад администра ­ ции Новосибирской области были пе ­ реданы концептуальные разработки «Социального паспорта и индивиду ­ альной программы реабилитации ин ­ валида (ИПРИ)» и «Удостоверения и ИПРИ», с помощью которых можно было бы без существенных дополни ­ тельных затрат, в плановом порядке переосвидетельствования инвалидов создать за 2 — -3 года регистр инвали ­ дов Новосибирской области — фраг ­ мент единого государственного Регистра инвалидов России. Опроби- ровать эти документы и с 1999 года предложить правительству внедрить эту программу по всей России. Необ ­ ходимость создания государственно ­ го Регистра инвалидов России, высказанная еше в 1996 году, призна ­ на государством в 1999 году введени ­ ем в статью 4 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. дополнительного пункта 20 по созда ­ нию «...единой системы учета инвали ­ дов в Российской Федерации...» Если бы с 1996 года были реализо ­ ваны на практике «Социальный пас ­ порт и ИПРИ», администрация области имела бы уже сегодня досто ­ верную информацию о количестве и составе инвалидов. Сегодня можно было бы точно сказать, сколько в об ­ ласти инвалидов-колясочников, инвалидов-астматиков, инвалидов- сердечников, инвалидов-гипертони ­ ков — инвалидов по любому заболеванию. Сколько из них нужда ­ ются в улучшении жилищных условий по состоянию здоровья. Сколько надо костылей, тростей и других техничес ­ ких средств реабилитации. Сколько и какого профиля необходимо иметь реабилитационных центров. Сколько инвалидов нуждаются в переквали- £ икании и по каким профессиям. колько необходимо для инвалидов и каких именно медикаментов и рас ­ ходных материалов, рабочих мест, учебных мест в школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заве ­ дениях и так далее. На основе данных «Социального паспорта и ИПРИ» можно получить любую информацию, в том числе и для развития экономики, а с введени ­ ем в базу данных стоимостных харак ­ теристик — и финансовые затраты на те или иные социальные программы. Но управление социальной зашиты населения до сих пор пользуется ста ­ рыми статистическими методами по ­ лучения информации и беспокоится не столько об инвалидах, сколько о расширении управленческого персо ­ нала. Один только пример. До 90-х годов вопросами обеспечения инва ­ лидов специальным автотранспортом занимались всего 3 человека в облсо- бесе, и они (втроем!) обеспечивали в год 300 — 500 инвалидов спеиавто- кат, прокурор, судья, судебный при ­ став — такие же люди и граждане Рос- сии, как и мы с вами. А человеку свойственно ошибаться, и не ошиба ­ ется тот, кто не работает. И если мы все равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ) и можем опротестовать действия и ре ­ шения в соответствии с Законом «Об обжаловании в суд действий и реше ­ ний, нарушающих права и свободы граждан», то на судей можно не «жа ­ ловаться», так как судьи при этом ру ­ ководствуются своим законом. И если даже судья, по вашему мнению, занимается волокитой, граничащей с преступной предвзятостью, то он не может (как все) быть привлечен к от ­ ветственности. Если раньше судей мы с вами выбирали и могли кого-то ото ­ звать с должности, то теперь их назна- чают, и мы никак на этот процесс повлиять не можем. Отсюда произвол и безнаказанность судей. Вот пример. Судья не стал разби ­ раться по иску инвалида к управле ­ нию социальной защиты администрации области: пусть инва ­ лид сам определяет виновника. Судье «нет дела», что при этом может вы ­ явиться целая кавалькада ответчиков. И пока инвалид доберется до истин ­ ного виновника, никаких моральных и тем более физических сил у него уже не останется. Разве не безнравственно в течение двух с лишним лет заставлять челове ­ ка ходить по кабинетам судов, чтобы признали 1 9-летний стаж инвалида с детства более чем достаточным для получения им нормальной полноцен ­ ной пенсии? Разве не безнравственно со стороны судебной системы, что с августа 1997 года инвалид 1 -й группы, женшина 34 лет с девочками, о кото ­ рой уже говорилось в начале этой статьи, не может получить 401 рубль — положенную ей половинную стои ­ мость авиабилета? Видите ли, работ ­ ники министерства не смогли направить в регион соответствующие талоны, действие которых предусмот ­ рено законом с начала 199/ года. А органы прокуратуры? Имеется не один случай, когда они, как у Раикина, «запускали дурочку» при решении оп ­ ределенных вопросов. Представля ­ ешь в прокуратуру документы с подтверждением об их фальсифика ­ ции и спрашиваешь: «Является фальсификация документов преступ ­ лением или нет?» Вам отвечают: «Пре ­ тензий по необоснованности^) создания общественной организации у прокуратуры нет». Вот так: диалог с правоохранительным органом, как в «испорченном телефоне» у детей. А ведь это государственное учрежде ­ ние, а не детский сад. А вновь созданная система Феде ­ транспортом. Теперь же, с 1992 года, не менее 200 человек занимаются только вопросами спеиавтотранспор- та для инвалидов в районах города и области, а обеспечили они за эти 8 лет автомобилями не более 100 инвали ­ дов. Если учесть, что эти, в обшем-то милые и хорошие, люди получают за ­ работную плату (непонятно за какую работу) из бюджета области, то на эти деньги можно было бы приобрести в течение года автомобили «Ока» для 30 инвалидов бесплатно или 50 инва ­ лидам с зачетом мотоколяски. Администрация области отдала ре ­ шение вопросов материального бла ­ госостояния пенсионеров в руки руководителей Пенсионного фонда, которые сомнительно трактуют по ­ ложения пенсионного закона, не в пользу пенсионеров и инвалидов. Вспомним судебный процесс инвали ­ да детства Г. М. Катаева, ставшего та ­ ковым до 20 лет. Его 1 9-летний стаж Пенсионный фонд расценивает как неполный общий трудовой стаж и вы ­ плачивает ему соответствующую пен ­ сию, тогда как статья 29 Закона о государственных пенсиях узаконила: «...Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, (пенсия) назнача ­ ется... независимо от продолжитель ­ ности общего трудового стажа. В остальных случаях... необходим... трудовой стаж... не более чем 15 лет» . Советник юстиции, нотариус, адво- ральной службы судебных приставов? Что толку от ее создания, если руко ­ водитель по служебной иерархии в те- чение 1,5 года спускает решение вопроса по невыполнению решения суда до секретаря. Так сказать, «стар ­ шему помощнику младшего дворни ­ ка», который некомпетентен решать эти вопросы. Чтобы облегчить инвалидам их фи ­ зические и нравственные страдания, недавно мне'пришлось обратиться с открытым письмом к председателю Правительства России с просьбой о внесении изменений в законодатель ­ ство Российской Федерации «О без ­ отлагательном рассмотрении персональных дел инвалидов и их вне ­ очередном обслуживании» в учреж ­ дениях и организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. На мой взгляд, сейчас представите ­ ли государственной власти даже не задумываются о нравственной сторо ­ не своей деятельности. В свое время мне пришлось обра ­ титься к Президенту России, как к последней инстанции по защите чести и достоинства гражданина. Мало того, что гарант Конституции России не защитил инвалида, так еше и сам высокий пост президента был унижен, с моей точки зрения, тем, что ответ за руководителя великой державы был отдан на подпись какому-то клерку — оператору (даже не начальнику) отде ­ ла писем администрации Президента РФ. «Нравственность — это совокупность исторически изменяющихся при ­ нципов, правил, норм, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и к обществу» — сказано в энциклопедическом словаре. Я призы ­ ваю представителей государственной власти всех «ветвей» и всех уровней не забывать о нравственной стороне своей деятельности. Иначе у всех и каждо ­ го сострадание к людям будет вытеснено тридцатью сребрениками. В. БОГОЛЮБОВ. Инвалид детства 1 -й группы. Консультант по правовой защите инвалидов. Ветеран труда. Коллаже. СИВАКОВСКОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2