Советская Сибирь, 1999, № 144
изИв партнер 1 7 . Совместный проект газеты «Советская Сибирь» и «Интерфакс ВРЕМЯ» Мировой футбол переживает строительный бум С т а д и о н ы УПоследний чемпионат мира по футболу во Франции кроме спортивных резуль татов открыл еще и целый ряд направлений и новых установок для всей фут больной инфраструктуры. В частности, по всему миру идет строительство арен принципиально нового ти па, с которыми самому по пулярному в мире виду спорта предстоит войти в XXI век. С тадионов не то чтобы не хватает - просто, с одной стороны, требования ФИФ А и УЕФА к безопасности, наличию индивидуальных сидений, каче ству освещения и так далее за ставляют перейти на реконст рукцию арен, а с другой - сами хозяева спортивных сооруже ний понимают, что для получе ния прибылей стадионы долж ны менять не только свое лицо, но и функции. Архитектора Мишеля Мака- ри, создавшего вместе с колле гами новый «Стад де Франс» в Париже, спросили: «С точки зре ния строителя, можно ли срав нить «Стад де Франс» с «Мара- каной» в Рио-де-Жанейро?» В ответ прозвучало: «С «Марака- ной» ни в коем случае, ведь эта арена была построена более по лувека назад и, хотя ее модер низировали, она до сих пор не сет в себе элементы старого сти ля. «Стад де Франс» - спортив ное сооружение нового поколе ния, и во время его проектиро вания мы большее внимание уделяли тому, чтобы зритель не только смотрел матчи, но и ос тавался на стадионе на так назы ваемый «третий тайм». Этой це ли служат салоны и ложи, а так же многофункциональные ре шения - например, помещения на стадионе могут использо ваться, скажем, для спектаклей или оперных представлений. В Англии, претендующей на проведение чемпионата мира 2006 г., собираются снести леген дарный лондонский «Уэмбли» и отстроить его заново. Архитек турную задачу осложняет тот факт, что нужно сохранить две старинные башни, являющиеся символом «Уэмбли». В СШ А чемпионат мира 1994 года инициировал футбольный бум. Власти штата Мэриленд проголосовали за строительст во арены исключительно для соккера (прежде использова лись поля, предназначенные для американского футбола). Пока средняя посещаемость матчей в СШ А составляет 31 тыс. зрителей. Это в принципе приносит прибыль, но недоста точную для того, чтобы футбол в рейтинге популярности на те левидении сдвинулся со 101-го места. Но, как бы то ни было, новостройку планируют с чисто американским размахом. В за висимости от погоды крыша мо жет сдвигаться или раздвигать ся, а воздух соответственно по догреваться или охлаждаться. Кроме тога разрабатывает ся программа строительства 24 локальных арен в небольших городках, каждая из которых обойдется в 9 млн. долларов. Восемь тысяч зрителей на лю бом из этих стадионов смогут наблюдать за матчами из кре сел, оборудованных видеомо ниторами, и смотреть повторы спорных моментов. Ну а что в России? В ходе ны нешнего чемпионата открылся новый стадион в подмосков ном Раменском, предназначен ный специально для футбола и вмещающий 16 500 зрителей. К десятому туру наконец-то за вершились работы по модер низации стадиона «Уралан» в Элисте. В Москве руководство ФК ЦСКА пробивает передачу арены «Песчаное» на баланс клуба, что позволило бы при влечь инвесторов для ее рекон струкции, - требованиям Лиги чемпионов «Песчаное» не отве чает. Впрочем, генеральный ди ректор АО «Лужники» Влади мир Алешин был бы заинтере сован в том, чтобы армейцы .проводили международные матчи на его «пятизвездочном» красавце. «Спартак» уже за ключил договор с «Лужника ми» на еврокубковые матчи, однако не отказывается от пла нов строительства собственно го стадиона. П ервоначальный проект строительства стадиона «Спар так» предусматривал следую щие характеристики: 52 тыс. мест для зрителей, 5200 мест для автомобилей на встроен ной и подземной стоянке, рес торан с видом на поле, ложи \/1Р с балконами, кафе в под- трибунных помещениях, фан- клубы и музей. В духе «Стад де Франс» сооруж ение д олж но быть многоф ункциональным - в свободное от матчей время газон накрывается специаль ными щитами для зрелищ но массовых м ероприятий. При землеотводе Ф К не получил участок, на который претендо вал ранее, но, по всей видимо сти, и на новом месте строите ли будут осуществлять ту же самую идею с некоторыми по правками. Георгий МОРОЗОВ Ф и н а н с ы В декабре минувшего го да старейший член Меж дународного олимпийско го комитета Марк Ходлер, пожалуй, впервые за всю историю олимпийского движения публично при поднял завесу над заку лисной борьбой, которая непрерывно идет за право проведения очередного олимпийского форума. По его словам, представите ли городов - кандидатов на проведение Олимпий ских игр предлагают чле нам комитета, обладаю щим правом голоса, круп ные суммы за продвиже ние нужного решения. На пример, официальные ли ца Солт-Лейк-Сити, где со стоится зимняя Олимпиа- да-2002, якобы потратили 400 тысяч долларов на эти цели. 400 тысяч долларов - это менее одного процента предполагаемых доходов только от продажи биле тов и лицензионных това ров на Играх-2002. Так что овчинка стоит выделки. Откуда приходят в олим пийский мир такие огром ные деньги и почему их поток постоянно нараста ет? Вот вопросы, на кото рые мы постараемся отве тить. ЭТО «СЛАДКОЕ» СЛОВО - СПОНСОР Начнем со спонсорских поступле ний. Спонсоры сопровождали олим пийское движение всегда. Напри мер, один из десяти топ-спонсоров Игр-1996 в Атланте, «Кодак», мате риально участвовал в организации соревнований аж вековой давно сти, то есть во времена барона Ку- бертена! «Кока-кола» дебютирова ла в 1928 году. Еще два представи теля из этого списка, Ай-би-эм и «Ксерокс», в будущем году отметят сорокалетие спонсорского участия в Олимпийских играх. Понятие «топ-спонсор» возник ло в 1985 году, когда Международ ный олимпийский комитет разрабо тал специальную программу по привлечению капиталов. Первая собранная тогда команда спонсо ров ТОП-1 функционировала до Олимпиады-1988, ТОП-2 - до Игр- 1992, а соревнования в Атланте па тронировала ТОП-3. Причем ниж няя планка для вступления в завет ный клуб постоянно поднималась, отодвигая во второй ряд тех, кто не в состоянии платить астрономиче ские суммы. В итоге лицензионные сборы в Атланте составили 42 млн. долл, и почти вдвое превысили барселонские. В отличие от прочих топ-спонсоры имеют эксклюзивное право использовать логотип пяти колец для своих имиджевых кампа ний, вхожи на все олимпийские со ревнования и обладают доступом к спортсменам. Спонсоры второго десятка, пе речислившие на счет оргкомитета Игр-1996 по миллиону долл., полу чали возможность эксплуатировать в рекламе логотип олимпийского пламени. В третью группу вошли еще 45 фирм, чей взнос составил по 500 тыс. «зеленых». Однако далеко не все деньги идут непосредственно в оргкомитет Игр. Оказалось, что важно не толь ко попасть в элитную группу спон соров, но и отследить, чтобы бли жайшие конкуренты за счет покуп ки телевизионного времени внутри трансляций не свели на нет резуль таты главной цели. Борьба за эфир имеет свою пре дысторию. Во время зимних Олим пийских игр-1994 только 34 проц. опрошенных американцев назвали «Макдоналдс» в качестве офици ального спонсора. «Кока-кола» со брала побольше - 43 проц. голо сов. Данные не устроили руководст во обеих компаний, в связи с чем и были сделаны поправки - теперь эти фирмы оплачивают не только рекламу, но и ее эксклюзивность. УЧАСТИЕ - ОТНЮДЬ НЕ ГЛАВНОЕ Специализированное издание «Шпортс лайв», изучая тему спон сорства, проинтервьюировало ру ководителей восьми фирм, вхо дивших в пул «Тим-Олимпия», пе ред Играми в Атланте. Это «Ади дас», «Банкгезелльшафт Берлин», Ай-би-эм, «Келлогс», «Люфтганза», «Оби», «Дойче телеком» и «Фольк сваген». Один из вопросов звучал так: «Почему вы стали участниками пула?» При ответе на него обрати ли на себя внимание немецкие компании, которые говорили не только о более высокой степени известности, но и о моральных фа кторах. Например, «Келлогс», про пагандирующий правильное пита ние, заявил устами своего предста вителя: «Это было и есть идеаль ное дополнение к совместной ра боте под девизом «Молодежь тре нируется к Олимпиаде». «Фольк сваген» тоже отметил, что участие в пуле сочетается с содействием юношескому спорту. О доминировании меркантиль ного подхода к финансированию спортивных соревнований в Герма нии знают не понаслышке. В 1995 году здесь к финансированию олимпийской сборной страны по пытались привлечь широкие слои населения. Был основан Олимпий- благодаря усилиям 380 тыс. рядо вых болельщиков было собрано 11 млн. долларов. Но при этом ис пользовался не столько принцип высокой морали, сколько эксплуа тировалась страсть к тщеславию: имя каждого жертвующего наноси лось на специальную гранитную до ску размером 10 на 10 метров. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДИКТУЕТ ВСЕ Вторым колоссальным источником средств для МОК является телеви- по карма Атланта - «дорогая моя столица» Олимпиады-96. ский клуб, членом которого мог стать любой немец, внесший всту пительный взнос в 69 марок. Пона чалу клуб собрал под свои знамена 50 тыс. человек. Но когда выясни лось, что членство в нем не дает ни каких преимуществ даже в обеспе чении интересующей информаци ей, уже через год число доброволь ных помощников сократилось впя теро. Интернет-кафе посещали практически только журналисты и функционеры, а простых любите лей эта акция не заинтересовала. Конечно, привлечение народ ных пожертвований в принципе возможно. В Атланте, например, дение. В Барселоне-1992 права на трансляции были проданы за 401 млн. долл., в Атланте-1996 сумма возросла уже до 456 миллионов. Сидней-2000 должен побить все ре корды с огромным запасом - 756 миллионов! Эти деньги позволяют теледея телям активно вмешиваться в сам процесс проведения Игр. Так, теле компания «Эн-би-си» три года на зад сумела настоять на переносе церемонии открытия Игр. Обычно она проходила по субботам, одна ко специалисты по маркетингу рас считали, что в случае переносе, трансляции на пятницу компания дополнительно получит от рекла мы 7 млн. долларов. Практически деньги из воздуха! Таким образом, вступая в аль янс с электронными средствами массовой информации, МОК лиша ется возможности влиять на поло жение дел. Телевизионщики дикту ют график соревнований, порой за ставляя спортсменов состязаться в неудобное для них, но выгодное для компании'время. К тому же в Атланте Эн-би-си делала акцент на выступление американских атле тов, даже если они в данный мо мент и не вели борьбу за медали. То есть допускался откровенный перекос в ущерб интересам осталь ной аудитории. Расценки для спонсоров, захва тивших 80 проц. рекламного вре мени, составляли 450 тыс. долл, за 30-секундный сюжет. 8 общей сложности топ-спонсор «Кока-ко ла» выложила около 500 млн. долл., а фирмы из второй катего рии вроде «Дженерал моторе» и «Макдоналдс» - по 100 миллионов. Так что Эн-би-си свои деньги не только вернула, но и солидно под заработала на рекламе. ЗАВЕРНИТЕ ИГРЫ В ПЕЛЕНКУ! Доходы от Олимпиады-2000 в Сид нее, естественно, пока можно толь ко калькулировать, но организато ры настолько уверены в коммерче ском успехе, что объявили: общест- " венный транспорт в австралийском городе будет бесплатно перевозить зрителей, располагающих билета ми на соревнования. На всех пре дыдущих Играх такую льготу предо ставляли только аккредитованным спортсменам, членам делегаций и журналистам. Но если Сидней ждет лучших атлетов планеты в будущем году, то в США сейчас полным ходом идет борьба за право принять Игры... 2012 года! О своих олимпийских амбициях заявили власти десяти го родов, многие из которых непросто отыскать на карте. Коммерческий успех Атланты заставил поверить градоначальни ков, что 10 млн. долл., необходи мые для включения в предвыбор ную гонку, - это не деньги. А дабы иметь шансы ее выиграть, нужно затратить примерно в шесть раз больше. Самым забавным кандидатом называют Арлингтон, штат Техас. О нем известно лишь то, что город располагает четырьмя военными аэродромами. Но американские ре портеры уже вычислили, что в тени Арлингтона скрывается пара Дал лас - Форт-Уэрт, центры нефтяного и компьютерного бизнеса. Правда, летом температура здесь доходит до 40 градусов, но в соседнем Хью стоне, также потенциальном горо- де-кандидате, бывает еще жарче! В штате Огайо подал голос Цин циннати, движимый известной ком панией «Проктер энд Гэмбл». Так что, как шутят обозреватели, Олим- лиада-2012 может быть завернута в пеленку. В очередной раз хочет принять состязания Лос-Анджелес - после 1932 и 1984 годов. Возможно, ис ключительно из-за того, чтобы та ким хет-триком установить рекорд. Заявился Нью-Йорк, где, по предварительным прикидкам, Игры будут стоить в два раза дороже, чем в других городах. Исключая разве что Сан-Франциско, но у Фриско слишком плохая репутация в глазах МОК: место, где с удовольствием собираются гомосексуалисты, нар команы, хиппи, анархисты, консер вативный комитет вряд ли захочет отдавать под лозунг «О спорт, ты - мир!». Зато идеальным пунктом вы глядит Сиэтл, расположенный на Ти хоокеанском побережье. «Боинг» и «Майкрософт» способны обеспе чить солидную финансовую подпит ку, да и климат здесь подходящий. Похоже, Тампа во Флориде вы ступила лишь для того, чтобы сде лать себе бесплатную рекламу. По крайней мере, в городе нет ни де нег, ни современных спортивных сооружений, а усугубляет обстанов ку все та же жара. А вот пара Вашингтон - Балти мор настроена серьезно. Американская столица посте пенно срастается с портом Мэри ленд, а в таком сочетании вся необ ходимая для проведения Олимпиа ды инфраструктура налицо. Как бы то ни было, становится очевидно: шансы выиграть лучше у тех участников тендера, которых поддерживает крупный частный ка питал. И именно по этой причине попытки России заполучить Игры в Москву или Санкт-Петербург выгля дят неубедительными в глазах чле нов МОК - ведь у нас упор делается на государственную поддержку. Ну а когда государство постоянно зани мает деньги на Западе, что называ ется, «на жизнь», откуда же взяться излишкам, которые можно было бы вложить в проведение Олимпиады? Татьяна БОРИСОВА, Георгий МОРОЗОВ Фото Юрия СОКОЛОВА № 144, 6 августа 1999 г. «Советская Сибирь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2