Советская Сибирь, 1999, № 139
'К 8 2 2 . (4г>‘ I * А • НЕСОСТОЯВШЕЕСЯХОББИ К А Р Т Ы VI В С Я Ж М З Н Ь А ядя Коля и Афонька сидели на одной табуретке и ели жа реную картошку из одной сковородки. Дядя Коля только что вер нулся из райцентра, куда ездил по кол хозным делам. Там на вокзале к нему приставали плохие дядьки, они хотели, чтобы дядя Коля проиграл им в карты последние штаны. — А я им говорю: не буду с вами иг рать, вы все шулеры, уходите отсюда, я сам такой! — выразительно рявкнул дядя Коля, завершая свой рассказ. Афонька даже свалился с табурет ки. Он любил дядю Колю, во всем под ражал ему, а история с картежниками, и особенно рычание о шулерах, внуши ло ребенку ненависть к карточной игре. И когда подросшему Афоньке другие ребятишки предлагали сыграть в дурака, он рычал в ответ: — Не буду с вами играть, вы все шу леры, уходите отсюда, я сам такой! За это сверстники боялись и уважа ли Афоньку. Потом Афонька вырос и стал Афа насием Ивановичем. Он узнал про Монте-Карло и Лас-Вегас, где со всего мира собираются матерые шулеры и за вечер профукивают в карты огромные состояния. Это еще больше укрепило в нем презрение к картам и картежни кам. У Афанасия Ивановича родился сын Сашка. Однажды участковый милицио нер Ворович привел плачущего Сашку и строго пожаловался Афанасию Ива новичу, что его сын играл в карты с со седскими мальчишками. Афанасий Иванович, не раздумывая, взял ремень и быстро сформировал у сына пра вильное отношение к картам. Опять прошло много лет. Сашка стал Александром, закончил школу, посту пил в вуз. Учился хорошо, но экзамен по математике заваливал четыре раза подряд. — Ну что же ты? — с сочувствием спросил Афанасий Иванович. — Да ты посмотри, какие задачи нам задают по теории вероятностей, — со сдержанным негодованием отвечал сын. — Из колоды карт вытащили наугад три карты, — прочитал Афанасий Ива нович первую попавшуюся задачу в за дачнике. — Какова вероятность, что следующая наугад вынутая карта ока жется семеркой червей? Он полистал задачник и с ужасом увидел, что большинство задач были про карты. — А я даже не знаю, сколько карт в этой проклятой колоде, — вздохнул Александр. — Ну и ладно, — решил Афанасий Иванович. — Не будешь инженером и не надо. Лучше приходи к нам на завод, человеком станешь! Александр так и сделал. Через три года он стал хорошйм токарем-универ- салом, через пять — бригадиром, ударником труда, неоднократным по бедителем социалистического сорев нования. Афанасий Иванович гордился Александром. У Александра родился сын Колька. Когда Колька учился в пятом классе, учительница Мария Ивановна застала Кольку за разглядыванием карт. Слу чилось это на ее уроке, поэтому она ве лела немедленно привести родителей. Дома был только Афанасий Иванович, в школу пришлось идти ему. Валентина Ивановна долго и нудно жаловалась на Кольку, неубедительно прогнозировала, к чему может привес ти увлечение азартными играми. Афа насий Иванович слушал, глядя в пол, вспоминал дядю Колю, свою жизнь, милиционера Воровича, неудачу Алек сандра. И вдруг что-то перевернулось в душе ветерана. — Ну и пусть ребенок играет, он, может быть, инженером станет! — рявкнул он. Его голос прокатился по школьным коридорам, задребезжал в оконных стеклах, отозвался в каждом звонке. Кольке Афанасий Иванович ничего не сказал, но внук все же получил заряд неприязни к картам. Когда Колька вырос и стал Николаем, карь ера инженера не заинтересовала его. Поискав подходящую работу, Николай устроился в казино вышибалой. Афа насий Иванович был доволен. Прово жая внука на работу, он каждый раз советовал: — Ты там построже с ними. Если что, не церемонься, шулеры они все! С. БОЙКО. • УРОК ВПРОК Как в горшочкахденьги выращивают Если не каждый, то многие из нас были свидетелями или даже жертвами различных мошенничеств. То вдруг на улице неожиданно подскакивает девушка или молодой человек и сообщает с неподдельным энтузиазмом, что вы выиграли крупный приз в какой-то неведомой лотерее. А затем по ходу действия выясняется, что вы не единственный «счаст ливчик» и должны «доплатить»... То, заглядевшись на хит рые манипуляции с колпачками и шариком, вы втягиваетесь в игру, и ваши скудные финансы магическим образом пере кочевывают в карманы наперсточников. Я сам присутствовал недавно на одном таком спектакле. На остановке «Площадь Маркса» стояла шумная толпа. Мо лодой человек внушительных габаритов ловко орудовал с «наперстками», представлявшими собой не что иное, как пластмассовые горшочки под рассаду, и «шариком» —• ма ленькой дряблой картофелиной. Угадать, где находится картофелина мало-мальски наблюдательному человеку не представляло большого труда, и кое-кто даже «выигрывал». Сначала «выиграл», протянув неизвестно откуда взявшийся у него полтинник, маленький старичок в пыльной и потертой одежде. Затем прилично одетая женщина средних лет уга дала, где шарик, протянула пятьдесят рублей и получила сотню. Нетрудно догадаться, что это была так называемая «подстава». Трое ничего не имеющих общего между собой на первый взгляд участников были подельниками. Кроме них никто не выигрывал. Но дело в том, что люди с детства привыкают к сказкам и некоторые не отвыкают верить в них до самой старости. Вот и старенькая бабушка, пришедшая на микрорынок за про дуктами, вытаскивает отложенные из небольшой своей пен сии деньги. Колеблется. «Эх, была не была!» Указывает на горшочек, ставит полсотни. Парень, шумно разговаривая, размахивая руками, с шутками и прибаутками поднимает горшочек и... Шарика там нет. Но бабушка глазам своим пока верит, думает, что не ошиблась, вступает в спор с пар нем... Но разве устоять под напором почти двухметрового верзилы? Вытаскивает еще одну купюру: «На этот раз точно выиграю». Тут слышен «глас вопиющего в пустыне» из толпы: «Женщина! Забирайте свои деньги и быстрей уходи те отсюда!» И вправду больно смотреть, как последние, может быть, средства к существованию бабушки-пенсионерки заби рает барыга... Но надежда, как и вера, умирает последней. Надежда на чудо, вера в сказку со счастливым концом... Чтобы и вы не попались на удочку, немного о технологии «наперсточников». Они работают «бригадой»: сам «напер сточник» и «подстава». «Подставные» правильно угадыва ют, куда «спрятался» шарик, и получают выигрыш. На самом деле деньги никуда от «наперсточника» не уходят — «свои люди» возвращают их потом, незаметно. Это лишь «затравка» для наивных игроков, средство для их привле чения. Устроитель «мероприятия» нарочито немного за медляет «наперстки», чтобы все наверняка увидели, где шарик. И люди ставят деньги, будучи полностью уверены в выигрыше. Деньги немалые — 50, 100 рублей. Предполага емый выигрыш такой же. Но по правилам, учрежденным самим же наперсточником, выбрав определенный наперс ток, вы должны поставить на него ногу, и он ставит свою. Вроде бы это для надежности. На самом же деле, когда вы убираете ногу, он, убирая свою, нагибается и быстро пере кидывает шарик под другой наперсток. Доказать нахрапис тому товарищу, что он смошенничал, ой как непросто — уйти бы живу-здорову... И все эти шутки-прибаутки, актив ная жестикуляция не случайны: отвлекают внимание. Так колпачник колпачками околпачивал. Вот вам и новая жизнь старой поговорки. Вам, верно, интересно узнать, чем все закончилось? Стандартный конец. Вдали появились знакомые серые формы милиционеров, и троица тут же снялась с места и ис чезла. Какой-то мужичок подошел ко мне и с воодушевле нием поругал мошенников, к слову, рассказав, что проиг рал свой ножик: «Ставил-то против 50, а стоит ножик 20 рублей!» Смеется. Хоть сам в убытке, а доволен, что обман щика «обманул»... Эх, люди, когда же мы разучимся верить в сказки? Строятся и рушатся финансовые пирамиды, но сятся по инстанциям обманутые вкладчики, по барахолкам бродят «наперсточники» и «лохотронщики», политики обе щают золотые горы по телевизору. И даже там, наверху, кто-то играет в какие-то неведомые нам игры: то зверская жара, то собачий холод, то снег в мае, то наводнения. Нет, верить, конечно, надо — в светлое, лучшее. Да вот только без труда не вынешь и рыбку из пруда. Так что да вайте научимся быть осторожными и оставим мошенников без выигрыша. п КОЗЛОВ. ВЛЕСЯТКУ СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ ОСТРОСЛОВОВ Был колхоз —быльем порос Однажды всенародно избранный попросил тот самый народ брать суверенитета столько, сколько можно унести. Кому-то под силу была республика, кому-то — завод, кому-то — колхоз... Я, собственно, как раз о колхозе. Когда стали делить колхозное добро, взяли кому что досталось: Семен — семена, Саня — сани, Иван, разумеется, — плуг, Степан — трактор, Митрофан — боро ну. Вот уже несколько лет и «мотыжат» каждый по себе. Результат НЭЛИЦа Г. КУЗНЕЦОВ. Ленинский район. Иерархия ценностей Теперь-то мы знаем, кто такие волки, а кто овцы; кто короли, а кто пешки. И что такое угол, освоили. И где находится пятый угол — ТОЖе' В. КАЛИНИН. с. Завьялово, Искитимский район. Врут, поди? Люди судачат, что скоро в нашу область прибудет с визитом кол лективный побратим — племя Больших Тулумбасов. И что, мол, за планирован трехсуточный фестиваль дружбы с переодеваниями. Соорудят фанерные горы, наплетут лианов. А всем жителям пред ложат пересечь туда-сюда речку Издревую, засоренную нечисто тами. О том, что она имела стратегическое значение еще много веков назад, где-то я уже читал: «И приде казаки на Издре-реку. И бе зело широка и видом страхолюдна..» ПЕЧКИН г. Новосибирск. Трехмерное ощущение Я живу будто бы не в России, я живу будто бы на войне, я живу будто бы в Абиссинии — в африканской голодной стране. А. ЛЮТОВ. Кировский район. На скамейке вечерком... — Первый муж у меня бы легитимный. Жалко, погиб на войне, — говорит соседка. — А второй — нелегитимный... — Это как? — О-о-о, это такой электорат мне попался! Он устроил секвестр всем моим сбережениям. — И что? — Я ему прописала импичмент. — Надо же!.. — А с теперешним сидим ждем пенсию, семечки щелкаем. — Видно, зубы еще крепкие? — А мы их после семечек «Диролом», «Диролом»! Такой тепе рича менталитет мы нажили. — А-а-а... м ЛУЗЯНИНА г. Тогучин. Каша в голове Студент в институтской столовой перед совершением покупки стоит размышляет, что взять. Продавец поторапливает с такими «аргументами»: — Все думают, думают... Тоже мне, будущие преподаватели! Д . ГЛАДЫШЕВ. г. Новосибирск. Басы, баксы... В детском возрасте нет басов и теноров. Но в наше время жизнь заставляет детей очень быстро взрослеть, становиться крутыми, обрастать баксами и обретать бас. Значит, где баксы — там басы. А время теноров еще не пришло. Б БУРКОВ Центральный район. Такой вот ракурс Если женщина может положиться и на семидесятилетнего муж чину, значит, этот мужчина не просто дед. н ШКЛЯЕВ Советский район. Мудрость счастья Мы понимаем счастье, как мешок с деньгами. А мудрецы заявля ли, что счастье — это душевный покой, здоровье и раскрытие своих возможностей. Что касается философии, то Платон учил: после физики и в целом науки следует метафизика, или познание духовных возможностей. ^ кАРПУШЕВ г. Новосибирск. К публикации подготовил ведущий рубрики Н. ЦАРЕВ. На рисунке: взгляд на счастье глазами художника А. КЛИМА- 1 Л *.________________________________________________ I * «Советская Сибирь» № 139, 30 июля 1999 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2