Советская Сибирь, 1999, № 144

изИв партнер 1 7 . Совместный проект газеты «Советская Сибирь» и «Интерфакс ВРЕМЯ» Мировой футбол переживает строительный бум С т а д и о н ы УПоследний чемпионат мира по футболу во Франции кроме спортивных резуль­ татов открыл еще и целый ряд направлений и новых установок для всей фут­ больной инфраструктуры. В частности, по всему миру идет строительство арен принципиально нового ти­ па, с которыми самому по­ пулярному в мире виду спорта предстоит войти в XXI век. С тадионов не то чтобы не хватает - просто, с одной стороны, требования ФИФ А и УЕФА к безопасности, наличию индивидуальных сидений, каче­ ству освещения и так далее за­ ставляют перейти на реконст­ рукцию арен, а с другой - сами хозяева спортивных сооруже­ ний понимают, что для получе­ ния прибылей стадионы долж ­ ны менять не только свое лицо, но и функции. Архитектора Мишеля Мака- ри, создавшего вместе с колле­ гами новый «Стад де Франс» в Париже, спросили: «С точки зре­ ния строителя, можно ли срав­ нить «Стад де Франс» с «Мара- каной» в Рио-де-Жанейро?» В ответ прозвучало: «С «Марака- ной» ни в коем случае, ведь эта арена была построена более по­ лувека назад и, хотя ее модер­ низировали, она до сих пор не­ сет в себе элементы старого сти­ ля. «Стад де Франс» - спортив­ ное сооружение нового поколе­ ния, и во время его проектиро­ вания мы большее внимание уделяли тому, чтобы зритель не только смотрел матчи, но и ос­ тавался на стадионе на так назы­ ваемый «третий тайм». Этой це­ ли служат салоны и ложи, а так­ же многофункциональные ре­ шения - например, помещения на стадионе могут использо­ ваться, скажем, для спектаклей или оперных представлений. В Англии, претендующей на проведение чемпионата мира 2006 г., собираются снести леген­ дарный лондонский «Уэмбли» и отстроить его заново. Архитек­ турную задачу осложняет тот факт, что нужно сохранить две старинные башни, являющиеся символом «Уэмбли». В СШ А чемпионат мира 1994 года инициировал футбольный бум. Власти штата Мэриленд проголосовали за строительст­ во арены исключительно для соккера (прежде использова­ лись поля, предназначенные для американского футбола). Пока средняя посещаемость матчей в СШ А составляет 31 тыс. зрителей. Это в принципе приносит прибыль, но недоста­ точную для того, чтобы футбол в рейтинге популярности на те­ левидении сдвинулся со 101-го места. Но, как бы то ни было, новостройку планируют с чисто американским размахом. В за­ висимости от погоды крыша мо­ жет сдвигаться или раздвигать­ ся, а воздух соответственно по­ догреваться или охлаждаться. Кроме тога разрабатывает­ ся программа строительства 24 локальных арен в небольших городках, каждая из которых обойдется в 9 млн. долларов. Восемь тысяч зрителей на лю­ бом из этих стадионов смогут наблюдать за матчами из кре­ сел, оборудованных видеомо­ ниторами, и смотреть повторы спорных моментов. Ну а что в России? В ходе ны­ нешнего чемпионата открылся новый стадион в подмосков­ ном Раменском, предназначен­ ный специально для футбола и вмещающий 16 500 зрителей. К десятому туру наконец-то за­ вершились работы по модер­ низации стадиона «Уралан» в Элисте. В Москве руководство ФК ЦСКА пробивает передачу арены «Песчаное» на баланс клуба, что позволило бы при­ влечь инвесторов для ее рекон­ струкции, - требованиям Лиги чемпионов «Песчаное» не отве­ чает. Впрочем, генеральный ди­ ректор АО «Лужники» Влади­ мир Алешин был бы заинтере­ сован в том, чтобы армейцы .проводили международные матчи на его «пятизвездочном» красавце. «Спартак» уже за­ ключил договор с «Лужника­ ми» на еврокубковые матчи, однако не отказывается от пла­ нов строительства собственно­ го стадиона. П ервоначальный проект строительства стадиона «Спар­ так» предусматривал следую­ щие характеристики: 52 тыс. мест для зрителей, 5200 мест для автомобилей на встроен­ ной и подземной стоянке, рес­ торан с видом на поле, ложи \/1Р с балконами, кафе в под- трибунных помещениях, фан- клубы и музей. В духе «Стад де Франс» сооруж ение д олж но быть многоф ункциональным - в свободное от матчей время газон накрывается специаль­ ными щитами для зрелищ но­ массовых м ероприятий. При землеотводе Ф К не получил участок, на который претендо­ вал ранее, но, по всей видимо­ сти, и на новом месте строите­ ли будут осуществлять ту же самую идею с некоторыми по­ правками. Георгий МОРОЗОВ Ф и н а н с ы В декабре минувшего го­ да старейший член Меж­ дународного олимпийско­ го комитета Марк Ходлер, пожалуй, впервые за всю историю олимпийского движения публично при­ поднял завесу над заку­ лисной борьбой, которая непрерывно идет за право проведения очередного олимпийского форума. По его словам, представите­ ли городов - кандидатов на проведение Олимпий­ ских игр предлагают чле­ нам комитета, обладаю­ щим правом голоса, круп­ ные суммы за продвиже­ ние нужного решения. На­ пример, официальные ли­ ца Солт-Лейк-Сити, где со­ стоится зимняя Олимпиа- да-2002, якобы потратили 400 тысяч долларов на эти цели. 400 тысяч долларов - это менее одного процента предполагаемых доходов только от продажи биле­ тов и лицензионных това­ ров на Играх-2002. Так что овчинка стоит выделки. Откуда приходят в олим­ пийский мир такие огром­ ные деньги и почему их поток постоянно нараста­ ет? Вот вопросы, на кото­ рые мы постараемся отве­ тить. ЭТО «СЛАДКОЕ» СЛОВО - СПОНСОР Начнем со спонсорских поступле­ ний. Спонсоры сопровождали олим­ пийское движение всегда. Напри­ мер, один из десяти топ-спонсоров Игр-1996 в Атланте, «Кодак», мате­ риально участвовал в организации соревнований аж вековой давно­ сти, то есть во времена барона Ку- бертена! «Кока-кола» дебютирова­ ла в 1928 году. Еще два представи­ теля из этого списка, Ай-би-эм и «Ксерокс», в будущем году отметят сорокалетие спонсорского участия в Олимпийских играх. Понятие «топ-спонсор» возник­ ло в 1985 году, когда Международ­ ный олимпийский комитет разрабо­ тал специальную программу по привлечению капиталов. Первая собранная тогда команда спонсо­ ров ТОП-1 функционировала до Олимпиады-1988, ТОП-2 - до Игр- 1992, а соревнования в Атланте па­ тронировала ТОП-3. Причем ниж­ няя планка для вступления в завет­ ный клуб постоянно поднималась, отодвигая во второй ряд тех, кто не в состоянии платить астрономиче­ ские суммы. В итоге лицензионные сборы в Атланте составили 42 млн. долл, и почти вдвое превысили барселонские. В отличие от прочих топ-спонсоры имеют эксклюзивное право использовать логотип пяти колец для своих имиджевых кампа­ ний, вхожи на все олимпийские со­ ревнования и обладают доступом к спортсменам. Спонсоры второго десятка, пе­ речислившие на счет оргкомитета Игр-1996 по миллиону долл., полу­ чали возможность эксплуатировать в рекламе логотип олимпийского пламени. В третью группу вошли еще 45 фирм, чей взнос составил по 500 тыс. «зеленых». Однако далеко не все деньги идут непосредственно в оргкомитет Игр. Оказалось, что важно не толь­ ко попасть в элитную группу спон­ соров, но и отследить, чтобы бли­ жайшие конкуренты за счет покуп­ ки телевизионного времени внутри трансляций не свели на нет резуль­ таты главной цели. Борьба за эфир имеет свою пре­ дысторию. Во время зимних Олим­ пийских игр-1994 только 34 проц. опрошенных американцев назвали «Макдоналдс» в качестве офици­ ального спонсора. «Кока-кола» со­ брала побольше - 43 проц. голо­ сов. Данные не устроили руководст­ во обеих компаний, в связи с чем и были сделаны поправки - теперь эти фирмы оплачивают не только рекламу, но и ее эксклюзивность. УЧАСТИЕ - ОТНЮДЬ НЕ ГЛАВНОЕ Специализированное издание «Шпортс лайв», изучая тему спон­ сорства, проинтервьюировало ру­ ководителей восьми фирм, вхо­ дивших в пул «Тим-Олимпия», пе­ ред Играми в Атланте. Это «Ади­ дас», «Банкгезелльшафт Берлин», Ай-би-эм, «Келлогс», «Люфтганза», «Оби», «Дойче телеком» и «Фольк­ сваген». Один из вопросов звучал так: «Почему вы стали участниками пула?» При ответе на него обрати­ ли на себя внимание немецкие компании, которые говорили не только о более высокой степени известности, но и о моральных фа­ кторах. Например, «Келлогс», про­ пагандирующий правильное пита­ ние, заявил устами своего предста­ вителя: «Это было и есть идеаль­ ное дополнение к совместной ра­ боте под девизом «Молодежь тре­ нируется к Олимпиаде». «Фольк­ сваген» тоже отметил, что участие в пуле сочетается с содействием юношескому спорту. О доминировании меркантиль­ ного подхода к финансированию спортивных соревнований в Герма­ нии знают не понаслышке. В 1995 году здесь к финансированию олимпийской сборной страны по­ пытались привлечь широкие слои населения. Был основан Олимпий- благодаря усилиям 380 тыс. рядо­ вых болельщиков было собрано 11 млн. долларов. Но при этом ис­ пользовался не столько принцип высокой морали, сколько эксплуа­ тировалась страсть к тщеславию: имя каждого жертвующего наноси­ лось на специальную гранитную до­ ску размером 10 на 10 метров. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДИКТУЕТ ВСЕ Вторым колоссальным источником средств для МОК является телеви- по карма Атланта - «дорогая моя столица» Олимпиады-96. ский клуб, членом которого мог стать любой немец, внесший всту­ пительный взнос в 69 марок. Пона­ чалу клуб собрал под свои знамена 50 тыс. человек. Но когда выясни­ лось, что членство в нем не дает ни­ каких преимуществ даже в обеспе­ чении интересующей информаци­ ей, уже через год число доброволь­ ных помощников сократилось впя­ теро. Интернет-кафе посещали практически только журналисты и функционеры, а простых любите­ лей эта акция не заинтересовала. Конечно, привлечение народ­ ных пожертвований в принципе возможно. В Атланте, например, дение. В Барселоне-1992 права на трансляции были проданы за 401 млн. долл., в Атланте-1996 сумма возросла уже до 456 миллионов. Сидней-2000 должен побить все ре­ корды с огромным запасом - 756 миллионов! Эти деньги позволяют теледея­ телям активно вмешиваться в сам процесс проведения Игр. Так, теле­ компания «Эн-би-си» три года на­ зад сумела настоять на переносе церемонии открытия Игр. Обычно она проходила по субботам, одна­ ко специалисты по маркетингу рас­ считали, что в случае переносе, трансляции на пятницу компания дополнительно получит от рекла­ мы 7 млн. долларов. Практически деньги из воздуха! Таким образом, вступая в аль­ янс с электронными средствами массовой информации, МОК лиша­ ется возможности влиять на поло­ жение дел. Телевизионщики дикту­ ют график соревнований, порой за­ ставляя спортсменов состязаться в неудобное для них, но выгодное для компании'время. К тому же в Атланте Эн-би-си делала акцент на выступление американских атле­ тов, даже если они в данный мо­ мент и не вели борьбу за медали. То есть допускался откровенный перекос в ущерб интересам осталь­ ной аудитории. Расценки для спонсоров, захва­ тивших 80 проц. рекламного вре­ мени, составляли 450 тыс. долл, за 30-секундный сюжет. 8 общей сложности топ-спонсор «Кока-ко­ ла» выложила около 500 млн. долл., а фирмы из второй катего­ рии вроде «Дженерал моторе» и «Макдоналдс» - по 100 миллионов. Так что Эн-би-си свои деньги не только вернула, но и солидно под­ заработала на рекламе. ЗАВЕРНИТЕ ИГРЫ В ПЕЛЕНКУ! Доходы от Олимпиады-2000 в Сид­ нее, естественно, пока можно толь­ ко калькулировать, но организато­ ры настолько уверены в коммерче­ ском успехе, что объявили: общест- " венный транспорт в австралийском городе будет бесплатно перевозить зрителей, располагающих билета­ ми на соревнования. На всех пре­ дыдущих Играх такую льготу предо­ ставляли только аккредитованным спортсменам, членам делегаций и журналистам. Но если Сидней ждет лучших атлетов планеты в будущем году, то в США сейчас полным ходом идет борьба за право принять Игры... 2012 года! О своих олимпийских амбициях заявили власти десяти го­ родов, многие из которых непросто отыскать на карте. Коммерческий успех Атланты заставил поверить градоначальни­ ков, что 10 млн. долл., необходи­ мые для включения в предвыбор­ ную гонку, - это не деньги. А дабы иметь шансы ее выиграть, нужно затратить примерно в шесть раз больше. Самым забавным кандидатом называют Арлингтон, штат Техас. О нем известно лишь то, что город располагает четырьмя военными аэродромами. Но американские ре­ портеры уже вычислили, что в тени Арлингтона скрывается пара Дал­ лас - Форт-Уэрт, центры нефтяного и компьютерного бизнеса. Правда, летом температура здесь доходит до 40 градусов, но в соседнем Хью­ стоне, также потенциальном горо- де-кандидате, бывает еще жарче! В штате Огайо подал голос Цин­ циннати, движимый известной ком­ панией «Проктер энд Гэмбл». Так что, как шутят обозреватели, Олим- лиада-2012 может быть завернута в пеленку. В очередной раз хочет принять состязания Лос-Анджелес - после 1932 и 1984 годов. Возможно, ис­ ключительно из-за того, чтобы та­ ким хет-триком установить рекорд. Заявился Нью-Йорк, где, по предварительным прикидкам, Игры будут стоить в два раза дороже, чем в других городах. Исключая разве что Сан-Франциско, но у Фриско слишком плохая репутация в глазах МОК: место, где с удовольствием собираются гомосексуалисты, нар­ команы, хиппи, анархисты, консер­ вативный комитет вряд ли захочет отдавать под лозунг «О спорт, ты - мир!». Зато идеальным пунктом вы­ глядит Сиэтл, расположенный на Ти­ хоокеанском побережье. «Боинг» и «Майкрософт» способны обеспе­ чить солидную финансовую подпит­ ку, да и климат здесь подходящий. Похоже, Тампа во Флориде вы­ ступила лишь для того, чтобы сде­ лать себе бесплатную рекламу. По крайней мере, в городе нет ни де­ нег, ни современных спортивных сооружений, а усугубляет обстанов­ ку все та же жара. А вот пара Вашингтон - Балти­ мор настроена серьезно. Американская столица посте­ пенно срастается с портом Мэри­ ленд, а в таком сочетании вся необ­ ходимая для проведения Олимпиа­ ды инфраструктура налицо. Как бы то ни было, становится очевидно: шансы выиграть лучше у тех участников тендера, которых поддерживает крупный частный ка­ питал. И именно по этой причине попытки России заполучить Игры в Москву или Санкт-Петербург выгля­ дят неубедительными в глазах чле­ нов МОК - ведь у нас упор делается на государственную поддержку. Ну а когда государство постоянно зани­ мает деньги на Западе, что называ­ ется, «на жизнь», откуда же взяться излишкам, которые можно было бы вложить в проведение Олимпиады? Татьяна БОРИСОВА, Георгий МОРОЗОВ Фото Юрия СОКОЛОВА № 144, 6 августа 1999 г. «Советская Сибирь»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2