Советская Сибирь, 1999, № 139

ШКОЛА САДОВОДА 2 > 0 <Ус$$ Работы разные, неотложные На пороге август. Последний месяц лета. Пора массо­ вого сбора урожая ягод, летних сортов яблок, время заго­ товки всего этого богатства на зим у... Надвигаются д р у­ гие очередны е и неотложные работы. Одна и з них — закладка новых насаждений земляники. Растение это, пожалуй, одно из самых популярных, садят и ранней весной, и летом. Среди садоводов-любителей наи­ более распространен летний срок посадки. Одни начинают выращивать рассаду в первой половине месяца, другие — раньше. Одни эту работу заканчивают в конце августа, дру­ гие — позже. Августовская посадка имеет свои преимущества перед ве­ сенней. К этому сроку заготовки рассады (розетки) успевают хорошо окорениться, а до наступления морозов пересажен­ ные растения приживаются на новом месте и, хорошо пере­ зимовав, летом следующего года дают полноценный урожай. Начинающим садоводам-любителям напомним, что выса­ живают рассаду (розетки) с хорошо развитыми сердечком и корневой системой. Может случиться, что кому-либо рассаду придется покупать или брать у друзей, соседей по садовому участку... На рисунке показано, по каким признакам следует определять качество посадочного материала. И если рассада приобретена на стороне, то ее вместе с корневой системой рекомендуется промыть в растворе, приготовленном из трех столовых ложек соли, одной чайной ложки медного купоро­ са и 10 литров воды. Розетки в этот раствор погружают на 10— 15 минут, затем ополаскивают чистой водой и высажива­ ют на грядку. При посадке нельзя заглублять или поднимать сердечко, иначе^ одном случае оно загнивает, а в другом — подсыхает. Сажать постарайтесь в пасмурную погоду, чтобы за ночь молодые растения могли хотя бы немного акклиматизиро­ ваться. При посадке хорошо расправьте корни, следите, чтобы они не загнулись. Или же в лунке насыпьте холмик, ос­ торожно поставьте на него рассаду, также осторожно рас­ правьте на нем корешки и присыпьте влажной землей. Розет­ ки после посадки сразу же полейте из маленькой леечки ме­ тодом дождевания. Кандидат сельхознаук О. А. Ганичкина рекомендует, в час­ тности, такие способы посадки: ранние и среднеранние сорта в первый год посадить загущенно — между рядами — 60 см, в ряду — 15 см. При такой загущенной посадке в первый год плодоношения земляника даст довольно высокий урожай за счет загущения. А как только закончится последний сбор ягод, каждое второе растение удаляют, и останется на гряд­ ке кустик от кустика в ряду на расстоянии в 30 см. Лишние кустики пересаживают на другую грядку. Для поздних сортов схема посадки в первый год: между ря­ дами — 60 см, а в ряду между растениями — 20 см. После сбора первого урожая каждый второй кустик удаляют, и ос­ танутся в ряду растения от растения на расстоянии 40 см. Рассаду, высаженную на грядку, первые два дня неплотно прикрывают листочками бумаги. Поливают ежедневно, 2—3 раза из лейки методом дождевания. Такой полив, чтобы хо­ рошо принялась рассада, проводят в первую неделю после посадки. В дальнейшем поливают один раз в 6— 7 дней (в жаркую погоду — чаще, через 4—5 дней) из расчета 8— 10 литров воды на 1 кв. метр грядки. Если на растениях появятся единичные цветоносы, их удаляют. В течение августа почву рыхлят два-три раза на глубину до 5 см. А какие же работы предстоит выполнить на плантации, где земляника была посажена ранее? Сразу же после сбора ягод, не дожидаясь созревания одиночных и мелких, удалите погибшие и поврежденные растения и все усы. Если перед за­ кладкой плантация не удобрялась, то внесите в междурядья перегной с добавлением суперфосфата и древесной золы. Азотные удобрения применяйте только на очень бедных поч­ вах. Начинающим садоводам-любителям напомним, что чем раньше (после сбора урожая) будут внесены удобрения, тем лучше их усвоят растения. И что послеуборочный уход за растениями имеет большое значение для формирования уро­ жая следующего года. Если же плантация отслужила свой срок и должна быть раскорчевана, то и эту работу постарайтесь выполнить как можно быстрее. Чем раньше раскорчуете, тем больше време­ ни будет для борьбы с многолетними сорняками. Кусты вы­ рубайте с частью корневой системы и складывайте в компос­ тные кучи. Срок плодоношения земляники — три года, на четвертый урожай начинает падать. И если вы решили заменить старые кусты, то перед посадкой подготовленную грядку взрыхлите вилами, разровняйте, легко утрамбуйте. Затем полейте водой из расчета 10 литров на 1 кв. метр и обработайте рас­ твором медного купороса. Для этого в 10 литрах воды разве­ дите две столовые ложки медного купороса и полейте план­ тацию из расчета 1 — 1,5 литра на 1 кв Рассада земляники: а —хорошая; б —удовлетворительная; в—слабая; г —вытянувшаяся. . метр площади. НАУКА УПРАВЛЯТЬ Созидательная энергия... конфликта Служебными бывают не только обязанности и романы, но и конф­ ликты. Причем по своей разрушительной силе они нисколько не ус­ тупают иным экономическим «обвалам». Между тем стихию назре­ вающего скандала можно направлять в нужное русло и... заставить работать на себя. Опытом разрешения служебных конфликтов делится профессор Ден Тьесволд (Нидерланды). ...Вы должны действовать в соот­ ветствии с конкретной ситуацией, но не в одиночестве—ваши коллеги тоже вряд ли хотят негативного ис­ хода. Открытое обсуждение и дове­ рительная атмосфера способству­ ют выбору оптимальной стратегии. Открытый совместный поиск путей регуляции требует упорства, навы­ ков и остроумия. Вот несколько во­ просов, которые вы должны задать себе. Перед обсуждением Создали ли вы необходимые установки на успех? Все должны осознавать, что у конфликта огром­ ные потенциальные возможности, только его нужно решать откровен­ но и умело. Создали ли вы необходимый психологический климат? Люди должны чувствовать расположение друг к другу, быть спокойными и уверенными в том, что их хотят вы­ слушать и понять правильно, — только тогда они могут высказы­ ваться честно и открыто. Есть ли у вас план действий? Для успешного решения необходи­ мы навыки коммуникации, нельзя пускать дело на самотек. Проверьте свои эмоции и идеи, подумайте, как можно прийти к взаимовыгодному решению. Во время дискуссии Способны ли вы с разных сто­ рон взглянуть на проблему? Нужно не только высказывать свое мнение, но и стараться, чтобы и другие тоже обсудили его, высказав все «за» и «против», так как причины конфликтов могут быть самые раз­ личные и только в общем обсужде­ нии может возникнуть истина. Каж­ дый должен высказываться и учиты­ вать выступления и интересы дру­ гих. Каждый ли готов? Выбирайте ситуации, где каждый может рас­ крыться, избегайте тех, которые формально сковывают. Не потеряли ли высвои общие цели? Противостоящие стороны легко о них забывают, смотрите на конфликты как на совместную про­ блему, которую каждый должен ре­ шить, а не как на борьбу, в которой кто-то должен победить. Должна быть уверенность в том, что у вас и ваших коллег общие задачи. У всех ли есть достаточная мотивация? Для «рождения» кон­ фликта нужны двое, и как минимум двое нужны, чтобы из него выйти. Одного вашего желания решить его недостаточно, нужно сделать так, чтобы и другие хотели этого. Начинайте дискуссию с объясне­ ния ценности конфликта и его эф­ фективного разрешения для всех и каждого в отдельности. Каждый до­ лжен чувствовать, что он может сде­ лать это. Следуете ли вызолотому пра­ вилу конфликта? Оно просто, но часто забывается. Помогайте дру­ гим, если хотите, чтобы помогали вам. Доверяйте другим, если хоти­ те, чтобы доверяли вам. Слушайте, если хотите, чтобы слушали вас. Если вы хотите оказывать влияние, будьте и сами уступчивы. Уверены ли выв себе? В напря­ женных конфликтах часто возника­ ют крайние чувства досады или пра­ воты. Взаимные обвинения и поиск ошибок только увеличивают сорев­ нование и усугубляют ситуацию. Участники должны не зацикливать­ ся на ошибках и промахах друг друга, а думать над тем, что они могут сделать для совместного эф­ фективного управления ситуацией. Можете ли вы поставить себя на место другого? Конфликт — уникальная возможность понять другого человека, его мир, мысли и своим коллегам, что вы пытаетесь понять их, пересказывая их точку зрения своими словами. Избегайте повторений типа «я понимаю». И просите других, чтобы они тоже объяснили, как они поняли вас. В результате вы будете способны оценить проблему со всех сторон, и избрать наилучшую позицию и ре­ шение, устраивающее всех. Определили ли вы проблему вполне? Всегда легче найти при­ емлемое решение для одного чело­ века, чем для всех. Но нужно избе­ гать таких исходов и подходов к конфликту, как к межличностному выяснению отношений, в котором все пытаются сохранить лицо, а не решить проблемы. Способны ли вы продемонст­ рировать свое расположение другим? Старайтесь поддержать других, создать им уверенность в себе, избегайте вопросов, которые могут затронуть компетентность проблемы. Не нужно поддерживать разногласия, касающиеся личности собеседника. Все ли вы сделали для того, чтобы соглашение было достиг­ нуто? Конфликт дает возможность получить новую информацию , лучше понять исходы. Постарай­ тесь найти хотя бы компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны . Еще лучше, если это будет решение, появившееся в ходе обсуждения, и лучшее, чем обе первоначальные позиции. После обсуждения По-прежнему ли вы поддер­ живаете соглашение? Вы долж­ ны верить, что оно действительно будет выполнено. Довольны ли вы? Обдумайте прошедшую дискуссию, оценив, какие навыки, необходимые для продуктивного управления конф­ ликтом, вы приобрели. Поздравьте себя с успехом и готовьтесь к новым стычкам. чувства. Стремитесь показать И з-за существующих установок на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могутим управлять и стараются его избежать, когда это возможно. Но противостояние плохо поддается коррекции, когда оно уже приобрело разрушитель­ ную силу. И менеджеры, и служащие должны понимать, что конф­ ликт обогащаетжизнь, если им умело управлять, он только укрепля­ ети коллектив, и организацию в целом. Е. ПОБАТ. По материалам журнала «Бизнес» за 1992 год. Коллаж С. СИВАКОВСКОЙ. УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, трудовые коллективы редакции газеты и издательско-полиграфического предприятия «Советская Сибирь». Регистрационный номер 36. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 630048, Новосибирск-48, ул. Немировича-Данченко, 104. Ответственный за выпуск рекламно-информационного приложения «Бизнес-партнер» Г. Н. ПЛАКСИН. ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ Тел. (383-2) 54-02-51. Факс (383-2) 54-03-39. 9-й этаж, коми. 74, 75. Е-таН: зоуз|Ь@опПпе.П5к.5и Материалы, обозначенные символом ■, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламных объявлений ответственность несут рекламодатели. Газета выходит один раз в неделю. Отпечатана в ИПП «Советская Сибирь». Тираж 36016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2